Гармоничное развитие ребёнка напрямую зависит от полноценной работы коры головного мозга. Правое полушарие отвечает за образное мышление, эмоции, восприятие окружающего мира, понимание речи, а левое — за логику и аналитическое мышление. Чтобы ребёнок полноценно развивался, важно, чтобы оба полушария работали в равновесии. Л. И. Божович считает, что важно с раннего возраста закладывать основы художественно-эстетического воспитания, чтобы обеспечить ребёнку полноценное эмоциональное, социальное и интеллектуальное развитие. Во время пения задействуется оба полушария детского мозга: в процессе пения активизируются зрительные, речевые, эмоциональные и языковые навыки. Также совместное пение, например, в хоре, помогает развитию социальных навыков и коммуникации. Во время таких музыкальных практик происходит активное развитие речевого аппарата и музыкального восприятия. Кроме прочего, пение косвенно способствует пробуждению творческого интереса, формированию позитивного настроения и психоэмоциональному подъему [1].
Пение считается одной из самых доступных и естественных форм самовыражения через творчество, поскольку не требует специальных условий или дорогостоящего оборудования. Человеческий голос — это уникальный инструмент, обладающий богатым спектром звуковых оттенков и красок. Именно с помощью голоса можно передать огромное разнообразие мелодий без необходимости использования музыкальных или технических средств [7].
А. Н. Лук объясняет, что с древних времен жизнь ребенка с раннего возраста сопровождалась пением — это были колыбельные, потешки и пестушки. По мере взросления малыш начинал самостоятельно произносить заклички и дразнилки. В дальнейшем, уже став взрослым, человек знакомился с различными видами песен: трудовыми, обрядовыми, лирическими и шуточными. Через пение человек познавал окружающий мир, погружался в свою культуру, узнавал об исторических событиях, традициях и обычаях, что способствовало формированию его личности [4].
М. В. Деньгина в своём исследовании подтверждает, что развитие музыкальных навыков значительно влияет на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, усиливается восприятие окружающего мира. Занятия пением у детей помогают реализовать ключевую задачу художественно-эстетического воспитания — развитие творческой и инициативной личности. Такой ребенок становится чувствительным и активным участником эстетической деятельности, он стремится к преобразованию действительности в соответствии с принципами красоты и гармонии [3]. Важно отметить, что музыкальная деятельность способствует развитию не только музыкальных навыков, но и общего творческого потенциала. В процессе занятий улучшается мышление, формируются эмоциональные реакции, развивается воображение, укрепляется воля и способность сосредотачиваться на поставленных задачах. Таким образом, способность воспринимать музыку зависит как от уровня музыкального и общего развития человека, так и от целенаправленного воспитания [6].
Так занятия по вокалу у детей младшего школьного возраста (от 6-7 до 9-11 лет) преследуют не только цель формирования певческих умений, но и, в первую очередь, ориентированы на развитие творческого потенциала. На уроках музыки педагог предлагает творческие задания в игровой форме, а со временем дети сами начинают вести эти игры. Восприятие музыки происходит не только через прослушивание, но и через активное участие — пение, ритмичные движения, игру на музыкальных инструментах и театрализованные постановки. Для полноценного развития музыкального восприятия важно использовать все формы исполнительской деятельности. В рамках занятий преподаватели обращаются к следующим методам [3]:
- использование наглядных материалов;
- игровые формы обучения;
- инсценировки;
- исполнение песен;
- импровизационные упражнения.
Импровизация — важный способ развивать творческий потенциал у младших школьников. Она основана на личных фантазиях и поисках ребёнка: например, при интерпретации песни или музыкального отрывка. Детские сочинения не являются целью сами по себе, а помогают духовно развиваться. В процессе обучения педагог создает условия для свободной импровизации, чтобы помочь ученикам проявить свою творческую сторону. Импровизация также предполагает совместную работу и взаимодействие с учителем и другими детьми [5].
Также понимание музыки тесно связано с активными видами музыкальной деятельности. Обычно, через жесты, движения и пластику детям проще воспринимать музыкальные произведения, их особенности, музыкальный язык и структуру. Это помогает им лучше «войти в образ» и глубже почувствовать настроение музыки. Помимо традиционных методов организации вокально-хоровой работы, подчёркивает Л. А. Большакова, важной частью музыкальных занятий является обязательное вовлечение учеников в музыкально-ритмическую деятельность. Такая деятельность помогает детям не только лучше понять музыку, но и научиться гармонично и выразительно двигаться под музыку, импровизировать движения в соответствии со звучанием. Эта форма деятельности тесно связана с игрой на музыкальных инструментах и процессом импровизации [2].
А. В. Степанищева также отмечает, что занятия по вокалу выходят за рамки простого обучения пению и развития талантов. Маленькие исполнители получают возможность выступать перед различной аудиторией, что способствует развитию навыков живого общения и эмоциональной открытости. Публичные выступления помогают формировать важные социальные умения, делают юных музыкантов более уверенными в себе, коммуникабельными и дружелюбными [7].
Наконец, вокальные занятия дают детям шанс выразить свою личность и раскрыть индивидуальность. Пение становится средством передачи их эмоций, чувств и мыслей. Такой опыт способствует развитию творческого мышления и укреплению уверенности в себе. Когда дети замечают свой прогресс и получают положительные отзывы от учителя и зрителей, они ощущают свою ценность и достигают чувства успеха [5].
Вокал способствует всестороннему развитию ребёнка, формированию эстетического восприятия и личностных качеств, а также помогает реализовать его творческий потенциал и укрепить эмоциональную открытость. В современном мире всё более очевидной становится необходимость развития воображения, способности к постоянному обучению, креативности и интуиции для решения не только профессиональных, но и бытовых задач. Именно эти творческие качества оказывают положительное влияние на повседневную жизнь: такие люди быстрее находят выход из сложных ситуаций, предлагают нестандартные решения проблем и легче осваивают новые навыки [1].
Таким образом, музыкальная вокальные практики в младшем школьном возрасте закладывает основы художественно-эстетического воспитания и даёт возможность ребёнку реализовывать свой творческий и социальный потенциал.
Список литературы
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. — СПб.: ПИТЕР. — 2008. — 400 с.
- Большакова Л. А. Развитие творчества младшего школьника / Л.А. Большакова // Завуч начальной школы. — 2002. — №2. — С. 12-16
- Деньгина М. В. Теоретико-методологические основы самовыражения младших школьников в процессе музыкального обучения // Омский научный вестник. — 2010. — №3 (88). — С. 242-246
- Лук А. Н. Психология творчества / А.Н. Лук. — М.: Наука, 1988. — 114 с.
- Омельченко Е. А. Самовыражение и культура самовыражения личности: педагогический аспект: монография / Е. А. Омельченко. — Новосибирск: Сибпринт. — 2013. — 152 с.
- Давыдов В. В. Психологическое развитие младших школьников / под ред. В. В. Давыдова. — М.: Глобус. — 1990. — 210 с.
- Степанищева А. В. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях хорового пения // Ставропольский государственный педагогический институт. —2021. — 4 с.