Общее недоразвитие речи 3 уровня – это умеренные отклонения в формировании различных сторон речи, касающиеся, главным образом, сложных лексических и грамматических единиц.
У деток с общим недоразвитием речи третьего уровня нарушены речевые процессы, такие как:
- звукопроизношение (по данным Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной две группы звуков нарушаются у 15 % детей (свистящие и сонорные или шипящие и сонорные), отмечаются пропуски. Три группы звуков нарушаются у 30 % деток, наблюдаются искажения, регулярные замены, перестановки звуков, пропуски слогов в многосложных словах. Четыре и более групп звуков нарушаются у 55 % детей, наблюдаются нерегулярные замены и искажения.
- фонематические процессы ( рассмотрим несколько состояний) :
- недостаточное различение и затруднение в анализе только тех звуков, которые нарушены в произношении (наиболее легкая степень недоразвития);
- нарушение звукового анализа, недостаточное различение большого количества звуков, относимых к разным фонетическим группам при сформированной их артикуляции в устной речи;
Нарушения формирования лексики таких деток проявляются в ограниченности словарного запаса (как активного, так и пассивного), неточном употреблении слов, трудностях актуализация словаря.
По данным Н. С. Жуковой, Е. В. Собатович и др. грамматические процессы таких детей характеризуются:
1) неправильным употреблением родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных. Давайте рассмотрим на примере: (копает лопата, красный шары, много ложков);
2) неправильным употреблением родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени ( детки говорят "дерево упала", вместо "дерево упало" );
3) неправильным употреблением предложно-падежных конструкций (под стола, в дому, из стакан) [2].
Так же у деток нарушены ВПФ (память, внимание, мышление).
- Ряд авторов, Р.Е.Левина, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усанова, А.В. Ястребова отмечают у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня недостаточная устойчивость и объем внимания, ограниченные возможности его распределения. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий [1].
- У старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня преобладают средний и низкий уровни развития слухоречевой памяти, что характеризуется соответствующим и недостаточным возрасту объемом произвольной слуховой памяти, способностью сохранять достаточную или небольшую информацию при установке на запоминание [2].
-Внимание деток старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня отличается низким уровнем произвольности, устойчивости, переключения, распределения, объема, концентрации - (детки не могут долго сконцентрироваться на задании).
Помимо речевых нарушений, также встречаются и нарушения неречевых процессов:
У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются свои особенности в развитии общей, артикуляционной и мелкой моторики. У значительной части таких деток двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в точном воспроизведении точных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Приведем пример: детям трудны движения перекатывания мяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмичные движения под музыку.
Мы можем сказать, что точные, мелкие движения, требующие ловкости и точной координации, им, как правило, не удаются.
Приведём ещё пример: ребенок не может держать одной рукой основание пирамиды, а другой нанизывать колечки на стержень, или просто держать предмет в одной руке, а другой подхватить другой предмет.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, на основании приведенных нами примеров, можно сделать вывод, что у деток с онр 3 уровня отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщение. У детей с общим недоразвитием речи третьего уровня отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления.
Список литературы
- Калягин, В. А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш.учеб.заведений /Т. С. Овчинникова. - М.:Академия, 2016.-320с.
- Игры в логопедической работе с детьми /Под ред. К. п. н. В. И. Селивёрстова. - М.:Просвещение, 2019.-245с.