В настоящее время, в век научно-технического прогресса, обучение химии в школе претерпевает серьезные изменения.
Обучающиеся должны владеть не только предметными знаниями, но и системой универсальных учебных действий для решения учебно- познавательных и практических задач.
Федеральный государственный стандарт основного общего образования предполагает формирование у обучающихся готовности к самообразованию. Поэтому педагогам необходимо менять методику преподавания учебного предмета. При организации образовательного процесса актуальными становятся вопросы о том, какие методы, формы, приемы использовать для активизации познавательной деятельности школьников.
Необходимо ответить на два вопроса «Чему учить?» и «Как учить?». Сегодня в общем образовании особую значимость приобретает направленность процесса обучения на развитие и саморазвитие личности, на формирование ее интеллекта и общей культуры. Выпускники школы должны обладать не только системой химических знаний, которая включает теории и законы химии, химические понятия, сведения о составе, строении, свойствах и применении веществ, но и функциональной грамотностью [3, c. 8]. То есть способностью применять знания на практике в реальной жизненной ситуации.
Каковы же методические аспекты преподавания предмета «Химия» в рамках школьной программы. Огромную роль в процессе обучения химии имеет химический эксперимент. Какие же функции выполняет химический эксперимент? Он представляет собой систему, которая включает в себя: демонстрационный эксперимент, проведение лабораторных и практических работ, решение экспериментальных задач обучающимися. При чем самостоятельность школьников повышается на каждом из перечисленных этапах.
Предмет «Химия» имеет экспериментальный характер. Химический эксперимент повышает интерес к предмету, способствует развитию самостоятельности, развивает мышление и умственную активность школьников. Как показывает практика, систематическое проведение экспериментов повышает успеваемость, формирует навык самостоятельного овладения знаниями.
Какие же требования предъявляются к химическому эксперименту? Демонстрационный эксперимент проводится на этапе изучения нового материала с целью формирования у школьников представлений химических веществ, явлений, процессов. Эксперимент проводит учитель. Какие требования необходимо обязательно соблюдать? Во-первых, безопасность как для учеников, так и для учителя. Во-вторых, видеть все детали опыта всеми учениками. В-третьих, надежность опыта и его эмоциональность. Если опыт не получился, учитель должен объяснить причину и на следующем уроке его повторить [3, c 31].
Помимо демонстрационного эксперимента проводится ученический эксперимент, который включает в себя лабораторные и практические работы. Лабораторная работа проводится с целью изучение нового материала, практическая работа – обобщение и систематизация знаний. При выполнении практических и лабораторных работ у обучающихся формируются экспериментальные навыки работы с химической посудой и реактивами. В свою очередь практические работы бывают двух видов: проводимы по инструкции и решение экспериментальных задач.
Список литературы
- Космодемьянская С. С., Гильманшина С. И. Методика обучения химии: учебное пособие. – Казань: ТГГПУ, 2011. – 136 с.
- Преподавание естественно-научных предметов в условиях обновления содержания общего образования: методическое пособие / [Пентин А. Ю., Заграничная Н. А., Никишова Е. А. и др.]; под ред. А. Ю. Пентина. — М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2021. — 184 с.
- Химия (базовый уровень). Реализация требований ФГОС основного общего образования: методическое пособие для учителя / Каверина А. А., Пичугина Г.В.; под ред. Г. В. Пичугиной. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. – 81 с.