Формирующее оценивание: переход от оценки знаний к развитию компетенций

Формирующее оценивание: переход от оценки знаний к развитию компетенций

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 17 (115), Май ‘23

Дата публикации 18.04.2023

Поделиться

Оценка является неотъемлемой частью образовательного процесса, которая позволяет измерить результаты обучения и оценить уровень развития умений и достижений учеников. В данной статье рассмотрим основные методы и формы оценки, принципы оценивания, техники фиксации и оценивания уровня развития умений и достижений школьников, а также инструменты формирующего оценивания.

Формирующее оценивание является важным инструментом в оценке уровня развития умений и достижений школьников. Оно позволяет не только оценивать полученные результаты, но и влиять на их формирование.
Этот подход помогает обучающимся лучше понимать свои сильные и слабые стороны, а также учителю получить информацию о том, как лучше помочь ученикам на их пути к успеху.

По сравнению с традиционным оцениванием, формирующее оценивание сосредоточено на процессе обучения, а не только на результате. Учитель проводит регулярные тесты и задания, чтобы оценить уровень знаний учеников, и использует эту информацию, чтобы скорректировать свой подход к обучению. Традиционная форма оценивания включает в себя тестирование и экзамены. Такие формы оценивания часто сопровождаются высокой степенью напряжения и стресса у школьников, что может стать фактором, препятствующим хорошим результатам. Современные формы оценивания более мягкие и способствуют более приятной и продуктивной атмосфере в классе. Некоторые из них включают в себя игры, симуляции или исследовательские проекты.

Для достижения успеха в оценке уровня развития умений и достижений школьников, учителям нужны правильные инструменты и стратегии.
Формы оценки можно подразделить на стандартизированные (устные, письменные) и нестандартизированные (проекты, творческие работы, продуктивные задания, практические работы, портфолио, самоанализ, самооценка и др.).

Принципы оценивания:

  • Вовлеченность в оценочную деятельность, как педагогов, так и обучающихся.
  • Объект оценки - планируемые результаты
  • Складывается из промежуточной (внутренняя, совместная, отражает динамику достижений ученика) и итоговой (внешняя, оценивает возможности для продолжения образования).
  • Комплексный подход к оценке результатов (оценка трех групп результатов - предметных, метапредметных, личностных).
  • Уровневый подход (базовый, повышенный).
  • Оценка индивидуальных достижений на основе «метода сложения».

В процессе фиксации и оценивания уровня развития умений и достижений школьников применяются различные техники, такие как:

  • портфолио развития;
  • портфолио достижений.
  • творческая книжка школьника;
  • дневник самооценки и достижений;
  • карта достижений;
  • матрица учебных достижений;
  • публичный отчет / открытый экзамен;
  • индивидуальная образовательная траектория;
  • папка индивидуального планирования;
  • проект.

Инструменты формирующего оценивания:

  • оценочная лесенка;
  • волшебные линеечки;
  • знаковая символика;
  • цветовая символика;
  • карта успешности;
  • лист достижений;
  • недельные отчеты;
  • самооценочный лист;
  • портфолио;
  • рейтинг знаний;
  • диагностические карты;
  • дневник развития.

При оценке учеников могут включаться как самооценка, так и совместное оценивание ученика и учителя, а также внешняя оценка.

Методы сбора информации при формирующем оценивании

  • карта понятий;
  • шкала самооценки;
  • лист самооценки;
  • составление тестов;
  • оценочные рубрики;
  • мини-обзор;
  • опросник.

 «Cоставление тестов»

Учащиеся самостоятельно готовят вопросы по пройденной теме.
Такая форма самостоятельной работы помогает ученикам лучше понимать материал, который они изучают, углубляет их знания по теме, развивает умение самостоятельно формулировать вопросы и анализировать материал, развивает мышления, способствует активному участию учеников в обучении и повышает мотивацию к изучению предмета.

Например, составление тестов по пройденному произведению:

  • Форма – составление учениками тестовых вопросов.
  • Цель – узнать, как учащиеся самостоятельно освоили новый материал, и стимулировать их познавательный интерес.
  • Инструкция – составить дома в письменном виде тестовые вопросы по пройденному произведению и указать ответы к ним.

«Письменные комментарии» - это «хорошие слова» или комплименты, которые формируют у школьника уверенность в себе. Это важное качество помогает ему успешно учиться. При оценке письменной работы отмечаются не только ошибки и погрешности в выполнении работы, но и все удачные места, делаются поощрительные записи.

«Оценочные рубрики»

У учеников не будет вопросов: почему «4», а не «5», если они понимают, каких достижений от них ожидают, какие критерии при этом используются.
Оценочные рубрики- это таблицы, которые определяют критерии для оценки выполнения различных заданий, включая соответствующие баллы, и основаны на ожидаемых учебных результатов и достижениях учеников. Эти таблицы могут использоваться для оценки любых форм учебных достижений и обеспечивают объективный внешний стандарт для сравнения достижений учеников. В каждой рубрике содержится набор критериев оценки и соответствующих баллов.

«Опросник»

Опросник представляет собой инструмент, состоящий из ряда утверждений, которые ученик должен оценить в соответствии с определенной шкалой согласия или несогласия. Она может использоваться для определения оптимальных форм обучения и отношения учеников к конкретному предмету. Можно провести опросник в начале курса, чтобы выяснить, какие формы обучения наиболее подходят для учеников. Это поможет преподавателю выбрать соответствующую стратегию обучения.

Опросник также может быть использован для сравнения отношения учеников на начальном этапе (до начала курса) и в конце курса (после обучения). Это даст преподавателю возможность увидеть, как ученики воспринимают различные темы курса, а также скорректировать содержание и методы преподавания в процессе обучения, если необходимо.

«Постановка вопросов» – эффективная техника формирующего оценивания, т.к. вопросы помогают учителю определить стартовые позиции ученика и учитывать их в ходе обучения.

  •  Какие еще примеры ты знаешь?
  •  Как ты можешь доказать, что …?
  •  Как можно решить задачу?
  •  Что ты думаешь о …?
  •  Почему ты так думаешь?

 «Карты понятий»

Диаграммы «Карты понятий» позволяют оценивать глобальное понимание учениками предметов или отдельных тем. Карта состоит из узловых точек, представляющих определенные понятия, связанных линиями с пометками. Узлы понятий расположены на разных уровнях, от наиболее общих до более специализированных, чтобы отразить иерархию информации.

«Выходной билет»

После изучения нового материала, учитель задает несколько вопросов по теме, предлагая на выбор несколько правильных ответов. Те, кто ответит правильно на вопросы, пересаживаются в конец класса и выполняют следующее задание. Те, кто ответил неправильно, садятся ближе к Вам. После этого учитель поясняет им сложные моменты и снова задает вопросы. Те, кто ответил правильно, пересаживаются в конец класса. Остальные передвигаются ближе к учителю, и так далее, пока все не усвоят тему.

«Самооценка учащихся»

Самооценка – это знания о собственном знании и незнании, о собственных возможностях и ограничениях. Ученик формирует самооценку, когда развивает навыки: - восприятия себя со стороны, учитывая разные точки зрения; - критического анализа своих действий.

В целом, методы сбора информации при формирующем оценивании помогают учителям проводить оценку учеников честно и объективно. Это инструмент для повышения мотивации и эффективности учебного процесса.

К плюсам формирующего оценивания можно отнести:

1. Объективность. Оценивание предметов формирующим методом производится на основе реальных достижений студента, а не на основе его способности к "набиванию шишек". Это позволяет учителям оценивать каждого ученика по-разному и справедливо.

2. Разнообразие. Формирующее оценивание учитывает достижения студента не только в учебе, но и в других областях. Это помогает учителям лучше оценить учеников и предоставлять им возможности для развития в различных областях.

3. Мотивация. Формирующее оценивание может стимулировать учеников вкладывать больше усилий в учебу и улучшать свои навыки. Это происходит благодаря поощрению достижений и возможности увидеть свой прогресс.

4. Индивидуальный подход. Формирующее оценивание позволяет учителям учитывать индивидуальные способности и потребности каждого ученика. Это не только помогает студентам лучше понимать материал, но и позволяет им раскрыть свой потенциал.

5. Созидательный подход. Формирующее оценивание словно творческий процесс, где учитель и ученик вместе подходят к заданию и оценивают его выполнение. Это позволяет студентам развивать свою творческую составляющую и учиться предлагать свои идеи.

В заключение, формирующее оценивание и техники фиксации уровня развития умений и достижений могут быть использованы для облегчения процесса оценивания и повышения мотивации учеников. Через использование правильных техник, помощи учителей и использования новых форм оценивания, школьники могут приобрести уверенность и опыт, необходимые для достижения успеха в обучении.

Список литературы

  1. Бородкина Н.В., Тихомирова О.В. Формирующее оценивание в школе. – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016.
  2. Крылова О.Н., Бойцова Е.Г. Приемы формирующего оценивания. Методический конструктор. – М.: Русское слово, 2016.
  3. Пинская М.А.- Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие / М.А. Пинская. – М.: Логос, 2010. – 264 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary