Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в современных образовательных организациях среднего школьного образования на территории России недостаточное внимание уделяется формированию имиджа. Это в первую очередь связано с недостаточным развитием конкуренции, в первую очередь в сфере коммерческого образования. Однако несмотря на то, что он развивается уже более 30 лет, формирование имиджа и представления об образовательной организации для основного потребителя остается не столько значимой темой на фоне других аспектов деятельности образовательной организации.
На сегодняшний день тема формирования имиджа в образовательной сфере достаточно хорошо изучена. Например, М.С. Пискунов рассматривает имиджа образовательной организации как эмоционально окрашенный образ, который складывается из заданных характеристик и призван оказать психологическое влияние на социальное окружение [4, c.46]. Луговская Е.М. рассматривает формирование имиджа образовательной организации, как процесс, при котором создается запланированный образ [3, c.89]. В работе других авторов, формирование имиджа образовательной организации описывается как процедура, в ходе которой благодаря имеющимся ресурсам формируется запланированный образ организации [2, c.266].
Рассмотрим основные составляющие формирования имиджа образовательной организации в работах разных авторов (Таблица 1).
Таблица 1 - Подходы к определению критериев имиджа образовательной организации
Автор |
Критерии формирования |
Губарьков С.В. [6, c.42] |
Образ руководителя, качество образования, сталь образовательного учреждения, внешняя атрибутика, образ персонала, стоимость обучения, уровень психологического комфорта |
Луговская Е.М., Тюстина Г.Г.[3, c.87] |
Учащиеся и их личный опыт, родители учащихся и выпускников, социальные партнеры образовательной организации, освещение организации в СМИ. |
Жамкова М.Ю., Милюхина А.В. [2, c.267] |
формулировка имиджевых целей и имиджевой стратегии; создание имидж-портрета; выбор способов продвижения имиджа. |
Для оценки и формирования имиджа образовательной организации была проведена экспериментальная работа на базе на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 1 г. Михайловска».
Для проведения исследования была выбрана индикаторная оценка позитивного имиджа школы Н.Л. Жарикова, которая включает внутренний (корпоративный) имидж, внешний имидж (потребительский) и партнёрский имидж [5].
Оценка внутреннего имиджа показала следующие результаты: ученики школы принимают активное участие в олимпиадах и конкурсах, в 2022 году 416 детей получили грамоты и благодарности; успеваемость составляет 100% (высший бал по ЕГЭ-87%, а средний 67%); 94% педагогов с высшим образованием, а 33% имеют высшую квалификационную категорию; большая часть педагогов старше 45 лет и имеет стаж выше 25 лет.
Оценка внешнего имиджа проводилась среди родителей на основе анкетирования, которое показало следующие результаты: большая часть опрошенных считает, что определяющим в формировании имиджа школы является квалификация педагогов и активность школы в общественных мероприятиях; 92% опрошенных считают, что школе необходимо формировать положительный имидж; большинство родителей посчитали, что в наибольшей степени на имидж школы влияет высокий рейтинг школы, высокий профессионализм коллектива; комфортные условия, взаимодействие администрации школы с учениками и родителями; около 78% опрошенных считают обязательной наличие внутренней культуры школы; 68% считают, что недостаточно информированы о жизни школы и не могут получить достаточно сведений о ней.
Партнерский имидж школы характеризуется следующими основными компонентами: активное взаимодействия с другими образовательными организациями в том числе дополнительного школьного образования; недостаточная работа со средствами массовой информации и местными органами власти; недостаточное внимание уделяется публичной сфере и связям с общественностью.
Оценка имиджа проводилась по средствам бального метода от +5 (наивысший результат) до – 5 (самый низкий результат) и 0 если школа не использует определенный аспект. Таким образом, результаты распределись следующим образом: потребительский имидж – 3,7 балла, корпоративный – 3,5 балла, партнерский – 3,6 балла. В целом можно говорить о положительном имидже МАОУ СШ № 1 г. Михайловска.
Формирование имиджа МАОУ СШ № 1 г. Михайловска возможно благодаря развитию цифровых технологий. В ходе формирующего эксперимента для формирования и развития имиджа образовательной организации был разработан кодекс корпоративной культуры, включающий основные аспекты формирования цифровой культуры персонала; проведен конкурс педагогического мастерства с применением цифровых технологий; было снято два ролика с экскурсией по школе.На этапе констатирующего эксперимента был проведен опрос среди родителей и сотрудников школы, результаты которого показали: 85% считают, что школа готова к формированию цифрового имиджа; 87% ответили, что цифровая культура является неотъемлемой частью современного имиджа; 85% уверенно владеют цифровыми технологиями; у 90% опрошенных есть опыт формирования и размещения цифровых материалов.
Результаты сравнения, контрольного и констатирующего эксперимент приведены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Сравнительные результаты оценки индикаторов имиджа МАОУ СШ № 1 г. Михайловска на констатирующем и контрольном этапе
Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование имиджа МАОУ СШ № 1 г. Михайловска возможно благодаря развитию и внедрению цифровых технологий. Их использование позволяет повысить информированность, постоянное обновление информации о школе в социальных сетях, подача этой информации в интересной и современной форме позволяет привлечь широкую аудиторию.
Список литературы
- Губарьков, С. В. Формирование положительного имиджа образовательного учреждения: необходимость и основные этапы // Право, история, педагогика и современность: Сборник статей Международной научно-практической конференции, Пенза – 2020. – с. 40-44.
- Жамкова М.Ю., Милюхина А.В. Формирование имиджа образовательных организаций в системе дополнительного образования//Вопросы студенческой науки – 2020 - № 10(50) – с.264-269.
- Луговская, Е. М. Формирование имиджа профессиональной образовательной организации - требование современного времени // Инновационные научные исследования 2023: экономика, право и управление: Сборник материалов XXV международной очно-заочной научно-практической конференции, Москва - 2023. – с. 86-88.
- Пискунов М.С. Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования // Мониторинг и стандарты в образовании, 1999- № 5. - с. 45-51.
- В поисках успешного образа. Критерии эффективности позитивного имиджа школы. [Электронный ресурс] – URL: https://upr.1sept.ru/article.php?ID=200500909 (Дата обращения 30.11.2023)