Результаты социологических исследований убедительно свидетельствуют о том, что, значительная часть молодежи, делают свой профессиональный выбор разрозненно, мозаично и противоречиво, под влиянием информационного поля окружающих субъектов (сверстников, родителей, публичных личностей и др.). Это обусловлено незнанием реальности, желанием немедленного получения высоких карьерных и финансовых результатов. Следует констатировать, что среди молодежи утратили свою популярность рабочие профессии. Ориентируясь на получение профессионального образования как такового, без учета склонности к профессии, фактически ради диплома, молодые люди испытывают неудовлетворенность собственным профессиональным выбором и, как следствие, теряют мотивацию к труду. В связи с этим важно ориентировать молодых людей на выбор направлений профессионального образования и получение профессий, востребованных предприятиями и организациями региона.
Работу в этом направлении необходимо начинать с дошкольного возраста, так как в этот период активно формируются личностные механизмы поведения и самосознания в форме адекватной оценки собственных личностных качеств. Создание соответствующих условий и дальнейшая работа в данном направлении на последующих этапах возрастного развития позволяет ребенку сделать профессиональный выбор осознанно, самостоятельно и стать успешным.
В недалеком будущем детям предстоит строить свою жизнь интересно, разумно, созидательно, а для этого от них потребуются умения ориентироваться в окружающей жизни, научиться действовать самостоятельно и творчески. Правильным ориентиром в жизни детей являются взрослые. Влияние примера взрослого на ребенка огромно и многофункционально. Особенно важно то, что взрослый – это образец, модель в приобретении ребенком своего собственного опыта.» [19] Приобщение ребенка к миру взрослых – является одной из самых актуальных, сложных и значимых проблем современной жизни. Соответственно существуют и разные подходы к решению данной проблемы – проблемы приобщения детей к трудовому миру взрослых: через ознакомление с трудом взрослых; через овладение детьми трудовыми навыками и операциями; через интерес к личности взрослого человека, отношение к нему. «Вся система работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о труде взрослых должна строиться по трём основным линиям:
– приближение детей к труду взрослых;
– приближение работы взрослых к детям;
– совместная деятельность детей и взрослых.
Данное направление этой работы ведётся в ходе непрерывной образовательной деятельности по формированию представлений о труде людей разных профессий, которое предполагает обязательное включение предварительной беседы о данной тематику профессии» [1, с 3]. Знакомство детей с трудом взрослых имеет смысл проводить и в процессе изобразительной деятельности. «Лепка, аппликация, конструирование – это те виды деятельности, которые позволяют изучить разные стороны профессий без ухода от общей темы» [2, с 25].
В процессе непрерывной образовательной деятельности при знакомстве детей 6-7 лет с трудом взрослых «важно расширять и углублять знания о профессиях: направлять работу не столько на количество, сколько на качество даваемой детям информации. Ведь именно содержательность такой информации положительно будет сказываться на будущем профессиональном самоопределении детей».
Интерес к наблюдаемому труду взрослых у детей возрастёт во много раз, если им дадут возможность принять в этом, хотя бы небольшое, участие. С развитием It-технологий стали доступны всевозможные виртуальные экскурсии.
Совместная деятельность взрослого и ребёнка. К данному направлению работы с детьми относятся сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации, а также другие формы познавательной» «деятельности, которые могут быть реализованы в течение режимных моментов дня, в любой свободной и совместной деятельности педагога и ребёнка». Грамотный подбор и «правильное проведение дидактических игр помогает воспитателю расширять представления детей о людях самых разных профессий.
В детской художественной литературе существует большое количество произведений, которые посвящены труду. Стихотворения и рассказы, сказки и загадки о профессиях и об орудиях труда; поговорки и пословицы о труде, трудолюбии, мастерстве; скороговорки, в которых упоминаются профессии и орудия труда; считалки и стихи для пальчиковой и артикуляционной гимнастики; физкультурные минутки помогут в непосредственной форме давать детям новую и необходимую информацию о профессиях, а также закрепить полученные ранее знания.
В ходе проведения различных тематических праздников и развлечений также можно затронуть тему знакомства с профессиями взрослых. На утренниках, которые посвящены празднованию Дня защитника Отечества и Международного женского дня, уместно будет напомнить о профессиях родителей и акцентировать внимание на общественной значимости их профессиональной деятельности. Спортивные праздники, дни здоровья – отличный способ обратить внимание детей на профессии, представителям которых необходимо иметь крепкое здоровье, хорошую физическую подготовку, например, лётчику, водолазу, космонавтку, спасателю. Во время проведения тематических праздников, например, день геолога, день нефтяника, день учителя, день р энергетика» [3, с 40]. «Приобретённые в процессе вышеперечисленных форм работы с детьми представления о людях разных профессий благотворно скажутся на развитии ролевого поведения в сюжетных играх у детей. Сюжетно-ролевая игра – не только является ведущей деятельностью дошкольника, но и становится необходимым средством в реализации задач ранней профессионализации.
Воспитатель должен научить ребёнка переносить знания, полученные из различных источников в сюжеты своих игр. «В ходе профориентационной сюжетно-ролевой игры повторяются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. Профориентационная сюжетно-ролевая игра, в целом, не даёт детям новых знаний. В процессе такой игры ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых превращаются в доступный для ребёнка опыт, с помощью которого эти знания концепции присваиваются родителей ребёнком. В возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра профориентационного направления постепенно всё более усложняется по содержанию». «В старшей и подготовительной группах игры усовершенствуются, особенно те в которых отражены отдельные профессии (продавец, почтальон, актёр, врач, водитель, лётчик). В играх детям воспроизводятся не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе, появляются игры о профессиях родителей. В процессе профориентационных сюжетно-ролевых игр педагогу следует стимулировать детей:
– вводить в игру всё новые атрибуты: технику, инструменты;
– вводить в игру всё новые роли-специальности (пилот, стюардесса; капитан, штурман, матрос);
– расширять перечень сюжетов для игр («пекарня», «банк», «туристическое агентство», «кафе», «театр», «аптека»).
Именно в таких с сюжетно-ролевых играх изучаются сведения о профессиональной деятельности взрослых, закрепляются знания, полученные в ходе непрерывной образовательной варят и совместной деятельности. О том, что с эти знания сформированы достаточно полно, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и реквизиты с для игры» [4, с 78].
«Для ранней профессионализации детей старшего дошкольного возраста можно применять и традиционные методы обучения и воспитания:
– словесный метод (беседы с использованием наглядности и игровых персонажей, чтение детской художественной литературы);
– наглядный метод (наблюдение за конкретными трудовыми процессами людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
– практический метод (эксперименты с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
– игровой метод (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые детей ситуации)» [4, с 91].
«Эффективное осуществление всех вышеперечисленных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста будет невозможным без организации правильной соответствующей возрастным особенностям детей профориентационной предметно-развивающей среды.
Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профессионализации предполагает:
– подбор в книжном уголке художественной литературы, энциклопедий, текст самодельных книжек-малышек, связанных с темой «профессии»;
– создание картотеки пословиц к и поговорок, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда;
– подбор в уголке изобразительной деятельности иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями;
– подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;
– подбор демонстрационного материала по теме «профессии»;
– подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «профессии»;
– выпуск настенной газеты, посвящённой профессиям взрослых;
– оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников;
– оформление альбома с фотографиями «профессии наших родителей»;
– материалы для сюжетно-ролевых игр» [4, с 91].
Таким образом, организация развивающей среды по ранней профессионализации детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации является важным аспектом их всестороннего развития. В данной статье мы рассмотрели особенности организации такой среды и ее значимость для детей.
Первоначально, важно учесть возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста. Они находятся на стадии активного усвоения мира, формирования личности и освоения различных видов деятельности. Развивающая среда должна способствовать их самостоятельности, активному участию и развитию различных навыков.
Для создания развивающей среды необходимо использовать разнообразные материалы, игры и задания, адаптированные к возрастным особенностям детей. Важно предоставлять им возможность выбора активностей, развивать их творчество и фантазию. Также необходимо создавать условия для самостоятельного и коллективного творчества, поощрять и поддерживать их инициативу.
Следующим важным аспектом является сотрудничество с родителями. Взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации позволяет создать благоприятное окружение для развития детей.
Список литературы
- Демидова, Г.А. Организационно-педагогические условия формирования лидерского потенциала менеджера социально-трудовой сферы в рефлексивной среде дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] / Г.А. Демидова // Режим доступа: http://sibаc.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/4625-2012-11-08-18-55-57
- Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром [Текст]. Учебник / С.А. Козлова, С.В. Кожокарь, С.Е. Шукшина, А.Ш. Шахманова. – М. : Инфра-М, 2018. – 146 с.
- Куцакова, Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 3-7 лет [Текст] / Л.В.
- Куцакова. – М : Мозаика-Синтез, 2019. – 128 с.