КАК ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ МЕНЯЕТ ТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

КАК ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ МЕНЯЕТ ТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

76

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 31 (232), Август ‘25

Поделиться

Искусственный интеллект (ИИ) в корне меняет традиционные методы преподавания и обучения, делая образовательный процесс более персонализированным, интерактивным и эффективным.

Ключевые преобразования традиционной педагогики под влиянием ИИ:

1. Персонализация обучения и адаптивные траектории

С помощью ИИ уроки и задания подстраиваются под индивидуальные нужды учащегося, его темп, стиль усвоения информации и текущий уровень знаний. Алгоритмы анализируют результаты, выявляют пробелы, предлагают нужные упражнения и дополнительные объяснения. Такой подход мотивирует учащихся и помогает им быстрее освоить материал.

2. Мгновенная обратная связь и индивидуальная поддержка

ИИ-сервисы и умные тьюторы оперативно анализируют работу каждого ученика и дают подсказки, рекомендации, корректируют ошибки в реальном времени. Это облегчает самостоятельное обучение и даёт ученикам уверенность, а преподавателю — понимание, на что следует обратить внимание.

3. Автоматизация рутинных задач

ИИ может автоматически проверять тесты, сортировать задания, вести электронные журналы, выставлять оценки и составлять отчёты по успеваемости. Преподаватель тратит меньше времени на бумажную работу и получает возможность сфокусироваться на мотивации учеников и развитии их творческих и критических способностей.

4. Интерактивные и иммерсивные форматы обучения

ИИ интегрируется с технологиями дополненной (AR) и виртуальной реальности (VR), что позволяет проводить виртуальные лаборатории, экскурсии, симуляции. Ученики могут разыгрывать бизнес-кейсы, управлять виртуальными предприятиями, проводить научные опыты. Это делает уроки более увлекательными и практико-ориентированными.

5. Интеллектуальный анализ и прогнозирование успеха

ИИ-аналитика помогает выявлять успешные методики преподавания, отслеживать динамику группы, определять зоны риска и заранее разрабатывать индивидуальные траектории помощи для каждого ученика или класса.

6. Расширение доступа и инклюзивность

ИИ делает качественное образование доступным широкому кругу пользователей, включая учащихся из отдалённых регионов и людей с особыми образовательными потребностями. Технологии перевода, преобразование текста в речь и наоборот, генерация субтитров способствуют реальной инклюзивности обучения.

Вместе с преимуществами внедрения ИИ сопровождается рядом вызовов: Риски ошибок и неточностей. Нейросети могут предлагать недостоверную информацию ("галлюцинации"), особенно при работе с гуманитарными задачами или при недостаточной проработке алгоритма. Вопросы этики и безопасности данных. Для эффективной работы ИИ необходим доступ к образовательным данным, что повышает требования к кибербезопасности и соблюдению конфиденциальности персональных данных пользователей. Сложность интеграции в традиционную педагогику. Некоторые педагоги испытывают затруднения при освоении новых технологий, а необходимая цифровая инфраструктура доступна не во всех регионах и учреждениях.

Итоги и новые педагогические роли

Преподаватель становится наставником и фасилитатором: он сопровождает, направляет и вдохновляет, используя данные и рекомендации ИИ для более точного воздействия на каждого ученика.

Образование становится гибким, индивидуализированным и динамичным, а роль учителя всё больше смещается от передачи знаний к развитию мышления, творческих и социальных навыков.

ИИ не вытесняет традиционные методы, а усиливает их, делая обучение более адресным, современным и эффективным, при этом сохраняет ключевое значение живого педагогического контакта и человеческого фактора.

Список литературы

  1. ИИ для преподавателей: 5 способов улучшить преподавание с помощью ИИ / [Электронный ресурс] // [сайт]. — URL: https://founderz.com/blog/ai-for-teachers-5-ways-ai-can-improve-teaching/ (дата обращения: 03.08.2025)
  2. Как искусственный интеллект повлияет на процесс обучения? / [Электронный ресурс] // [сайт]. — URL: https://www.eschoolnews.com/digital-learning/2024/02/05/how-will-artificial-intelligence-impact-the-way-we-teach/ (дата обращения: 03.08.2025)
  3. Как искусственный интеллект в образовании меняет классы / [Электронный ресурс] // [сайт]. — URL: https://learningsciences.smu.edu/blog/artificial-intelligence-in-education (дата обращения: 03.08.2025)
  4. Влияние искусственного интеллекта на образование / [Электронный ресурс] // [сайт]. — URL: https://www.eschoolnews.com/digital-learning/2024/02/05/impact-of-artificial-intelligence-in-education/ (дата обращения: 03.08.2025)
  5. Влияние искусственного интеллекта на традиционные методы обучения / [Электронный ресурс] // [сайт]. — URL: https://learningmole.com/artificial-intelligence-on-traditional-teaching/ (дата обращения: 03.08.2025)
  6. Роль искусственного интеллекта в современном образовании / [Электронный ресурс] // [сайт]. — URL: https://onlineprograms.education.uiowa.edu/blog/role-of-ai-in-modern-education (дата обращения: 03.08.2025)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее