Особенности физического воспитания детей дошкольного возраста с нарушением речи в результате неправильного прикуса

Особенности физического воспитания детей дошкольного возраста с нарушением речи в результате неправильного прикуса

В статье представлен краткий анализ отечественной и зарубежной литературы, отражающий некоторые особенности физического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи в результате неправильного прикуса. Показаны задачи оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности.

Авторы публикации

Рубрика

Медицина

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 5 (50), февраль ‘22

Дата публицакии 30.01.2022

Поделиться

Зубы верхней и нижней челюстей находятся в определенных соотношениях между собой (относительно друг друга) — т. е. сформирован определенный прикус. Имеется несколько толкований слова прикус, который приводится ниже.

ПРИКУС — (у человека) взаимное положение верхних и нижних зубных рядов при их смыкании. Различают физиологический (каждый зуб верхней челюсти контактирует с 2 зубами нижней челюсти; разновидность физиологического прикуса ортогнатия: зубы верхней челюсти… … Большой Энциклопедический словарь.

ПРИКУС — постановка, положение сомкнутых зубов при сжатых челюстях. Зубы с правильным прикусом. Неправильный прикус. Толковый словарь Ушакова. Д. Н. Ушаков.… … Толковый словарь Ушакова.

ПРИКУС, а, муж. Положение зубов при сомкнутых челюстях. Правильный, неправильный п. Толковый словарь Ожегова.

В норме зубы верхней челюсти должны перекрывать одноименные зубы нижней челюсти на 1/3 высоты коронки зуба. При нарушении такого взаимоотношения развивается патология прикуса, в котором различают: Дистальный прикус — нарушение смыкания зубов, когда резцы и клыки верхней челюсти расположены впереди соответствующих зубов нижней челюсти. Причины нарушения прикуса: особенности анатомического строения верхней и нижней челюсти; смещение зубов и зубных рядов; снижение жевательной функции при кариесе; нарушение носового дыхания. При такой выступающей верхней челюсти нижняя губа попадает в щель между верхними и нижними зубами. Медиальный прикус — нарушение смыкания зубов, когда нижние зубы и нижняя челюсть чрезмерно выступают вперед по отношению к верхней челюсти. Причины нарушения прикуса: неправильное развитие челюсти; укорочение уздечки языка; гипертрофия (увеличение) миндалин; вредная привычка сосать палец; макроглоссия (большой язык); нарушение звукопроизношения; различные заболевания костей челюстей. При таком прикусе выступает вперед подбородок, западает верхняя губа, вогнутый профиль лица. Открытый прикус — разновидность вертикальной аномалии прикуса. При этом не смыкаются зубы верхней и нижней челюсти, между ними остается вертикальная щель на переднем или на боковых участках. Причины нарушения прикуса: рахит, травмы лица, сосание пальцев или различных предметов, укорочение уздечки языка, нарушение звукопроизношения, наследственные особенности. Глубокий прикус — разновидность нарушения вертикального прикуса, возникающего при значительно большем, чем на 1/3, перекрытии зубами верхней челюсти зубов нижней челюсти, что нарушает нормальное жевание, развивается дисфункция височно-нижнечелюстных суставов, нижние зубы травмируют слизистую оболочку переднего отдела твердого нёба, возникает травмирующий глубокий прикус. Появляются боль и хруст в суставе, лицевые боли, головные боли, снижение слуха, головокружение. Причины нарушения прикуса: чаще всего наследственный фактор, реже — кариес, изменение величины зубов, нарушение функции дыхания и речи. При таком прикусе укорачивается нижняя треть лица, углубляется надподбородочная складка. Перекрестный (косой) прикус — это аномалия горизонтального расположения челюстей. Одна челюсть относительно другой может смещаться в сторону (при сужении нижнего зубного ряда или челюсти) либо косо в сторону. Возможно сочетанное смещение. При этом нарушается симметрия лица, ограничиваются боковые движения нижней челюсти, часто нарушается функция височно-нижнечелюстных суставов, смещается уздечка верхней или нижней губы, нарушается жевание. Причины нарушения прикуса: нарушение костной системы, кариес, жевание одной стороной челюстей, нарушение мышц лица, расстройства дыхания, речи. Более 80 процентов людей имеют искривленные зубы или нарушения прикуса. Неправильный прикус у детей чаще всего проявляется следующим образом: -           выдвижение зубов вперед или назад, - неправильная постановка челюсти при смыкании зубов, - поворот зубов вокруг собственной оси, - промежутки между зубами, -неровные ряды зубов. Неправильный прикус у детей может быть вызван следующими причинами: - несвоевременное прорезывание зубов, - нарушения осанки ребенка, - различные вредные привычки (частое сосание пальцев, игрушек, чрезмерное увлечение соской и т. п.), - частые заболевания горла и носа, в результате которых ребенку много приходится дышать ртом, что ведет к нарушению формирования лицевых костей, -           наследственная предрасположенность к неправильному прикусу, - преобладание в рационе ребенка мягкой пищи, в результате чего жевательный аппарат недогружается, и челюсти развиваются с нарушениями. Одним из важнейших направлений развития детей дошкольного возраста является работа, способствующая физическому воспитанию для их развития и укрепления здоровья, а также преодолению недостатков в их психофизическом развитии, в частности, нарушения речи. В пятом издании «Стратегии обучения для физического воспитания средней школы», изданном в Бостоне, Массачусетс Harrison, Joyce M. отмечают, что «Физическое воспитание — это изучение, практика и понимание искусства и науки движения человека». Движение важно для индивидуального роста и развития, поэтому роль физического воспитания важна для обеспечения учебной деятельности, что способствует не только развитию навыков и знаний, но и повышает общее здоровье человека. Физическое воспитание не только выполняет уникальную роль в сфере образования, но также является неотъемлемой частью учебного процесса. Важную связь между физической активностью и развитием головного мозга, его когнитивной деятельностью играет игра как один из элементов физического воспитания. Так, C. Bencraft, C. Edwin. обнаружили, что «сенсорные и моторные действия играют заметную роль в укреплении синаптических соединений и нервных путей». Эрик Дженсен еще в 1998 году показал, что мозжечок обладает не только исключительно двигательной активностью, но и включает в себя как познавательные, так и сенсорные операции. В резюме результатов исследований, Bencraft указывает, что увеличить когнитивную деятельность человека могут: 1) сложные двигательные задания у детей до десяти летнего возраста увеличивают познавательные способности за счет активизации богатых дендритом мозга; 2) аэробная тренировка улучшает когнитивную функцию за счет увеличения числа капилляров в мозгу для доставки кислорода и глюкозы и удаления двуокиси углерода; 3) кросс-боковых движений для повышения способности к общению между полушариями мозга; 4) физическая активность сокращает производство химических веществ, стресс, препятствуют познавательные процессы. Большое значение для развития речи придаётся психофизическому здоровью детей, особенно в дошкольных образовательных учреждениях. В последние годы в нашей стране и за рубежом увеличилось число детей с различными отклонениями в соматическом развитии. Пороки развития челюстно-лицевой области часто приводят к различным по степени клинических проявлений нарушениям речи. Ранняя реабилитация детей с врожденной патологией челюстно-лицевой области всегда привлекала внимание специалистов различного профиля. Физическое воспитание обеспечивает целенаправленное и сопряженное становление системы адаптационных и двигательных способностей личности, ее образованности и потребностей в физическом самосовершенствовании, в гуманизации образования в развитии личности. Среди основных концептуальных положений в медицинской литературе, касающихся рассматриваемой темы, следует выделить, во-первых, взаимообусловленность морфофункциональных изменений и, во-вторых, знания о значимости движений для развития речевых функций головного мозга, о взаимосвязи физического и психического развития в онтогенезе, о значении моторики в психическом и личностном развитии ребенка, учете сенситивных периодов, деятельностном подходе в развитии. Для восстановления нарушенных двигательных функций, с одной стороны, и развития еще не сформировавшихся двигательных функций, с другой стороны, в целях педагогического воздействия у детей с недоразвитием речи, применяются специальные физические упражнения. Однако вопросы методики их применения не получили должного освещения на страницах специальной медицинской литературы. Занятия физическими упражнениями основаны на одной из главных потребностей человека — его влечении к движениям, т. е. двигательной активности. Широкие возможности использования физических упражнений определяются ведущем значением локомоторного аппарата во всей жизнедеятельности человека. Необходимым условием нормального функционирования и совершенствования функциональных систем организма человека, в том числе внутренних органов, является двигательная активность. Так, например, департамент Здравоохранения и социальных служб США (HHS) рекомендует, чтобы дети и подростки не менее 60 минут в день занимались физической активностью, причём эта аэробная физическая нагрузка должна быть умеренной или высокой по интенсивности и не реже 3 дней в неделю в соответствии с возрастом. Недостаточность движений либо чрезмерная возбудимость не только усугубляет любое заболевание и приводит к патологии всего нервно-мышечного аппарата, но и отрицательно сказывается на функции анализаторов детей. Физическая культура — это терапия регуляторных механизмов. Она использует наиболее адекватные в физиологическом плане медико-биологические пути мобилизации собственных компенсаторных свойств организма с целью ликвидации различных, например, анатомических недостатков челюстно-лицевой области. В этой связи в теории и практике физического воспитания детей с аномалиями развития челюстно-лицевой области требуется детальное обоснование избирательного медико-педагогического воздействия физических упражнений, как на различные анализаторы, так и функциональные системы растущего детского организма. Теория физического воспитания детей, имея единое содержание и предмет изучения с общей теорией физического воспитания, вместе с тем специально изучает закономерности физического воспитания во всех его возрастных периодах. Познавая и учитывая закономерности потенциальных возможностей каждого ребенка, включая возможности его физической и умственной работоспособности, интересы и потребности в жизни, формы мышления, своеобразие преобладающего вида деятельности. Физическое воспитание комплексно осуществляет задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Главной оздоровительной задачей физического воспитания является охрана жизни и укрепление здоровья детей. Хорошее здоровье определяется нормальной работой всех органов и систем организма. Исходя из особенностей развития детского организма, задачи укрепления здоровья определяются в более конкретной форме по каждой системе: правильное и своевременное окостенение, формирование физиологических изгибов позвоночного столба, формирование правильного свода стопы, регулирование компонентного и габаритного состава тела; гармоничное развитие всех мышечных групп; совершенствование двигательных анализаторов и т. д. Образовательной задачей физического воспитания является: формирование двигательных навыков, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение знаний о физическом воспитании. Двигательные навыки, сформированные до 7 летнего возраста, являются фундаментом для их дальнейшего совершенствования и развития. В процессе физического воспитания важно решать и воспитательные задачи: выработка у детей потребности к ежедневным занятиям физической культурой, которая должна войти в привычку, умение творчески пользоваться знаниями и навыками в двигательной деятельности, проявляя при этом активность, сообразительность и находчивость

Список литературы

  1. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб: Союз, 1997. — 224 с.
  2. Глазырина Л. Д., Овсянкин В. А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста — М.: Владос. — 2001. — 176с.
  3. Амануллаев Р. А. Частота рождаемости детей с врождённой расщелиной верхней губы и нёба в крупных районах Узбекистана. //Врождённая и наследственная патология головы, лица и шеи у детей: актуальные вопросы комплексного лечения. М.: МГМСУ, 2006. — С. 14–15.
  4. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности /Н. А. Бенштейн. — М.: Медицина, 1966. — 349 с.
  5. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 304 с. — (Коррекционная педагогика).
  6. Гончаков Г. В. Комплексная реабилитация детей с врождёнными расщелинами губы и нёба в НПЦ медицинской помощи детям. //Врождённая и наследственная патология головы, лица и шеи у детей: актуальные вопросы комплексного лечения. — М.: МГМСУ, 2006. — С. 48–49.
  7. Булгакова Е. А., Тё И.А., Ахапкин С. М. Комплексная реабилитация пациентов с расщелинами губы и нёба в условиях Кемеровского центра профилактики и лечения детей с врожденной патологией челюстно-лицевой области // Казанский медицинский журнал, 2012. — № 6. — С. 891–895.
  8. Вадачкория З. О. Основные аспекты медицинской реабилитации детей с врождённой расщелиной губы и нёба: автореферат дис.... докт. мед. наук. — Тбилиси, 1996. — 23 с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary