Актуальные проблемы правового регулирования назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей

Актуальные проблемы правового регулирования назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей

Авторы публикации

Рубрика

Право

Просмотры

690

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 18 (116), Май ‘23

Дата публикации 11.05.2023

Поделиться

Данная статья посвящена проблемам назначения и выплаты пособий гражданам, имеющим детей: ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, ежемесячного пособия на ВИЧ-инфицированного ребенка, ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет на ранних сроках беременности. Анализируется деятельность Социального Фонда в сфере предоставления данных пособий, а также возможные пути выхода из сложившихся проблемных ситуаций, определяются инициативы по совершенствованию законодательной системы о пособиях гражданам, имеющим детей.

Финансовая поддержка семей с детьми является необходимой, и одной из приоритетных задач в любом социальном государстве. Российская Федерация не является исключением, и целенаправленно продолжает осуществлять семейную политику, ориентируемую на повышение роли семьи в жизни общества, выражающуюся в предоставлении пособий и иных денежных выплат гражданам, имеющим детей.  Такая материальная помощь  реализуется путем создания единой системы учреждений и организаций социальной сферы, а также постоянному обновлению законотворческой деятельности.

В ходе ознакомления и исследования правового механизма предоставления мер социальной поддержки семей с детьми, были выявлены несколько существующих пробелов, связанных с реализацией механизма назначения и выплаты пособий гражданам, имеющим детей.

Напомним, в системе социальной поддержки населения России в 2023 году произошли изменения: осуществилось объединение пенсионного фонда и фонда социального страхования, где все полномочия по установлению и перечислению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка переданы в отделение вышеуказанного госоргана.  В ходе изучения оценочного мнения россиян, касаемо деятельности Социального Фонда России, был проанализированы обращения жителей различных регионов на горячую линию СФР, социальные сети, а также новостные телеканалы, что позволило выяснить, с какими трудностями приходится сталкиваться гражданам, имеющим детей, при выплате ежемесячного пособия в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка.

Одной из выявленных проблем в реализации права граждан на получение пособий, является отсутствие межведомственного документооборота между Социальным Фондом и другими государственными органами. Например, причинами отказа в предоставлении пособия явилось требование о необходимости выполнения дополнительных условий со стороны СФР к получателям пособия. Так, в частности граждане, пережившие в прошлом мертворождение своего первенца,  и впоследствии родившие (усыновившие) ребенка, получающие ежемесячное пособие в связи с рождением (усыновлением) ребенка, в соответствии с Федеральным законом № 418-ФЗ [1], неожиданно начали получать решения  об отказе  в назначении  (предоставлении)  мер социальной  поддержки. Основаниям для отказа послужили  сведения,  полученные из органов ЗАГС, что ребенок является вторым по рождению, а в СФР не представлены сведения о том, что первый ребенок являлся мертворожденным.

Анализируя указанную ситуацию, необходимо отметить необходимость последующего совершенствования механизма назначения и выплаты пособий Социальным фондом в области формирования права получателей на определенные выплаты. Решить подобные инциденты можно путем координирования межведомственного взаимодействия между Социальным Фондом и иными государственными органами, в том числе органами ЗАГС.

В процессе рассмотрения размера отдельных видов пособий гражданам, имеющим детей, было обращено внимание на несоразмерность размеров выплат уровню величины прожиточного минимума регионов проживания. Сравнительный анализ проведен на примере нескольких государственных выплат, так, обратим внимание на ежемесячное пособие на ВИЧ-инфицированного ребенка. Объем вышеуказанного пособия на ребенка в различных субъектах страны значительно различается. Для сравнительного анализа мы выбрали два субъекта: Новосибирскую область и г. Санкт-Петербург.

В первом рассматриваемом субъекте, согласно Постановлению Правительства Новосибирской области № 589-п, [2] величина прожиточного минимума для детей, составляет 15261 рубля, а вышеуказанная выплата назначается в 2023 г. нуждающемуся кругу лиц в размере 357,36 рублей [3]. При указанном сопоставлении данных единиц мы наблюдаем явную диспропорциональность величин, выражающуюся в критически низком размере пособия. Считаем, что вышеуказанной суммы недостаточно ВИЧ-инфицированным детям для полного удовлетворения нуждаемости, в том числе на приобретение товаров детского (подросткового) ассортимента, продуктов детского питания, специальных молочных продуктов, необходимых ВИЧ-инфицированному ребенку в возрасте до 18 лет.

Во втором анализируемом субъекте - г. Санкт-Петербурге, ВИЧ-инфицированный ребенок  в 2023 г. получает пособие в размере 8 620 руб. [4]. Согласно Постановлению Правительства Санкт-Петербурга № 1336 [5] прожиточный минимум на детей на 2023г. составил 14 641 рубль. Считаем соизмеримым размер пособия в регионе в соответствии с уровнем реальной нуждаемости получателей, и размер такой выплаты, на наш взгляд, содействует обеспечению комфортных условий жизнедеятельности ВИЧ-инфицированного ребенка, проживающего в Санкт-Петербурге.

Рассмотрим выплаты, предоставляемые отдельной категории лиц – детям-инвалидам. В Новосибирской области, в соответствии с Постановлением Правительства Новосибирской области №367-п [6], ежемесячная социальная выплата гражданам, имеющим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, выплачивается в размере 343,95 руб.  Такая величина пособия, на наш взгляд, совершенно не способствует удовлетворению всех нужд и потребностей, в которых нуждается слабозащищенный слой населения – дети-инвалиды. Учитывая климатические особенности региона, показатель прожиточного минимума для детей, величина которого превышает ту же величину в Санкт-Петербурге, а также все остальные трудности, с которыми приходится сталкиваться детям-инвалидам, включая неоснащённую дополнительными возможностями транспортную инфраструктуру города Новосибирска, считаем просто необходимым увеличить размер данного пособия.

Согласно Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 22.05.2013 №343, [7]  ежемесячное пособие на ребенка-инвалида с особыми потребностями составляет 19 442 руб. Таким образом, при сопоставлении размеров пособий, предназначенных для одних целевых групп, была выявлена явная несоразмерность размеров выплат, откуда вытекает несправедливое отношение к слабозащищенным слоям населения отдельных регионов страны, ведь данная категория лиц ничем не отличается по своей природе от лиц, проживающих в других регионах. ВИЧ-инфицированные дети, а также дети-инвалиды Новосибирской области нуждаются в специальном питании и уходе точно так же, как и дети города Санкт-Петербурга. На столь обширный перечень потребностей таким семьям необходимы средства, без присутствия которых справиться порой и вовсе бывает невозможно.

В связи с этим предлагается следующая инициатива по установлению единого размера отдельных видов пособий гражданам, имеющим детей, во всех регионах страны. Так, категории лиц, нуждающиеся в государственных выплатах, не будут так уязвимы, если семьям всех субъектов будет осуществляться предоставление пособий в едином размере, приближенному к рассмотренному значению выплат Санкт-Петербурга. Однако стоит сохранить тенденцию применения районных коэффициентов при назначении государственных пособий гражданам, имеющим детей, с целью материального поддержания жителей северных регионов с тяжелыми условиями труда. Проанализированный материал прилагаем в виде наглядной таблицы.

Таблица 1.

Регион

Размер ежемесячного пособия на ВИЧ-инфицированного ребенка.

Ежемесячное пособие на ребенка-инвалида с особыми потребностями.

Прожиточный минимум на детей в 2023г.

г.Санкт-Петербург

8 620 руб.

19 442 руб.

14 642 руб.

 

Размер ежемесячного пособия на ВИЧ-инфицированного ребенка.

Ежемесячная социальная выплата гражданам, имеющим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет.

 

Новосибирская область

357,36 руб.

343,95 руб.

15 261 руб.

 

В результате исследования круга лиц, имеющих права на получение детских пособий, было обнаружено, что на фоне малоимущих семей государство не уделяет должного внимания семьям с средним уровнем дохода, которые, в свою очередь, и вовсе не имеют права на получения многих выплат, связанных с рождением и воспитанием детей.  В качестве примера рассмотрим ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет на ранних сроках беременности. Эту выплату назначают тем женщинам, которые встанут на учет в женской консультации в течение первых 12 недель беременности, в целях безопасности матерей и выявления патологий при обследовании.

Ранее пособие выплачивали всем беременным, однако теперь пособие выплачивается только нуждающимся семьям, где среднедушевой доход всех членов семьи заявителя не превышает одного регионального прожиточного минимума на душу населения.

При изучении данной ситуации возникает вопрос, неужели беременная женщина со средним уровнем дохода и выше не нуждается в социальной защите государства? На наш взгляд, выплаты такого характера должны гарантировать условия для одинакового жизненного старта детям из семей, как с низкими, так и средними доходами.

Таким образом, в данной статье были проанализированы наиболее актуальные на сегодняшний день проблемные ситуации, с которыми сталкиваются, как граждане, уже имеющие детей, так и готовящиеся к появлению на свет младенца, беременные женщины. Мы считаем, что государство, осознавая незыблемое право ребенка на жизнь, обязано предоставить благоприятные условия для жизни, как беременной женщины, так и нового гражданина страны. Для этого необходимо совершенствовать имеющиеся нормы закона для возможности обеспечения гарантий семьям с детьми, реализовывать полноценную работу Социального Фонда в сфере межведомственного взаимодействия с другими государственными органами.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей"// [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286470/ (дата обращения: 24.04.2023).
  2. Постановление Правительства Новосибирской области от 13.12.2022 № 589-п "О прожиточном минимуме в Новосибирской области на 2023 год"// [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/5400202212140006 (дата обращения: 24.04.2023).
  3. Закон Новосибирской области от 12.03.1999 № 45-ОЗ " О социальной защите инвалидов в Новосибирской области"// [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://base.garant.ru/7125168/ (дата обращения: 24.04.2023).
  4. Административный регламент администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по выполнению отдельных функций по предоставлению меры социальной поддержки в виде ежемесячного пособия на ВИЧ-инфицированного ребенка в возрасте до 18 лет на приобретение товаров детского (подросткового) ассортимента, продуктов детского питания, специальных молочных продуктов от 1 марта 2022 года N 194-р // [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/728356064 (дата обращения: 24.04.2023).
  5. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 27.12.2022 № 1336 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Санкт-Петербурге на 2023 год// [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/7800202212300022 (дата обращения: 24.04.2023).
  6. Постановление Правительства Новосибирской области от 09.11.2016 №367-п «Об установлении размера и порядка предоставления ежемесячной социальной выплаты гражданам, имеющим ребенка-инвалида» // [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://base.garant.ru/47505514/ (дата обращения: 24.04.2023).
  7. Постановление от 22 мая 2013 года N 343 «О реализации главы 5 "Социальная поддержка семей, имеющих детей" Закона Санкт-Петербурга "Социальный кодекс Санкт-Петербурга"» // [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/822402064 (дата обращения: 24.04.2023).
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее