ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИВНОСТИ

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИВНОСТИ

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

105

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 4 (205), Январь ‘25

Дата публикации 27.01.2025

Поделиться

В статье рассматриваются клинико-психологические характеристики детской и подростковой агрессии. Анализируются различные формы и виды агрессивного поведения, их половозрастные особенности и связь с психическими заболеваниями. Особое внимание уделяется факторам риска развития агрессии, а также перспективам разработки коррекционных и профилактических программ.

Агрессия – неотъемлемая часть человеческого поведения, однако в детском и подростковом возрасте она приобретает особую актуальность. Высокая распространенность агрессивных действий среди детей и подростков, их разрушительное влияние на процесс социализации, формирование межличностных отношений и психическое благополучие требуют пристального внимания специалистов. Понимание причин и механизмов агрессии, ее разнообразных форм проявления – от вербальной до физической, от спонтанной до целенаправленной, – является основой для разработки эффективных методов коррекции и профилактики. 

Существует множество определений агрессии. В рамках данной статьи под агрессией понимается любое целенаправленное поведение, нарушающее общественные нормы и правила, причиняющее вред объектам нападения, наносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Важно отличать агрессию как специфическую форму поведения от агрессивности как устойчивой личностной характеристики [5].

Агрессия может быть классифицирована по различным основаниям: направленности на объект (гетероагрессия, аутоагрессия), причине появления (реактивная, инструментальная, спонтанная), целенаправленности (целевая, нецелевая), открытости проявлений (прямая, косвенная), форме проявления (вербальная, экспрессивная, физическая). Такое разнообразие форм требует комплексного подхода к диагностике и коррекции [2].

Проявление агрессии имеет выраженные половозрастные особенности. Девочки, как правило, используют косвенные формы агрессии, такие как сплетни, бойкот, манипуляции. Мальчики чаще прибегают к физической и вербальной агрессии. С возрастом у мальчиков наблюдается тенденция к снижению физической агрессии, в то время как у девочек, наоборот, может происходить ее рост. Эти различия обусловлены как биологическими факторами (например, гормональным фоном), так и социальными влияниями (гендерными стереотипами, ожиданиями окружающих) [1].

Примечательно, что агрессивное поведение подростков нередко связано с употреблением алкоголя. Поскольку подростки, как правило, употребляют алкоголь в группе, то подкрепляемое алкоголем желание «не быть хуже других» и «поиск острых ощущений» часто приводят к демонстративным антисоциальным поступкам. Присутствие в компании девочек зачастую усугубляет подобные действия. Нередко именно девочки выступают инициаторами противоправных действий. При этом, по сравнению с мальчиками, у них наблюдается более выраженная деформация личности, сопровождаемая агрессивными проявлениями [4].

Агрессивное поведение может быть симптомом различных психических заболеваний, таких как биполярное аффективное расстройство, шизофрения, посттравматическое стрессовое расстройство, расстройства личности. Например, при маниакальной фазе биполярного расстройства наблюдается повышенная возбудимость и враждебность, а при шизофрении агрессия может быть вызвана императивными галлюцинациями. Также агрессивное поведение часто встречается у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями развития [3].

Детская и подростковая агрессивность – серьезная проблема, требующая комплексного подхода к ее решению. Важное значение имеет ранняя диагностика и своевременное начало коррекционной работы. Необходимо учитывать половозрастные особенности проявления агрессии, а также возможную связь с психическими заболеваниями. Разработка и внедрение эффективных профилактических и коррекционных программ, направленных на формирование навыков самоконтроля, эмоциональной регуляции и конструктивного разрешения конфликтов, способствует снижению уровня агрессии и созданию благоприятных условий для развития детей и подростков.

Список литературы

  1. Багина, А. Н. Гендерные различия в агрессивном поведении подростков / А. Н. Багина // Вопросы современной педагогики и психологии: свежий взгляд и новые решения: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 10 марта 2016 года. Том III. – Екатеринбург: Инновационный центр развития образования и науки, 2016. – С. 207-209. – EDN VQQYZH
  2. Бреслав, Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: учеб. пособие для специалистов и дилетантов / Г. Э. Бреслав; Г. Э. Бреслав. – СПб.: Речь, 2004. – (Психологическая помощь). – ISBN 5-9268-0317-9. – EDN QXLDWT
  3. Касимова Л. Н. и др. Социальные, психологические и клинические факторы агрессивного поведения у подростков и лиц молодого возраста // ПСИХИАТРИЯ. – 2023. – Т. 21. – №. 2. – С. 89-103
  4. Кухарчук О.В., Черткова В.В. Исследование взаимосвязи склонности к отклоняющемуся поведению и отношения к употреблению алкоголя в группе старших подростков // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/12/13422
  5. Шипова Л.В., Психология агрессии подростков: Учебно-методическое пособие. / Л.В. Шипова. – Саратов, 2019 – 80 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее