ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У ПЕДАГОГОВ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У ПЕДАГОГОВ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

351

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 50 (200), Декабрь ‘24

Поделиться

Статья посвящена определению роли формирования эмоциональной устойчивости у педагогов как основы для развития их личностного потенциала. Рассматриваются этапы и методы формирования эмоциональной устойчивости и, как формирование эмоциональной устойчивости у педагогов способствует развитию их личностного потенциала и общему улучшению образовательной среды.

Формирование эмоциональной устойчивости у педагогов является одним из важнейших аспектов развития их личностного потенциала. В условиях постоянного стресса и высоких требований, как со стороны учеников, так и со стороны их родителей, способность педагога управлять своими эмоциями становится ключевым фактором успешности в их профессиональной деятельности.

Прежде всего следует подчеркнуть, что эмоциональная устойчивость - это ключевой структурный компонент профессиональной устойчивости педагога, позволяющий контролировать собственное эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других участников образовательного процесса, выполнять профессиональную деятельность в экстремальных условиях на высоком уровне продуктивности; способность педагога поддерживать комфортное эмоциональное состояние после воздействия на него стресс-факторов [5].

Эмоциональная устойчивость позволяет педагогу не только эффективно справляться с возникающими трудностями, но и формировать позитивную атмосферу в образовательном процессе. Развитие этой устойчивости может осуществляться через различные методы и техники: от практик осознанности и саморефлексии до специализированных тренингов и коучинга. Важно, чтобы педагоги учились распознавать и регулировать свои эмоциональные реакции, что в свою очередь способствует улучшению взаимодействия с учениками и коллегами. Кроме того, эмоциональная устойчивость помогает педагогу создавать благоприятную атмосферу в классе - атмосферу, способствующую эффективному обучению. Ученики чувствуют себя увереннее рядом с учителем, который сохраняет спокойствие и доброжелательность независимо от обстоятельств.

Формирование эмоциональной устойчивости – это длительный процесс, включающий в себя такие этапы, как:

  1. осознание собственных эмоций;
  2. развитие навыков саморегуляции;
  3. развитие эмпатии;
  4. работа над самооценкой;
  5. поддержка профессионального сообщества.

Эти этапы взаимосвязаны и дополняют друг друга, формируя целостную картину эмоциональной устойчивости педагога.

Также важно отметить, что развитие эмоциональной устойчивости напрямую связано с формированием личностного потенциала педагога, то есть потенциала, который включает в себя совокупность качеств и способностей, позволяющих человеку эффективно выполнять свою работу и достигать поставленных целей [3]. Иными словами, эмоционально устойчивые педагоги должны быть уверенными в себе, обладать способностью к саморазвитию, уметь находить нестандартные решения и внедрять инновационные методики в образовательный процесс. Помимо этого, они должны обладать коммуникативными навыками и высоким уровнем стрессоустойчивости.

Говоря о методах формирования эмоциональной устойчивости, следует отметить, что они включают в себя комплекс психологических и педагогических стратегий, направленных на развитие способности контролировать собственные эмоции и эффективно справляться со стрессовыми ситуациями. Приведем примеры некоторых из них:

  • Медитация и практики осознанности. Регулярные занятия медитацией и осознанностью помогают педагогам развить способность наблюдать за своими мыслями и эмоциями без оценки, что способствует лучшему контролю над ними.
  • Дневники эмоций. Запись своих переживаний и анализ причин возникновения тех или иных эмоций позволяют лучше понять себя и найти способы справиться с негативными состояниями.
  • Переформулирование негативных мыслей. Этот метод предполагает замену деструктивных убеждений на более рациональные и позитивные.
  • Постановка реалистичных целей. Определение достижимых целей помогает избежать разочарований и повысить мотивацию.
  • Курсы по управлению стрессом. Специальные программы обучают техникам расслабления, дыхания и другим методам борьбы со стрессом.
  • Тренировки коммуникативных навыков. Обучение эффективным способам общения с учениками, коллегами и родителями помогает снизить уровень конфликтов и напряжения.
  • Регулярные физические нагрузки. Физическая активность улучшает общее состояние здоровья и снижает уровень стресса.
  • Йога. Сочетание физической нагрузки с элементами медитации и контроля дыхания способствует улучшению эмоционального состояния.
  • Групповые обсуждения. Встречи с коллегами для обсуждения профессиональных трудностей и поиска совместных решений создают чувство поддержки и взаимопонимания.
  • Коучинг. Индивидуальная работа с наставником или коучем помогает педагогам развивать профессиональные и личные качества.
  • Позитивное самовосприятие. Практика признания своих достижений и сильных сторон способствует укреплению уверенности в себе.
  • Разработка личных стратегий успеха. Создание плана достижения целей и отслеживание прогресса помогает педагогам чувствовать себя успешными и мотивированными.
  • Развитие эмпатии. Тренировка умения понимать и сочувствовать чувствам других людей способствует созданию доверительных отношений и уменьшению конфликтов.
  • Управление эмоциями. Овладение техниками управления собственными эмоциями, такими как глубокое дыхание, визуализация и позитивное мышление, помогает сохранить спокойствие в стрессовых ситуациях [4].

Перечисленные методы способствуют формированию у педагогов способности сохранять эмоциональное равновесие и эффективно справляться с профессиональными вызовами, что в конечном итоге ведет к развитию их личностного потенциала и повышению качества образовательного процесса.

Таким образом, специальные программы по формированию эмоциональной устойчивости могут служить основой для повышения общего уровня профессионализма педагогов, способствуя их личностному и профессиональному росту, а также улучшая качество образовательного процесса в целом.

В заключение также хочется отметить, что эмоциональная устойчивость помогает педагогам развивать лидерские качества, становясь не только носителями знаний, но и вдохновляющими фигурами для своих учеников. В конечном итоге это приводит к созданию более гармоничной, продуктивной и инновационной образовательной среды, где личностный потенциал как педагогов, так и обучающихся достигает максимума.

Список литературы

  1. Васютенкова, И.В. Развитие профессионально-личностного потенциала педагога в системе постдипломного образования в современных социокультурных условиях [Электронный ресурс] // Киберленинка. 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-professionalno-lichnostnogo-potentsiala-pedagoga-v-sisteme-postdiplomnogo-obrazovaniya-v-sovremennyh-sotsiokulturnyh/viewer (дата обращения: 13.12.202)
  2. Гузь В.В. Формирование профессионально-личностной устойчивости учителя: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08. - М., 2007. - С. 21
  3. Кобзенко, И.К. Общая характеристика личностного потенциала педагога общеобразовательной школы [Электронный ресурс] // Киберленинка. 2010. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschaya-harakteristika-lichnostnogo-potentsiala-pedagoga-obscheobrazovatelnoy-shkoly/viewer (дата обращения: 13.12.202)
  4. Развитие эмоциональной устойчивости: советы и техники // Академия социальных технологий URL: https://goo.su/yetv (дата обращения: 13.12.2024)
  5. Уварина, Н.В. Эмоциональная устойчивость как важнейший компонент профессиональной устойчивости педагога / Н.В. Уварина, А.В. Савченков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2019 – Т. 11, №2 – С. 36-46. DOI: 10.14529/ped190204
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее