ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

88

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 24 (122), Июнь ‘23

Дата публикации 26.06.2023

Поделиться

В работе рассмотрены теоретические аспекты организации педагогического сопровождения научно-исследовательской работы студентов.

Для профессионала независимо от сферы его деятельности научно-исследовательская деятельность является важнейшим инструментом развития. Исследовательская компетентность является обязательной составляющей модели современного профессионала, который должен быть готов и способен проводить междисциплинарные исследования и решать задачи проектной направленности.

Для того, чтобы успешно овладеть такими компетенциями, необходимо сформировать у студентов потребность к занятиям научно-исследовательской деятельностью.

Рассмотрение педагогического сопровождения при изучении данного феномена требует обращения к другому педагогическому феномену, близкому по значению - «педагогическая поддержка».

Совместная деятельность педагога и обучающегося в рамках «Педагогической поддержки» направлена на выявление интересов, целей и трудностей, а также на поиск совместных путей достижения положительных результатов в учебной и внеучебной сфере. Это организованный процесс, который помогает обучающимся получать необходимую поддержку от педагогов.

Е.А. Александрова считает, что «педагогическая поддержка – это роль педагога создать для обучающегося чувства локтя, то есть уверенность в том, что рядом всегда есть человек, на которого можно положиться в случае необходимости». Так же Е.А. Александрова предлагает своё определение: «педагогическое сопровождение подразумевает умение педагога быть рядом, следовать за обучающимся, сопутствуя в его индивидуальном образовательном пути, индивидуальном продвижении в учении» [1, с. 12].

Более глубокое и яркое понимание феномена педагогического сопровождения достигается через активное вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность с самого начала обучения в университете.

Научно - исследовательская работа (НИР) – комплекс теоретических и экспериментальных исследований, проводимых с целью получения обоснованных исходных данных, изыскания принципов и путей создания (модернизации) продукции. Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) – важнейшая часть процесса образования на всех ступенях.

Организация научно-исследовательской работы студентов играет важнейшую роль, и педагогический состав здесь играет ключевую роль. Именно педагоги способны заметить способности и потенциал студентов, вызвать у них огромную мотивацию к науке [3].

Непосредственно  НИРС является формой внеучебного процесса, и в ней наиболее удачно сочетаются такие явления как обучение и практика. Получение первых навыков исследовательской работы является приоритетным для студентов в рамках НИР. Затем, эти навыки применяются в практических исследованиях. Разнообразие НИРС дает возможность каждому студенту найти свою профессиональную нишу и реализовать себя.

И так, понятие педагогическое сопровождение пред­полагает заранее спланирован­ную определённую деятельность, направленную на исключение каких-либо трудностей и профессиональное самоопределение студента в их жизни.

А вот, под педагогическим сопровождением НИРС мы уже будем понимать создание педагогом определённых условий научной работы, непосредственно при которых студент, не имея каких бы не было трудностей, работает без принуждения, проявляет творческую активность и при определённой помощи педагога достигает поставленной им ранее целей.  Действенными методами, которые способны дать старт творческому потенциалу и формированию научных компетенций у  студентов, назовём следующие: вовлечение студентов в разработку НИР; вовлечение экспертов в дискуссии со студентами; использование эвристических форм и методов; вовлечение студентов в работу группами. Данные методы и формы обучения активно помогают студентам в формировании самостоятельности, стимулируют на зарождение у них новых идей [4].

Для того, чтобы научное исследование было наиболее успешным, необходимо его соответствующе организовать и осуществлять по определенным шагам. Т.В. Ковалева выделила следующие основные этапы: «подготовительный, проведение теоретических и эмпирических исследований, работа над рукописью и ее оформление, внедрение результатов научного исследования» [2, с. 23].

На первом этапе подготовки научного исследования необходимо определить тему исследования и объяснить причины выбора этой темы. Затем следует поставить перед собой цели и задачи исследования, сформулировать гипотезу. Также на этом этапе необходимо разработать программу или план исследования и подготовить все необходимые материалы и инструменты для проведения исследования.

Второй этап научно-исследовательской работы студентов – это исследовательский этап, который включает в себя систематическое исследование литературы по тематике исследования, сбор архивной информации и статистической информации, установление теоретических и эмпирических исследований, обработку, анализ и обобщение приобретенных данных, а также пояснение новых научных фактов, обоснование и формулирование утверждений, заключений, практических рекомендаций и предложений.

Работа над рукописью и ее оформление является третьим этапом научно-исследовательской работы студентов. На этом этапе студенты работают над оформлением своих исследований и включают в них все необходимые элементы, такие как введение, основную часть и заключение. Они также проверяют правильность оформления исходных данных и библиографических ссылок.

И так, четвёртый этап представляет собой введение итогов научного исследования и заключается в том, что исследователь вводит результаты своего исследования в практику и аккомпанирует вводимые разработки. Не все научные исследования завершаются этим этапом, но отдельные (к примеру, ВКР) советуются к введению в практическую деятельность университета, например [5, с. 252].

В рамках педагогического сопровождения студенты выполняют преобладающую самостоятельную работу. Эта деятельность требует активной включенности инициатора научного процесса и консультанта - педагога, а также студента, который самостоятельно организует свою научно-исследовательскую работу и обращается к конкретным источникам информации. Таким образом, и педагог, и студент являются активными субъектами общей деятельности в рамках педагогического сопровождения.

Список литературы

  1. Александрова Е.А. Понимающая педагогика как фактор разрешения педагогических проблем социального становления личности // Психолого-педагогические проблемы социального становления личности: Сб. науч. тр. – Орск: Изд-во Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ, 2015. - С.168.
  2. Ковалева Т.В. Методические основы организации научно- исследовательской работы в учреждениях высшего профессионального образования / дис... канд. пед. наук: 13.00.18. – М., 2019. – 156 с.
  3. Педагогическая энциклопедия. /Под ред. И.А. Каирова, Ф.Н. Петрова. – М.: Сов. Энциклопедия, электронный ресурс. – URL:// https://search.rsl.ru/ru/record/01005609065. – (дата обращения: 21.06.2023).
  4. Научно-исследовательская работа студентов, ее организация и руководство. – URL: https://studall.org/all4-5259.html (дата обращения: 15.06.2023).
  5. Организация научно-исследовательской деятельности студентов в вузах России: Монография: [Балашов В.В., Лагунов Г.В., Малюгина И.В. и др.]. – М: Гос. ун-т упр., 2001. – 345 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее