Для современного цивилизационного общества наука имеет огромное значение. Наука представляет собой единую систему, которая оказывает огромное влияние не только на человеческую деятельность, но и на формирование самой личности.
История и философия науки ‒ это самостоятельная область исследований, ее выделяют сегодня как «общенаучную дисциплину», в рамках которой наука рассматривается в широком социальном и историческом контексте. Если цель науки есть получение истины, то цель философии науки – исследование тех объективных условий и субъективных интеллектуальных факторов, при которых возможно получение истины. Стоит отметить, что именно в рамках философии науки происходит анализ закономерностей развития научного знания. В процессе развития не только накапливаются новые знания, но и перестраиваются ранее сложившиеся представления о мире. В этом процессе изменяются все компоненты научной деятельности: объекты изучения, средства и методы исследования, особенности научных коммуникаций, формы разделения и кооперации научного труда и т.д. Современная философия науки рассматривает научное познание как социокультурный феномен. Одной из главных задач данной дисциплины является исследование того, как исторически меняются способы формирования нового научного знания и каковы механизмы воздействия социокультурных факторов на этот процесс.
Становление философии науки в качестве самостоятельной области исследований началось в XIX веке и было обусловлено двумя факторами: появлением в философии новых стратегий исследования и потребностями науки в разработке нового типа ее философско-методологического обоснования. С середины XIX века в философии начинают выделяться новые подходы. Философия отказывается от абсолютно истинной и идеальной системы и осознает себя как постоянно развивающаяся система знаний. В это время в рамках философии начинают исследовать специфику знания и познания не только в науке, но и в других областях культуры ‒ искусстве, морали, политическом и правовом сознании и т.д. Этот процесс выделения новых объектов философского изучения приводит к появлению специальных философских дисциплин ‒ эстетика, этика, философия права и т.д. Вторая причина становления философии науки в качестве отдельной дисциплины связана с потребностями самой науки. К середине XIX века каждая научная дисциплина стала развивать свои представления об исследуемой реальности и свои методы исследования. На данном этапе разрушилось прежнее единство науки, и, как следствие, возникла необходимость разработки новых методологических подходов. Таким образом, в контексте всех этих проблем сформировалась философия науки как область философского знания. Цель философии науки заключалась в разработке новых методологических и мировоззренческих проблем науки.
В западной философии науки главные положение заняли идеи позитивизма. Как направление в философии позитивизм прошел три этапа развития. Первый, или классический, позитивизм (30–60-е гг. XIX в.) связан с именем основоположника позитивизма Огюста Конта и его последователей. Основное внимание в рамках классического позитивизма уделялось проблемам систематизации знания и классификации наук. В данный период также пытались создать методологию науки, целью которой являлось выявление законов развития научного знания. При этом считалось, что законы развития науки можно открыть, абстрагируясь от воздействия философии и культуры на научное исследование. Данное убеждение считается одним из самых главных препятствий в развитии науки того времени. Впоследствии станет ясно, что развитие науки неотделимо от социокультурных факторов.
Второй позитивизм, или эмпириокритицизм, «махизм» (конец XIX – начало ХХ в.), в первую очередь связан с работами Рихарда Авенариуса и Эрнста Маха. Сам термин «эмпириокритицизм» означает «критика опыта». Второй позитивизм во многом продолжал идеи классического, но на первый план вышла проблема онтологического статуса фундаментальных понятий и принципов науки, т.е. проблема их отождествления с исследуемой реальностью. Многие понятия и принципы науки, которые, как считалось, полностью отображали портрет реальности, были лишь вспомогательными абстракциями, от которых пришлось отказываться при расширении области объясняемых явлений. Например, на этапе эмпириокритицизма были открыты такие функции атома, как делимость и сложность его структуры, что привело к отказу от прежних представлений об атоме как о неделимом и простейшем элементе материи.
Третий позитивизм, или неопозитивизм (20–30-е гг. ХХ в.) – к этому периоду относится деятельность так называемого Венского кружка под руководством Морица Шлика, в рамках которого сложилось такое направление, как логический позитивизм. Неопозитивизм разделял основные идеи второго этапа позитивизма, но был разработан новый подход к обоснованию фундаментальных понятий и принципов науки. Неопозитивизм сосредоточил внимание на анализе языка науки и разработке логической техники такого анализа. Начиная со второй половины XX века исчезает идея выработки идеальной методологии, которая состояла бы из жестких норм и стандартов вне исторического и социокультурных аспектов. Возникает многообразие альтернативных концепций и подходов, также происходит отказ от позитивистских установок, что приводит к формированию в 60–70-е гг. такого направления, как постпозитивизм. Среди наиболее влиятельных направлений здесь можно выделить критический рационализм К. Поппера и концепцию исторической динамики Т. Куна и введением понятия «парадигма».
Таким образом, на современном этапе развития философии науки обсуждаются уже не только традиционные гносеологические и методологические аспекты, но и аксиологические проблемы. Возникают вопросы о ценностном статусе науки в современной культуре, об изменениях структуры ценностей современной цивилизации и многие другие. Таким образом, в XX веке философия науки стала специализированной областью философии, которая изучает закономерности и тенденции научного познания, рассматриваемые в исторически изменчивой социокультурной среде. Долгий процесс формирования философии науки на данном этапе позволяет выделить три ее уровня: 1. общая философия науки как целого; 2. философия отдельных областей и видов научного знания; 3. философия отдельных наук и дисциплин.
Нельзя не отметить, что сейчас мы живем в эпоху глобализации и новых компьютерных технологий. Как следствие, ближайшая перспектива философии науки – разработать философские и научные основания новых представлений о мире как едином организме, в котором взаимодействуют человек и общество, космос, культура и технологии. Новый и сложный материал для философских обобщений требует комплексного исследования современного мира.
Список литературы
- Бряник Н. В. История и философия науки: учеб. пособие / Н. В. Бряник, О. Н. Томюк, Е. П. Стародубцева, Л. Д. Ламберов; под общ. ред. Н. В. Бряник, О. Н. Томюк. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2014. – 290 с.
- Гусева Е.А. Философия и история науки / Е. А. Гусева. - М.: ИНФРА-М, 2013. – 126 с.
- Микешина Л.А. Философия науки: учебное пособие / Л.А. Микешина. – М., 2005. – 464 с.
- Минеев В. В. Введение в историю и философию науки / В. В. Минеев. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - М., Берлин: ДиректМедиа, 2014. – 639 с.
- Степин В. С. История и философия науки. Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. / В. С. Степин. – М.: Академический Проект; Трикста, 2011. – 423 с.
- Федотова М. Г. История и философия науки: учеб. пособие / М. Г. Федотова и др. – Минобрнауки России, ОмГТУ. – Омск: ОмГТУ, 2018. – 372 с.
- Юдин А.И. История и философия науки: общие проблемы: учебное пособие / А.И. Юдин. – Тамбов: ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012. – 160 с.