ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ ГОРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ ГОРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

8

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 15 (60), апрель ‘22

Дата публикации 11.04.2022

Поделиться

За последние годы в общественной жизни нашей страны произошли большие изменения, и патриотическое воспитание стало одним из основных направлений работы педагога ДОУ. В процессе формирования представлений о родном городе успешно решается основная задача патриотического воспитания – формирование у дошкольников образа своей малой родины. В связи с этим перед педагогами дошкольных учреждений стоит сегодня проблема поиска эффективных методов и средств работы в этой сфере. Именно игровая деятельность, в связи со своим ведущим значением для развития личности ребенка, может использоваться в качестве одного из наиболее оптимальных таких средств.

Роль игровой деятельности в формировании у дошкольников представлений о родном городе и в патриотическом воспитании в целом подчеркивается многими современными учеными. Эффективность использования игры как средства формирования у ребенка представлений о родном городе определяется тем, что восприятие дошкольника таково, что каждое яркое впечатление он немедленно пытается воплотить в игре, поэтому организация и проведение игровой деятельности с детьми посредством выполнения развивающих задач существенно повышает результативность педагогической работы по патриотическому воспитанию.

В дошкольных учреждениях работа с детьми по формированию представлений о родном городе, основ патриотического воспитания, уважения к малой Родине и ее ценностям начинается с младшего дошкольного возраста. Это – регулярная целенаправленная педагогическая работа по формированию духовно-нравственных устоев личности воспитанника, патриотического сознания, патриотизма, любви к родному городу, малой Родине в целом, уважения к ее символам, памятным местам и людям.

Результатом формирования у детей дошкольного возраста представлений о родной городе становится патриотизм ребенка – духовно-нравственный концепт, который может быть определен как нравственное, политическое, общественное чувство, цель которого – воспитать любовь и преданность Родине, гордость за свое прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Отечества [4, с. 72].

Формирование представлений о родном городе – одна из ключевых задач процесса формирования чувства патриотизма у детей дошкольного возраста. С младшего возраста в ходе этого процесса у ребенка формируются первые представления об окружающем мире, о природе, людях родного края, и делается это в первую очередь через знакомство с традициями того города, где он живет. Содержанием такой работы могут быть местные исторические, культурные, национальные, географические и природные особенности региона. Приобретение знаний о родном городе и формирование у ребенка чувства Родины – комплексный педагогический процесс, предполагающий взаимодействие воспитателей и детей в ходе использования различных методов обучения. Но только через непосредственное включение ребенка в культуру родного города в процессе такой работы возможно максимально полное раскрытие личности ребенка непосредственно в культуре и традициях своего народа.

В научной литературе определены задачи педагогической работы по формированию у детей дошкольного возраста представлений о родном городе [1, с. 26]:

- формирование представлений дошкольников в области «Мой мир» – название города и района; его характеристики; представление ребенка о себе как жителе города;

- формирование представлений о «Мире людей», об особенностях жизни в родном городе, профессиях, характере работы; знания о промышленности города, района, наличии фабрик, заводов, предприятий; о народах города и региона и их характеристиках;

- формирование представлений детей по теме «Мир природы»: представления о географическом положении города, климате, реках, морях, озерах, горах и др., о представителях животного мира, их названиях, внешнем строении, повадках, особенностях адаптации к окружающей среде; о растительности родного края, развитие умения помогать взрослым в уходе за растениями и животными;

- формирование представлений в области «Рукотворный мир», то есть, представлений дошкольников об объектах материальной культуры, интересных и памятных местах города, области, о вещах местного производства.

В работе по формированию у дошкольников представлений о родном городе могут использоваться следующие виды игр [2, с. 170]:

- дидактические игры, например, игры-путешествия по памятным местам родного города;

- самостоятельные сюжетно-ролевые игры дошкольников, основанные на впечатлениях от произведений искусства об исторических персонажах, эпических и сказочных героях родного края (чтение художественной литературы, просмотр фильмов, мультфильмов, прослушивание музыки, рассматривание картин и т.д.);

- сюжетно-ролевые игры профессиональной направленности, отражающие представления дошкольников о труде населения родного города – в прошлом и настоящем;

- народные игры в помещении и на свежем воздухе – развлечения, посвященные народным праздникам и традициям;

- интерактивные игры патриотической направленности, в том числе игры с использованием ИКТ.

Педагогический эффект от игровой деятельности в формировании представлений детей дошкольного возраста заключается в следующих аспектах ее влияния на личность ребенка [3, с. 360]:

- игра помогает детям общаться с окружающими людьми – ровесниками и взрослыми;

- игра позволяет выявить такие личные качества в ребенка, которые раньше не проявлялись;

- игра не только развивает умение действовать по заданным правилам, но и оставляет место развитию воображения ребенка и учит творческой импровизации;

- игра имитирует соревновательные ситуации, что является дополнительным мотивирующим фактором для участия ребенка в игровой деятельности;

- в процессе игры в результате взаимного сотрудничества формируется общность детей.

Однако важно иметь в виду, что организация детской игровой деятельности требует от педагога не только определенных навыков и умений, но и четкого понимания сути игры, игровой деятельности, игровых упражнений, их специфики на различных этапах дошкольного детства.

Методика комплексного руководства игровой деятельностью дошкольников в процессе патриотического воспитания, включая формирование у детей представлений о родном городе, содержит следующие компоненты [5, с. 620]:

- регулярное обогащение жизненного опыта дошкольников в игре;

- совместная игровая деятельность детей и взрослых, направленная на передачу детям социокультурного опыта и формирование у дошкольников представлений о городе;

- своевременное изучение игровой среды группового помещения ДОУ с учетом обогащающегося жизненного опыта дошкольников в сфере представлений о родном городе;

- активизация взаимодействия взрослых и детей в процессе игровой деятельности, направленная на стимулирование и самостоятельное применение дошкольниками новых методов решения игровых задач, отражающих в игре новые стороны жизни жителей родного города, системы их отношений.

Таким образом, игровая деятельность, будучи ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста, является основным средством педагогического воздействия на личность дошкольника. Особенности игровой деятельности позволяют успешно применять ее в процессе формирования у детей представлений о родном городе – ключевого компонента патриотического воспитания.

Список литературы

  1. Захарчук А.Л. Методические особенности формирования представлений о малой Родине у старших дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. ̶ 2015. ̶ №2. ̶ С. 25–27.
  2. Малюгина Н.А. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности // ScienceJuice2020: сборник статей и тезисов. – М.: ПАРАДИГМА, 2021. – 444 с. – С. 168-174.
  3. Опарина Н.А., Кайтанджян М.Г. Народные игры в патриотическом воспитании детей // Наука и образование в социокультурном пространстве современного общества. – 2019. – С. 34-38.
  4. Педагогический энциклопедический словарь / Под. ред. Б.М. БимБада. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2019. – 527 с.
  5. Штурнева Т.П., Токарева Л.И., Мотчанова И.П. Сюжетно-ролевая игра как средство патриотического воспитания старших дошкольников // Молодой ученый. – 2016. - № 29. – С. 616-620.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее