Постепенное появление духовной музыки в деятельности отечественных учебных заведений было обусловлено, в первую очередь, возрождением духовности нашей страны в конце ХХ столетия. Духовный подъем народа обусловил массовое учреждение православных духовных школ, в которых музыкально-певческие духовные традиции заняли ведущее место. За последние десятилетия в стране наблюдается продвижение идеи о том, что религиозная музыка должна стать неотъемлемым компонентом музыкального образования. Духовная музыка также проникла в систему начального и основного общего образования, что стало настоящим культурным прорывом.
Федеральный закон "Об образовании в Российской федерации" определяет образование как "единый целенаправленный процесс воспитания и обучения". [1]
В связи с вышесказанным перед педагогами и учеными стоит проблема изучения воспитательного потенциала духовной музыки. Несмотря на то, что взаимосвязь музыки и воспитания изучается сравнительно недавно, первыми об этом феномене засвидетельствовали древнегреческие философы – Платон и Аристотель. За последние десятилетия особый вклад в развитие данного вопроса в научно-теоретической плоскости внесли таких ученые, как В.В. Медушевский, В.И. Мартынов, А.А. Столица, С.П. Барковская, Н.Н. Жаднова, Ф.Н. Цораева и др.
Рассматривая вопросы воспитательного потенциала духовной музыки, ученые пишут, что «…обращение авторов к русской духовной музыке обусловлено тем, что она, как часть мировой культуры, включает в себя информационно-содержательный, социально-деятельностный и духовно-психологический компоненты, которые составляют ее потенциал как культурного явления». [2, с.246-249]
По мнению Н.Н. Жадновой, духовная музыка содержит «…мощный воспитательный потенциал, и посредством ее изучения происходит передача духовного опыта человечества. Будучи обращенной к внутреннему миру человека, она формирует его нравственные и эстетические чувства, способность воспринимать и оценивать мир в гармонии, что со временем преобразуется в убеждения и становится частью мировоззрения человека. Это позволяет утверждать, что посредством духовной музыки наряду с религиозно-богослужебными решаются еще две значимые задачи: образовательная и воспитательная». [3]
В контексте вопроса о том, в какой форме выражается взаимосвязь между духовной музыкой и воспитанием личности, важно обратиться к основополагающим концептуальным положениям данной проблемы.
Одним из ключевых моментов в христианской антропологии является учение о человеке как «образе и подобии Божьем». Практика воспитания в Православии основывается на вероучении о преображении человеческой души.
Еще в древние времена музыка как вид искусства играла важную роль в жизни человека, оказывала глубокое воздействие, оттачивая в душах людей морально-нравственные ценности, вкусы, эстетические и иные ориентиры, и использовалась как инструмент воспитания молодого поколения, в том числе и в аспекте постижения высших духовных ориентиров.
В рамках формирования и развития личности в своем потенциале духовная музыка способна активно воздействовать на мировоззрение, мораль, нравственность и коммуникацию.
В основе мировоззренческой функции лежит процесс формирования миропонимания на фундаменте православных ценностей. В рамках православной практики реализуется способность индивида к культурной самоидентификации и интериоризации культурно-ценностных ориентиров, формируя целостную картину мира, определяя роль и место личности человека в общекультурном контексте, в том числе в сфере национального менталитета. В этом контексте следует выделить несколько функций духовной музыки, а именно:
- нравственно-эстетическая функция;
- коммуникативная функция;
- гносеологическая функция;
- аксиологическая функция;
- этическая функция.
Бесстрастие как черта богослужебных песнопений также рассматривается как бесспорное достоинство. Так, в целом задача музыкального искусства заключается в выражении и воспитании эмоций личности, развитии и совершенствовании человеческих добродетелей. К тому же, православное богослужебное песнопение отражает бесстрастие как высшую форму мудрости. Таким образом, ключевая задача исполнения духовных песнопений заключается в передаче содержания текстов в рамках сосредоточенного и умосозерцательного восприятия.
Ежедневно произносимые духовные тексты позволяют человеку осмысленно приобретать навык осуществлять прекрасное служение. [3] Таким образом, православное церковное песнопение обладает молитвенными функциями, воспитывая смирение и благоговение.
На наш взгляд, полное соприкосновение, о котором шла речь выше, предполагает не только ознакомление, но и исполнительство. Однако такие условия могут предлагать лишь конфессиональные образовательные организации – такие, как воскресно-приходские школы, православные образовательные школы, гимназии, летние лагеря. В рамках реализации ключевых воспитательных задач воскресные школы делают акцент именно на исполнительстве духовных, в частности, богослужебных произведений. У Л.В. Зеленской сделан подробный анализ педагогической ценности духовной музыки. Автор пишет, что «…богослужебное пение является родовым основанием духовной музыки как эстетической ценности и содержит... ядро духовной музыки, которое представлено в следующих компонентах: Слово, несущее ценности и смыслы, заключенные в текстах песнопений, Музыкальный элемент, проявляющийся в чувственных и понятийных значениях, Действо, которое организуется в определенной взаимосвязи метро-ритмического единства всех композиционных элементов богослужения». [4] Таким образом, пение, как и сами произведения православной музыкальной традиции, выступает мощным инструментом воспитания личности в духе христианских идеалов.
Вместе с тем, духовная музыка, согласно мнению отечественных исследователей, отражая эмоции и настроение личности, совершенствует отношение личности к духовным ценностям, гармонии и красоте, вознося помыслы и чувства на качественно иной уровень, позволяющий рассматривать феномен духовной музыки как эффективный инструмент нравственного развития и воспитания обучающихся. Духовные произведения вырабатывают у молодых людей различные нравственные критерии, позволяют сопоставлять их с жизненными обстоятельствами, укреплять личность в части осознанного восприятия необходимости руководствоваться в жизни нравственным принципами, развивать критерии нравственного самосознания и становиться и нравственно, и эмоционально богаче. Отечественная духовная музыка, являясь одним из механизмов развития вокальной практики и певческого искусства в целом, выступает также в качестве воспитателя нравственности, формирует личность человека, совершенствуя его художественно-творческое начало.
Таким образом, мы можем отметить тенденцию к популяризации и распространению духовной музыкальной традиции на разных уровнях образования. В перспективе это может трансформироваться в отдельную предметную область – изучение духовной музыкальной культуры и профессиональное исполнительство религиозной музыки. На данный момент у государства и системы образования есть все предпосылки для того, что вывести процесс изучения религиозной музыки на качественно новый уровень и внедрить ее образцы на всех уровнях образования.
Список литературы
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)
- Теплова Н.В., Кобозева И.С., Чинякова Н.И. Педагогические условия развития культуры личности студентов педагогического вуза средства русской духовной музыки // МНКО. 2020. №6 (85). С. 246-249
- Жаднова Н.Н. Потенциал духовной музыки в формировании нравственных качеств личности // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2015. №2 (86). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/potentsial-duhovnoy-muzyki-v-formirovanii-nravstvennyh-kachestv-lichnosti (дата обращения: 23.04.2024)
- Зеленская Л.В. Духовная музыка как явление педагогической реальности // Инновации в науке. 2011. №5-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovnaya-muzyka-kak-yavlenie-pedagogicheskoy-realnosti-1 (дата обращения: 29.04.2024)