РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

124

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 4 (205), Январь ‘25

Дата публикации 26.01.2025

Поделиться

В статье затронуты основные аспекты влияния семейного окружения на развитие нравственных качеств дошкольников. Автор подчеркивает значимость взаимодействия между родителями и детьми, а также важность создания положительной модели поведения в семье. Особое внимание уделяется методам и практикам, которые родителям следует использовать для поддержки нравственного развития детей. Исследование основано на анализе теоретических подходов и эмпирических данных, подтверждающих важность семьи как первоисточника моральных норм и традиций.

Дошкольный возраст является критически важным периодом в жизни человека, когда закладываются основы его мировоззрения и нравственных категорий. Семья, как первичный социальный институт, играет ключевую роль в этом процессе. Здесь детей знакомят с базовыми нормами и ценностями, которые определяют их дальнейшее поведение в обществе.

Становление ребёнка предполагает не только усвоение знаний и представлений о нравственных нормах и правилах поведения, выработку привычки соблюдать эти правила и воспитание нравственных чувств, но и освоение, накопление и обогащение нравственного опыта во всех аспектах его проявления [3].

Семья является главным местом, где ребенок получает первоначальные представления о добре и зле. Примеры, подаваемые родителями и близкими, идея совместного действия и ответственности создают основу для формирования моральных качеств. Через повседневные взаимодействия родители транслируют ценности честности, доброты, уважения и любви. 

В отличие от других воспитательных институций, семья оказывает влияние на все аспекты личности человека на протяжении всей его жизни. Именно поэтому можно с уверенностью утверждать, что будущее любого государства зависит от того, насколько внимание и заботу уделяют семье, рассматривая ее как высшую первичную ценность [2].

Тем не менее, дальнейшее развитие воспитательных возможностей семьи является одним из ключевых направлений для улучшения духовно-нравственного климата в стране. Важно вовлекать семьи воспитанников в жизнь и деятельность ребенка в детском саду, поскольку это имеет большое значение. Необходимо полноценно оценить состояние воспитательного потенциала семьи, понять его динамику и все сложности и противоречия, что позволит более точно определить пути его совершенствования и превратить скрытые резервы в активные формирующие факторы.

Поэтому важно не только разобраться в том, как функционирует семья в условиях изменений в российском обществе, но и увидеть, как общие принципы этого функционирования проявляются в различных типах семейных отношений.

Родители являются главными моделями поведения для своих детей. Исследования показывают, что дети, которые видят в своих родителях проявление доброты, уважения и сострадания, с большей вероятностью будут копировать эти качества в своем поведении. Так, если в семье принято делиться и помогать другим, ребенок, наблюдая за этими действиями, начинает осознавать и принимать эти ценности как важные для своей жизни. 

Поддержка и похвала со стороны семьи играют ключевую роль в формировании уверенности ребенка в себе. Позитивное признание его достижений и усилий создает основу для здоровой самооценки, позволяя ребенку чувствовать свою значимость и ценность. Это, в свою очередь, способствует развитию способностей к конструктивному взаимодействию с окружающими, так как уверенные в себе дети более открыты для общения, проще решают конфликты и активно выражают свои мысли и чувства.

Формирование эмоциональной среды в семье касается норм, связанных с выражением эмоций, поддержкой и заботой. Эти нормы способствуют созданию атмосферы доверия и безопасности, где дети могут открыто делиться своими переживаниями. Во такой среде они учатся правильно выражать свои чувства, понимать эмоции окружающих и развивают эмоциональный интеллект. Забота и поддержка со стороны родителей укрепляют уверенность у детей, позволяя им расти и развиваться в позитивной обстановке.

Семья и ее традиции – это основа воспитания детей. Именно в семье ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, у него формируются духовные, нравственные качества. Семейные традиции представляют собой специфические действия, которые регулярно выполняются в данной семье в определенное время. Это правила поведения и ритуалы, передаваемые от родителей детям. Благодаря семейным традициям, основанным на уважении к предкам, ценности домашнего очага и национальных обычаях, формируется культура национальной идентичности и патриотической верности [1]. Семья передает культурные и моральные ценности, которые влияют на личностное развитие и общественное поведение детей.

Семейные традиции и обряды также играют важную роль в моральном воспитании. Празднование значимых событий, участие в совместных активностях, таких как волонтерство или помощь соседям, способствует воспитанию отзывчивости и коллективизма. Такие традиции формируют у детей представление о социальной ответственности и ценности общности [4].

Эмоциональная поддержка со стороны семьи также является критически важной для формирования нравственных качеств. Дети, которые растут в теплой и поддерживающей атмосфере, более чувствительны к переживаниям других и склонны к проявлению эмпатии. Открытое обсуждение моральных дилемм, чувства и эмоции помогают детям развивать критическое мышление и осознанное отношение к окружающему миру.

Семья передает культурные и моральные ценности, которые влияют на личностное развитие и общественное поведение детей. Эти аспекты взаимодействуют друг с другом, создавая целостную систему нравственного воспитания, которая имеет долгосрочные последствия на развитие личности ребенка. Регулярные беседы на темы нравственности, морали и этики помогают детям развивать критическое мышление и формировать собственные взгляды. Родители могут обсуждать различные ситуации и моральные дилеммы. Книги с моральными уроками и историями, которые иллюстрируют нравственные ценности, могут быть полезными. После прочтения родителям стоит обсудить с детьми уроки и персонажей.

Создание различных ситуаций, в которых дети могут применять нравственные нормы (например, помощь другим, участие в волонтерских акциях), способствует развитию сочувствия и ответственности. Разговоры о том, как исправить ошибки и как важно признавать свою ответственность, помогают детям развивать понимание причинно-следственных связей в своих действиях.

Таким образом, семья играет незаменимую роль в формировании нравственных качеств детей дошкольного возраста. Путем примера, традиций и эмоциональной поддержки родители формируют у детей понимание моральных норм, которые будут направлять их поведение на протяжении всей жизни. Важно, чтобы родители осознавали свою ответственность и активно участвовали в моральном воспитании, создавая для своих детей здоровую и поддерживающую среду.

Список литературы

  1. Балбатович, Н.Г. Семейные традиции в формировании патриотического воспитания детей / Н.Г. Балбатович // Непрерывное образование педагогов: достижения, проблемы, перспективы: Материалы VІ Международной научно-практической конференции, Минск, 02 ноября 2023 года. – Минск: Государственное учреждение образования Академия последипломного образования, 2024. – С. 42-46
  2. Взаимодействие ДОУ и семьи как основа развития духовно-нравственных качеств личности ребёнка в условиях ФГОС / Л.А. Кобелева, Е.А. Донцова, Т. И. Климовская [и др.] // Новое слово в науке: стратегии развития: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 21 сентября 2022 года / Гл. редактор О.Н. Широков. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2022. – С. 52-54
  3. Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с православной культурой / Т.И. Кочкина, Т.А. Сидельникова, Н.И. Савина, Г.И. Дядяшева // Педагогические науки: актуальные вопросы современного образования: сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции, Анапа, 31 июля 2023 года. – Анапа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов» в Южном Федеральном округе, 2023. – С. 34-40
  4. Маджидова Б. Народные традиции и обычаи как средство формирования нравственных качеств детей в семье: специальность 13.00.01 "Общая педагогика, история педагогики и образования": автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Маджидова Б. – Душанбе, 2004. – 50 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее