РОЛЬ СЕМЬИ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

РОЛЬ СЕМЬИ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

191

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 4 (154), Февраль ‘24

Дата публикации 05.02.2024

Поделиться

В статье говорится о роли семьи в становлении личности ребенка. Семья – это самое главное в жизни каждого.

Семья – важная часть жизни каждого человека. Радостные события, происходящие в семье, как правило, делают нас счастливым, а семью крепкой и дружной. И, напротив, трудности и проблемы, возникающие в отношениях с близкими людьми, доставляют максимальное огорчение, но они также могут сплотить семью.

Значимость семьи в жизни каждого человека сложно переоценить.

Именно в семье подростки приобретают первые знания о мире,  о других  людях и самих   себе.   Семья учит их общаться и взаимодействовать с  другими, они узнают о правилах и традициях,  которым впоследствии  следуют  всю   жизнь.  В семье они учатся быть  счастливыми или  несчастными. И на мир они смотрят глазами семьи.

Все происходящее в семье является результатом тех  отношений,  которые в ней  сформировались,  а не  следствием намерений или  действий кого-то из них.

Если в семье  не принято говорить друг другу  комплименты, хвалить, поощрять или дарить подарки, то причиной этого является семейный микроклимат,   который они создали  за время своего  совместного проживания.

Системный характер семейных  отношений  лучше всего проявляется  в поведении  детей,  которые, как  правило,   являются  «зеркалом», в котором находит  отражение все, что  происходит в   семье.

Подростки, стремящиеся к  самостоятельности,  хотят  отделиться.  Как правило,  это болезненно  воспринимается родителями,  которые   во что бы   то ни стало пытаются помешать   взрослению своих  детей.  Часто это выражается в  авторитарных  формах  взаимодействия: «Ты еще маленький!», «Будешь делать  то,   что я  говорю!», «Не вырос еще сам принимать решения», «Я тебя  обеспечиваю, а ты должен  меня слушаться!» и т.д.

Такое поведение родителей встречает протест и  агрессию со стороны подростков, и часто  приводит к  конфликтам,  и часто к полному разрыву отношений с  родителями и с семьей.

 Отчуждение и отстранение подростков  представляет особую угрозу для  таких  семей, в  которых  дети  выступали единственным средством поддержания стабильности  семейной  системы,   были единственным,  что связывало  родителей. В этом случае  поведение ребенка представляет  угрозу не только  стабильности  семьи,   но и ее  существованию  в  целом. Подросток,  бессознательно стремящийся к  сохранению семейной системы, может совершать противоправные  действия или антисоциальные поступки, создавать  проблемы, в  решении которых вынуждены  принимать  участие оба  родителя, тем самым объединяя  их.   То есть подросток  как бы приносит  себя «в жертву»  ради благополучия семьи.

Семейные правила –  это  те  основания, на которых  строится жизнь семьи.

Наличие правил  позволяет  ориентироваться членам семьи в  сложном пространстве семейного   взаимодействия,   делает  поведение всех участников общения   предсказуемым.

Семейные правила складываются на основе опыта проживания  супругов в родительских семьях и  часто отражают сложившиеся в них стереотипы взаимодействия.

Но вместе с  тем,   в каждой конкретной  семье правила могут быть изменены с учетом  реальной ситуации  взаимодействия.

Так в родительской  семье супруги  контроль успеваемости детей  всегда осуществлялся  матерью.  Но в ее  собственной семье муж  имеет более свободный  график работы и  охотно проверяет у  детей уроки и  посещает родительские  собрания. Показать выполненное  домашнее задание отцу  становится правилом  для  детей. Семейные правила меняются на разных стадиях жизни семьи,  отражая  происходящие в ней изменения.

Так, например, правила поведения  ребенка в семье должны меняться с учетом его возрастных  изменений.  Правило «всегда  звонить родителям и  сообщать о  том,   что дошел до  школы или  вернулся из школы»,  которое часто встречается в  семьях с детьми  младшего школьного возраста,  вряд ли будет уместно с детьми в  более старшем возрасте.

Если правила не  меняются и  носят «жесткий»  характер,   то это может приводить  к нарушениям взаимодействия и  конфликтам  между членами семьи.

Важным для благополучия  семья является и тот  факт,  что формирование правил жизни в семье должно быть открытым  и понятным для всех членов семьи. К конфликтам приводят ситуации,  когда правила «как бы существуют», но их не обсуждают.

Не найдя понимания в семье, он ищет понимания и принятия в других местах, которыми и являются различные неформальные объединения. В итоге, они вступают в такие объединения. Многое зависит именно от семьи подростка. Если родители способны и готовы понять подростка и уважать его в разных проявлениях, и если сам подросток готов уважать и понимать родителей. А это формируется у человека всю жизнь, от рождения. От того, насколько семья дружная, от взаимоотношений отца и мамы, от семейных устоев и традиций.

Если у подростка хорошие отношения с родителями, то он свободен от влияния любых сообществ. И наоборот, если эмоциональная связь с родителями отсутствует или нарушена, то любая неформальная группа обязательно станет решением его проблем, по мнению подростка.

Список литературы

  1. Ковалева А. И. Кризис системы образования. - М.: Социс, 2014
  2. Кравченко А. И. Введение в социологию. - М.: "Новая школа" , 2015
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее