ОССОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СТРАН НАТО

ОССОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СТРАН НАТО

Авторы публикации

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 30 (32), сентябрь ‘21

Дата публикации 21.09.2021

Поделиться

В статье раскрываются результаты изучения и обобщения опыта подготовки военнослужащих по физической культуре и спорту в вооружённых силах стран НАТО (США, Англии, Германии). Установлено, что зарубежное военно-физкультурное воспитание осуществляется в соответствии с особенностями организационной структуры и сложившимися традициями в определённой стране. Сравнительный анализ организации подготовки специалистов по физической культуре и спорту для частей и вузов армий НАТО и Вооруженных сил Российской Федерации показывает наличие ряда преимуществ в отечественной и современной системе подготовки специалистов: прежде всего, следует отметить более высокий уровень методической подготовленности преподавательского состава по физической подготовке.

ВВЕДЕНИЕ

За период существования Военного института физической культуры подготовил огромное количество высококвалифицированных специалистов по физической культуре и спорту для всех силовых структур России и ряда иностранных государств. С 1962 года по 1994 год Военный институт физической культуры входил в состав Государственного института физической культуры имени П.Ф. Лесгафта. Оценив основной вклад Военного института физической культуры в развитие педагогической теории и практики физической подготовки военнослужащих, представляется весьма интересным провести сравнительный анализ, а также сформировать обобщение опыта подготовки аналогичных специалистов в вооружённых силах иностранных государств, входящих в НАТО. В условиях реформирования высшего военного образования, данный опыт будет способствовать дальнейшему совершенствованию системы обучения и воспитания нового поколения высоко подготовленных военнослужащих по физической подготовке и спорту для вооруженных сил Российской федерации.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

В Вооруженных силах Англии обучение военнослужащих по физической подготовке и спорту полностью централизовано и сосредоточено в военной школе, подчинённой главному инспектору «королевского корпуса физической подготовки» (Royal Physical Fitness Corps). Обучение военнослужащих (специалистов) «корпуса физической подготовки» британской армии осуществляется в несколько этапов. Первой ступенью являются курсы помощников инструкторов физической подготовки продолжительностью 9 недель в Олдершотской школе. Программа кратких курсов включает основы анатомии и физиологии, а также организации физической подготовки. Из практическо-методологических дисциплин предусмотрены: лёгкая атлетика, плавание, футбол, баскетбол и бокс. Лучшие выпускники зачисляются на 3-х месячные курсы повышенной подготовки, где дополнительно изучают гимнастику, дзюдо и проходят 2- недельный «курс приключений» в учебном центре – «Рипон». Сержанты, успешно закончившие курсы и положительно аттестованные в своих частях, получают право продолжить подготовку. Следующая ступень обучения разделяется на два периода продолжительностью по 3 месяца. Первый период включает в себя обучение и углубляются знания по анатомии, физиологии и методике тренировки по практическим дисциплинам. Второй период посвящён стажировке в качестве инструктора по физической подготовке воинской части или учреждения. В ходе стажировки, особое внимание уделяется организационным вопросам и материальному обеспечению физической подготовки. В этот же период стажёр должен провести 90 практических и инструкторских занятий. Таким образом получается, что предварительная подготовка для зачисления в «корпус физической подготовки» занимает от 1 до 2,5 лет обучения и стажировки. Уже в составе корпуса военнослужащий (специалист) может получить высшую квалификацию и стать кадровым офицером.                                         В Вооруженных силах Англии, высока роль военнослужащих (специалистов) «корпуса физической подготовки». Они организовывают проведение физической подготовки, как в войсках, так и в других организациях: спортивных клубах, госпиталях, санаториях, школах и колледжах и в международном военно-спортивном сотрудничестве. В Вооруженных силах Германии основной базой обучения военнослужащих (специалистов) по физической подготовке является спортивная школа бундесвера – Академия СИЗМ. Основной задачей данного учереждения является подготовка кадров военных специалистов по физической подготовке и спорту. Выпускники школы, получают квалификацию спортивного руководителя или тренера. Кроме того, в ней повышают квалификацию спортивные руководители, разрабатываются документы и методические пособия по различным вопросам физической подготовки, поддерживаются контакты с национальными и международными спортивными организациями, обучаются спортсмены высокого класса из числа военнослужащих, проходят обучение офицеры специалисты из Бельгии, Боливии, Англии, Франции, Турции и Южной Кореи. Руководство осуществляет управление через штаб и три отдела: учебно-спортивный, административный и отдел спортивной медицины. Преподавательский состав – в основном гражданские специалисты. Учебный план включает 22 программы. Основные: программа подготовки спортивных руководителей (20 учебных дней); программа повышения квалификации спортивных руководителей (10 учебных дней); программа подготовки тренеров по лёгкой атлетике, плаванию, футболу, волейболу, гандболу и гимнастике (13 дней); программа подготовки тренеров по дзюдо (18 дней); программа подготовки тренеров по альпинизму и горнолыжному спорту (19 дней); программа ознакомления командного состава бундесвера с теоретическими основами и практикой физической подготовки войск (5 дней) и др. В течение года они  получают подготовку около трех тысяч специалистов различного уровня, которые проходят курсы теоретической, методической и практической подготовки, дающие им право проводить занятия по физической подготовке и спортивную тренировку. Таким образом, в бундесвере отсутствие штатных военнослужащих (специалистов) компенсируется массовой подготовкой нештатных. В США каждый вид Вооруженных сил готовит кадры начального и среднего звена по физической культуре и спорту через соответствующие курсы при учебных центрах и через обучение по контракту в гражданских университетах. На должности организаторов (координаторов) по физической подготовке в крупных штабах назначаются выпускники военных академий. При прохождении обучения в академиях Вооруженных сил США, каждый офицер подготовлен в организационно-методическом отношении. Умеет планировать и проводить физическую подготовку в подразделениях и частях. Подготовка специалистов по физической культуре и спорту также, осуществляется в гражданских ВУЗах с последующей переподготовкой в течение одного года на базе академии Вест-Пойнт или в других академиях по видам Вооруженных сил. Предназначение выпускников — организация спортивной работы в воинских частях и ВУЗах. Кроме того, по видам вооружённых сил осуществляется подготовка инструкторов по спорту для работы непосредственно с личным составом в звене «рота-батальон».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный анализ свидетельствует, что одним из характерных аспектов в организации подготовки специалистов по физической культуре и спорту ведущих армий стран НАТО является реализованная попытка тесной взаимосвязи в решении задач физической подготовки и массового спорта. При этом в основу организации физической подготовки положены мотивы долженствования (т.е., меры принуждения), а в основу массового спорта – процессуальные и результативные мотивы (интерес к занятию конкретным видом спорта или желание добиться конкретного результата). Другим важным аспектом является обязательность участия военнослужащих в соревнованиях и тренировочном процессе. Для его реализации в войсках и вузах организованы отделы или кафедры спорта, которые комплектуются специалистами с высшим и средним военно-физкультурным образованием. Кроме того, усилению мотивации к повышению уровня физической подготовленности способствует жесткая система военно-профессионального обучения и большой отсев претендентов на военную службу, составляющий 25-30%. При этом процент отсева по низкой физической подготовленности, особенно на первом этапе обучения, достигает 80%. Немаловажное значение при организации и подготовке специалистов по физической подготовке и спорту для частей и вузов ведущих армий НАТО является очень высокий уровень материально-технического обеспечения мест для занятий физкультурно-спортивной деятельностью. Как правило, все воинские части и военные вузы ведущих армий стран НАТО расположены вне крупных городов, имеют очень большую территорию, прекрасно оборудованную как плоскостными, так и стационарными спортивными сооружениями. Вместе с тем сравнительный анализ организации подготовки специалистов по физической культуре и спорту для частей и вузов ведущих армий НАТО и Вооруженных сил Российской Федерации показывает наличие ряда преимуществ в отечественной системе подготовки специалистов: прежде всего, следует выделить более высокий уровень методической подготовленности преподавательского состава, получившего образование в специализированном вузе – Военном институте физической культуры;

 - наличие централизованного управления системой физической подготовки и спорта в вузах в лице Управления физической подготовки Вооруженных сил Российской Федерации;

 - наличие эффективной системы повышения квалификации и переподготовки специалистов физической культуры и спорта на базе Военного института физической культуры;

- возможности научно-методического обоснования руководящих и методических документов, регламентирующих систему физической подготовки и спорта в войсках и вузах ВС России;

- согласованность нормативных требований по физической подготовке и спорту в войсках и вузах различных видов и родов войск;

- возможности роста научно-педагогического потенциала специалистов в адъюнктуре и докторантуре, получения ими высоких ученых степеней и научных званий.

Список литературы

  1. Обвинцев, А.А. Физическая подготовка вооружённых сил Франции / А.А. Обвинцев, В.А. Щеголев, В.И. Силин // Информационный бюллетень / Военный ин-т физ. культуры. – 2012 – СПб., 2012. – С. 26.
  2. Щеголев, В.А. Физическая подготовка иностранных армий : учебное пособие / В.А. Щеголев, Г.Г. Дмитриев, Г.Н. Блахин ; Военный ин-т физ. культуры. – СПб. : [б.и.], 2007. – 272 с.
  3. Щеголев, В.А. Опыт организации спортивной работы вооруженных сил ведущих стран НАТО / В.А. Щеголев, В.В. Рябчук // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. – 2009. С. 156–161.
  4. Камаляев В. М., Хорошилов С. А. и Сокунова С. Ф. (2012), “Особенности фитнеса начинающих бодибилдеров при раздельных тренировках”, Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта, Том 88, № 6, стр. 53-56.
  5. Хорошилов С. А. (2013), “Эффективность компьютерных технологий при создании культуристов”, Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта, Том 103, № 9, стр. 186-190.
  6. Особенности психофизиологической и физической подготовки пилотов реактивного ранца-крыла / Иванов М. А., Шарифуллин И. Н., Монгуш А. О., Лямзин Е. Н. // Интернаука. – 2021. – № 16-2(192). – С. 28-35.
  7. Иванов М. А. Психическое перенапряжение спортсменов-военнослужащих и меры по его релаксации / Иванов М. А. // Молодежный научный форум : сборник статей по материалам CXXV студенческой международной научно-практической конференции, Москва, 26 апреля 2021 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Международный центр науки и образования", 2021. – С. 8-12.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее