ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

175

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 3 (204), Январь ‘25

Поделиться

В работе рассматриваются педагогические условия формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников. На основе диагностики, проведенной по методике Г.А. Урунтаевой, изучен уровень сформированности навыков у детей младшего дошкольного возраста. Экспериментальная часть включала использование игровых методов и позитивной мотивации. Результаты показали значительное улучшение навыков самообслуживания и гигиены у 90% участников эксперимента. Работа акцентирует внимание на важности создания воспитательной среды и активного участия взрослых в формировании культуры поведения у детей.

Дошкольный возраст представляет собой ключевой этап развития личности и формирования основ физического здоровья. Приобщение детей к здоровому образу жизни невозможно без освоения базовых навыков гигиены. Воспитание культурно-гигиенических привычек не только способствует укреплению здоровья ребенка, но и решает важную задачу формирования культуры поведения. Гигиенические умения являются значимым компонентом культуры поведения  [3, c. 18].

 

Согласно требованиям ФГОС для дошкольного образования, задачи, связанные с воспитанием у детей гигиенических навыков и формированием базовых представлений о здоровом образе жизни, относятся к образовательной области «Физическое развитие». Их реализация направлена на укрепление физического и психоэмоционального благополучия дошкольников [5].

 

К культурно-гигиеническим привычкам относятся умения поддерживать чистоту тела, соблюдать правила культурного приема пищи, поддерживать порядок в окружающей среде, а также выстраивать уважительные и культурные взаимоотношения как с взрослыми, так и с другими детьми [2, c. 20].

 

Нами была проведена экспериментальная работа по воспитанию культурно-гигиенических навыков дошкольников на базе МБДОУ ЦРР д/с №79 г. Ставрополь. В исследовании приняли участие 10 дошкольников в возрасте 3-4 лет. Изучение сформированности культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников осуществлялось по методике Г.А. Урунтаевой. В ходе проведения диагностики были исследованы культурногигиенические навыки в ходе наблюдения за выполнением дошкольниками следующих процессов: процесс «Умывания», «Одевания и раздевания», «Приема пищи» и «Ухода за телом, одеждой и обувью».

 

Качественный и количественный анализ выделенных критериев позволил определить следующие уровни сформированности культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников:

 

– высокий уровень (12-10 баллов) – ребенок уверенно, самостоятельно выполняет большинство основных действий;

– средний уровень (9-6 баллов) – ребенок не всегда правильно, с помощью взрослого или сверстника выполняет основные действия;

– низкий уровень (5-4 балла) – ребенок не выполняет действия самостоятельно никогда, необходима постоянная помощь взрослого или сверстника [4, c. 358].

 

Таблица 1.

Результаты констатирующего этапа исследования уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у дошкольников

№ ребенка

Процессы применения навыков

Всего

Уровень

1

2

3

4

1

2

2

2

2

8

средний

2

1

1

1

1

4

низкий

3

2

2

2

2

8

средний

4

2

2

2

2

8

средний

5

1

1

1

1

4

низкий

6

2

2

2

2

8

средний

7

1

1

1

1

4

низкий

8

2

2

2

2

8

средний

9

2

1

1

1

5

низкий

10

1

1

2

1

5

низкий

 

Согласно полученным данным, из 10 участников эксперимента 5 детей (50%) продемонстрировали средний уровень сформированности культурно-гигиенических навыков, набрав от 6 до 9 баллов. Эти дети в целом способны самостоятельно выполнять основные гигиенические действия, такие как умывание, одевание и прием пищи, но при этом иногда нуждаются в подсказках или помощи со стороны взрослых или сверстников. Например, они могут выполнять действия не всегда аккуратно или допускать ошибки при уходе за собой.

 

Еще 5 детей (50%) показали низкий уровень сформированности культурно-гигиенических навыков, набрав от 4 до 5 баллов. Эти дети не могут самостоятельно выполнять большинство основных гигиенических действий и нуждаются в постоянной помощи взрослых. Они часто не проявляют интереса к процессам ухода за собой, испытывают трудности при выполнении таких процедур, как использование мыла или правильное застегивание одежды, а также не всегда соблюдают правила поведения за столом. Данный факт свидетельствует о том, что у этих детей отсутствуют закрепленные привычки, связанные с самообслуживанием и гигиеной.

 

На формирующем этапе применялись разнообразные педагогические методы и приемы, способствующие эффективному усвоению гигиенических норм, с учетом возрастных особенностей детей. В ежедневный режим детского сада были включены процедуры, направленные на развитие навыков самообслуживания, такие как игра «Мыльные пузырьки», где дети учились правильно мыть руки в игровой форме. Для формирования навыков поведения за столом проводилась игра «Обед у кукол», где дети ухаживали за куклами, моделируя правильное использование столовых приборов и салфеток. В рамках сюжетно-ролевых игр, таких как «В больнице», дети выполняли роли врачей и пациентов, объясняя друг другу важность гигиенических процедур. Дополнительно проводились беседы, например, «Почему надо быть чистым?», с использованием ярких иллюстраций и мультфильмов для повышения интереса к соблюдению гигиены. Для мотивации детей использовалась система поощрений с ведением «Дневника чистоты», где за успешное выполнение процедур дети получали наклейки и награды, что способствовало закреплению гигиенических навыков.

 

На формирующем этапе исследования были созданы и успешно использованы благоприятные психолого-педагогические условия для формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников:

 

создание воспитательной среды, способствующей ежедневному закреплению гигиенических норм. В рамках формирующего этапа была организована четкая система режима дня, включающая обязательное выполнение таких процедур, как мытье рук перед едой, чистка зубов и уход за телом. Особое внимание уделялось вовлечению детей в процессы самообслуживания, что способствовало не только освоению навыков, но и развитию у них ответственности за свое здоровье.

– активное участие взрослых как примера для подражания. Воспитатели демонстрировали правильное выполнение гигиенических процедур, объясняли их важность и поощряли детей, формируя у них положительное отношение к чистоте и опрятности.

– учет возрастных и психологических особенностей дошкольников. В ходе работы использовались игровые методы обучения, такие как тематические игры, сказки и песни, которые делали процесс освоения гигиенических норм увлекательным и доступным для детей. Эти подходы позволили стимулировать интерес и мотивацию дошкольников к выполнению правил личной гигиены.

– использование положительной мотивации и подкрепления. Для закрепления гигиенических навыков использовалась система стимулирования: детей поощряли за успешное выполнение процедур, создавая атмосферу успеха. Это способствовало формированию у дошкольников устойчивых привычек и позитивного отношения к гигиене [1, c. 165].

 

После проведения формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика сформированности культурно-гигиенических навыков по методике Г.А. Урунтаевой в той же группе. Были получены следующие результаты, которые приведены в таблице.

 

Таблица 2.

Результаты контрольного этапа исследования уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у дошкольников

№ ребенка

Процессы применения навыков

Всего

Уровень

1

2

3

4

1

3

3

3

3

12

высокий

2

2

2

2

2

8

средний

3

3

3

3

3

12

высокий

4

2

2

2

2

8

средний

5

2

1

1

1

5

низкий

6

3

3

3

3

12

высокий

7

3

2

2

2

9

средний

8

3

3

3

3

12

высокий

9

2

2

2

2

8

средний

10

2

2

2

2

8

средний

 

Анализ результатов контрольного этапа исследования уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников показал значительное улучшение по сравнению с констатирующим этапом. По итогам повторной диагностики, 4 ребенка (40%) продемонстрировали высокий уровень сформированности культурно-гигиенических навыков, набрав максимальное количество баллов (12). Это говорит о том, что эти дети уверенно и самостоятельно выполняют все основные гигиенические действия: умывание, одевание, прием пищи и уход за телом. В ходе эксперимента они показали положительное отношение к выполнению гигиенических процедур и не нуждались в помощи со стороны взрослых или сверстников.

 

Большая часть детей (50%) продемонстрировала средний уровень сформированности навыков, набрав от 8 до 9 баллов. Эти дети в большинстве случаев выполняли гигиенические процедуры самостоятельно, но иногда могли нуждаться в подсказках или напоминаниях со стороны воспитателя. В частности, такие дети могут испытывать затруднения в более сложных действиях, как, например, правильное застегивание пуговиц или использование вилки, но в целом уровень их навыков заметно повысился по сравнению с начальным этапом. Только один ребенок (10%) сохранил низкий уровень сформированности культурно-гигиенических навыков, набрав 5 баллов. Это свидетельствует о том, что данный ребенок по-прежнему испытывает значительные трудности в выполнении основных гигиенических процедур и требует постоянной помощи со стороны взрослых. Вероятно, данному ребенку требуется более индивидуальный подход и дополнительные занятия для закрепления навыков.

 

Таким образом, результаты контрольного этапа исследования показывают, что внедрение педагогических условий, использованных в ходе формирующего эксперимента, оказало положительное влияние на уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у большинства детей. Повышение уровня навыков у 90% участников исследования свидетельствует о том, что примененные методы и приемы были эффективными и способствовали развитию самостоятельности и осознанного выполнения гигиенических процедур у дошкольников.

Список литературы

  1. Алексеева, М.А. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста / М.А. Алексеева // Студенческая наука – 2023: Сборник статей 71-й студенческой научной конференции. – Смоленск: Смоленский государственный университет, 2023. – С. 160-169
  2. Жмурова, Ю.Е. Формирование культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста / Ю.Е. Жмурова // Технологии образования. – 2024. – №4 (26). – С. 17-21
  3. Козлова, Я.Г. Культурно-гигиенические навыки младших дошкольников и специфика их воспитания / Я.Г. Козлова // Интерактивная наука. – 2021. – №7 (62). – С. 18-19
  4. Миннуллина, Р.Ф. Педагогические условия формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста / Р.Ф. Миннуллина, Л.М. Халиуллина // Эффективные практики профориентационной работы в образовательных организациях: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2023. – С. 357-359
  5. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС): [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.who.int/ru
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее