Дошкольный возраст представляет собой ключевой этап развития личности и формирования основ физического здоровья. Приобщение детей к здоровому образу жизни невозможно без освоения базовых навыков гигиены. Воспитание культурно-гигиенических привычек не только способствует укреплению здоровья ребенка, но и решает важную задачу формирования культуры поведения. Гигиенические умения являются значимым компонентом культуры поведения [3, c. 18].
Согласно требованиям ФГОС для дошкольного образования, задачи, связанные с воспитанием у детей гигиенических навыков и формированием базовых представлений о здоровом образе жизни, относятся к образовательной области «Физическое развитие». Их реализация направлена на укрепление физического и психоэмоционального благополучия дошкольников [5].
К культурно-гигиеническим привычкам относятся умения поддерживать чистоту тела, соблюдать правила культурного приема пищи, поддерживать порядок в окружающей среде, а также выстраивать уважительные и культурные взаимоотношения как с взрослыми, так и с другими детьми [2, c. 20].
Нами была проведена экспериментальная работа по воспитанию культурно-гигиенических навыков дошкольников на базе МБДОУ ЦРР д/с №79 г. Ставрополь. В исследовании приняли участие 10 дошкольников в возрасте 3-4 лет. Изучение сформированности культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников осуществлялось по методике Г.А. Урунтаевой. В ходе проведения диагностики были исследованы культурногигиенические навыки в ходе наблюдения за выполнением дошкольниками следующих процессов: процесс «Умывания», «Одевания и раздевания», «Приема пищи» и «Ухода за телом, одеждой и обувью».
Качественный и количественный анализ выделенных критериев позволил определить следующие уровни сформированности культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников:
– высокий уровень (12-10 баллов) – ребенок уверенно, самостоятельно выполняет большинство основных действий;
– средний уровень (9-6 баллов) – ребенок не всегда правильно, с помощью взрослого или сверстника выполняет основные действия;
– низкий уровень (5-4 балла) – ребенок не выполняет действия самостоятельно никогда, необходима постоянная помощь взрослого или сверстника [4, c. 358].
Таблица 1.
Результаты констатирующего этапа исследования уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у дошкольников
№ ребенка |
Процессы применения навыков |
Всего |
Уровень |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
средний |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
низкий |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
средний |
4 |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
средний |
5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
низкий |
6 |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
средний |
7 |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
низкий |
8 |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
средний |
9 |
2 |
1 |
1 |
1 |
5 |
низкий |
10 |
1 |
1 |
2 |
1 |
5 |
низкий |
Согласно полученным данным, из 10 участников эксперимента 5 детей (50%) продемонстрировали средний уровень сформированности культурно-гигиенических навыков, набрав от 6 до 9 баллов. Эти дети в целом способны самостоятельно выполнять основные гигиенические действия, такие как умывание, одевание и прием пищи, но при этом иногда нуждаются в подсказках или помощи со стороны взрослых или сверстников. Например, они могут выполнять действия не всегда аккуратно или допускать ошибки при уходе за собой.
Еще 5 детей (50%) показали низкий уровень сформированности культурно-гигиенических навыков, набрав от 4 до 5 баллов. Эти дети не могут самостоятельно выполнять большинство основных гигиенических действий и нуждаются в постоянной помощи взрослых. Они часто не проявляют интереса к процессам ухода за собой, испытывают трудности при выполнении таких процедур, как использование мыла или правильное застегивание одежды, а также не всегда соблюдают правила поведения за столом. Данный факт свидетельствует о том, что у этих детей отсутствуют закрепленные привычки, связанные с самообслуживанием и гигиеной.
На формирующем этапе применялись разнообразные педагогические методы и приемы, способствующие эффективному усвоению гигиенических норм, с учетом возрастных особенностей детей. В ежедневный режим детского сада были включены процедуры, направленные на развитие навыков самообслуживания, такие как игра «Мыльные пузырьки», где дети учились правильно мыть руки в игровой форме. Для формирования навыков поведения за столом проводилась игра «Обед у кукол», где дети ухаживали за куклами, моделируя правильное использование столовых приборов и салфеток. В рамках сюжетно-ролевых игр, таких как «В больнице», дети выполняли роли врачей и пациентов, объясняя друг другу важность гигиенических процедур. Дополнительно проводились беседы, например, «Почему надо быть чистым?», с использованием ярких иллюстраций и мультфильмов для повышения интереса к соблюдению гигиены. Для мотивации детей использовалась система поощрений с ведением «Дневника чистоты», где за успешное выполнение процедур дети получали наклейки и награды, что способствовало закреплению гигиенических навыков.
На формирующем этапе исследования были созданы и успешно использованы благоприятные психолого-педагогические условия для формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников:
– создание воспитательной среды, способствующей ежедневному закреплению гигиенических норм. В рамках формирующего этапа была организована четкая система режима дня, включающая обязательное выполнение таких процедур, как мытье рук перед едой, чистка зубов и уход за телом. Особое внимание уделялось вовлечению детей в процессы самообслуживания, что способствовало не только освоению навыков, но и развитию у них ответственности за свое здоровье.
– активное участие взрослых как примера для подражания. Воспитатели демонстрировали правильное выполнение гигиенических процедур, объясняли их важность и поощряли детей, формируя у них положительное отношение к чистоте и опрятности.
– учет возрастных и психологических особенностей дошкольников. В ходе работы использовались игровые методы обучения, такие как тематические игры, сказки и песни, которые делали процесс освоения гигиенических норм увлекательным и доступным для детей. Эти подходы позволили стимулировать интерес и мотивацию дошкольников к выполнению правил личной гигиены.
– использование положительной мотивации и подкрепления. Для закрепления гигиенических навыков использовалась система стимулирования: детей поощряли за успешное выполнение процедур, создавая атмосферу успеха. Это способствовало формированию у дошкольников устойчивых привычек и позитивного отношения к гигиене [1, c. 165].
После проведения формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика сформированности культурно-гигиенических навыков по методике Г.А. Урунтаевой в той же группе. Были получены следующие результаты, которые приведены в таблице.
Таблица 2.
Результаты контрольного этапа исследования уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у дошкольников
№ ребенка |
Процессы применения навыков |
Всего |
Уровень |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
высокий |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
средний |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
высокий |
4 |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
средний |
5 |
2 |
1 |
1 |
1 |
5 |
низкий |
6 |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
высокий |
7 |
3 |
2 |
2 |
2 |
9 |
средний |
8 |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
высокий |
9 |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
средний |
10 |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
средний |
Анализ результатов контрольного этапа исследования уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников показал значительное улучшение по сравнению с констатирующим этапом. По итогам повторной диагностики, 4 ребенка (40%) продемонстрировали высокий уровень сформированности культурно-гигиенических навыков, набрав максимальное количество баллов (12). Это говорит о том, что эти дети уверенно и самостоятельно выполняют все основные гигиенические действия: умывание, одевание, прием пищи и уход за телом. В ходе эксперимента они показали положительное отношение к выполнению гигиенических процедур и не нуждались в помощи со стороны взрослых или сверстников.
Большая часть детей (50%) продемонстрировала средний уровень сформированности навыков, набрав от 8 до 9 баллов. Эти дети в большинстве случаев выполняли гигиенические процедуры самостоятельно, но иногда могли нуждаться в подсказках или напоминаниях со стороны воспитателя. В частности, такие дети могут испытывать затруднения в более сложных действиях, как, например, правильное застегивание пуговиц или использование вилки, но в целом уровень их навыков заметно повысился по сравнению с начальным этапом. Только один ребенок (10%) сохранил низкий уровень сформированности культурно-гигиенических навыков, набрав 5 баллов. Это свидетельствует о том, что данный ребенок по-прежнему испытывает значительные трудности в выполнении основных гигиенических процедур и требует постоянной помощи со стороны взрослых. Вероятно, данному ребенку требуется более индивидуальный подход и дополнительные занятия для закрепления навыков.
Таким образом, результаты контрольного этапа исследования показывают, что внедрение педагогических условий, использованных в ходе формирующего эксперимента, оказало положительное влияние на уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у большинства детей. Повышение уровня навыков у 90% участников исследования свидетельствует о том, что примененные методы и приемы были эффективными и способствовали развитию самостоятельности и осознанного выполнения гигиенических процедур у дошкольников.
Список литературы
- Алексеева, М.А. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста / М.А. Алексеева // Студенческая наука – 2023: Сборник статей 71-й студенческой научной конференции. – Смоленск: Смоленский государственный университет, 2023. – С. 160-169
- Жмурова, Ю.Е. Формирование культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста / Ю.Е. Жмурова // Технологии образования. – 2024. – №4 (26). – С. 17-21
- Козлова, Я.Г. Культурно-гигиенические навыки младших дошкольников и специфика их воспитания / Я.Г. Козлова // Интерактивная наука. – 2021. – №7 (62). – С. 18-19
- Миннуллина, Р.Ф. Педагогические условия формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста / Р.Ф. Миннуллина, Л.М. Халиуллина // Эффективные практики профориентационной работы в образовательных организациях: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2023. – С. 357-359
- Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС): [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.who.int/ru