При фонетико-фонетическом недоразвитии речи крайне важна своевременная профилактика оптической дисграфии. При обследовании специалисты в первую очередь обращают внимание на состояние звукопроизносительной стороны речи, фонематическое восприятие, слоговую структуру слова, лексико-грамматический строй речи, а также умения образовывать слова и связную речь в целом. Во многом, данный недуг помимо традиционных методов коррекции и профилактики требует новых подходов для решения представленной логопедической проблемы [2].
Само собой, вышеуказанной аномалии в развитии можно избежать, если заблаговременно акцентировать внимание на разнообразных профилактических мероприятиях, к которым относятся:
1. Постоянно чтение детям книг, лучше всего с самого момента рождения;
2. Начало занятий с дошкольником по подготовке к учёбе в школе следует начинать с 4 – 5 лет;
3. Рекомендуется записать ребёнка в творческие кружки, которые помогают развитию крупной и мелкой моторики пальцев и кистей рук [6].
Как ранее уже было выяснено, оптическая дисграфия, как и дисграфия в целом, поддаётся коррекции. При этом родители дошкольников с данным недугом должны быть готовы к тому, что придётся затратить весомое количество времени на профилактику и коррекцию, поскольку данный процесс трудоёмкий. Обычно коррекция происходит благодаря выполнению разнообразных упражнений, подбор которых зависит от возраста дошкольника и специфики течения его заболевания.
При фонетико-фонематическом недоразвитии речи профилактика оптической дисграфии преследует следующие цели:
1. Совершенствование всех областей познавательной деятельности;
2. Пополнение словарного запаса;
3. Становление связной речи;
4. Нейтрализация и ликвидация патологий, которые проявились в звукопроизносительной стороне речи;
5. Совершенствование аналитико-синтетической способности;
6. Развитие слухового и пространственного восприятия;
7. Развитие грамматической стороны речи.
Обычно в профилактическом комплексе оптической дисграфии при фонетико-фонематическом недоразвитии речи используются следующие методики и способы:
1. Магнитная Азбука, суть которой состоит в том, чтобы ребёнок складывал из букв – слоги, а из слогов – полноценные слова. Затем задача усложняется – их нужно верно произнести. Такая методика благоприятно сказывается на запоминании графических образов и рациональности написания;
2. В методике «Схематичные слова» обычно изображаются картинки разнообразных объектов, а также указываются их наименования. В случае, если изображен верблюд, то под ним присутствует звуковая схема: «в-е-р-б-л-ю-д». Дошкольнику нужно правильно произнести слова и самостоятельно их написать. При всём этом важно следить за тем, чтобы все звуки произносились чётко;
3. Игра в писателя позволяет ребёнку побывать в роли писателя. Педагог просит взять его в руки перо и чернила, а затем написать что-нибудь на своё усмотрение. Благодаря данному способу происходит становление правильного положения ручки по отношению к бумаге;
4. Совершенствование почерка необходимо для того, чтобы дошкольник или школьник писал внятно. Для этого можно использовать тетради в клетку и техники каллиграфии. Согласно данной методике родителям нужно в ходе домашних занятий просить ребёнка вписывать буквы аккуратно в клеточки в целый ряд;
5. При использовании методики «Пропущенные буквы» следует дать ребёнку лёгкий текст, в котором нет некоторых букв и тот же текст, который изложен правильно. Дошкольник должен найти нужные буквы через сравнение обоих отрывков и прописать буквы верно на местах пропусков. Благодаря таким упражнениям тренируется внимание и память верных написаний большинства слов;
6. Диктанты обычно подходят детям более старшего возраста, однако если брать в работу несложные тексты, то можно адаптировать их и под старших дошкольников в ФФНР. Методика хороша тем, что позволяет отработать речевое восприятие;
7. Дифференциация текста на смысловые блоги актуальна в том случае, если детям нужно писать довольно много;
8. Специалисты советуют каждый день повторять и заучивать три или четыре новых словарных слова, перебарщивать при этом не стоит, особенно в случае с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Если требовать от дошкольников слишком многого, то это может послужить причиной потери мотивации и интереса к занятиям и отказу от учёбы вообще;
9. Через заучивание стихотворений наизусть происходит тренировка памяти и речи, что в будущем благоприятно скажется на письме [3].
Для профилактики оптической дисграфии детей нужно учить не исправлять допущенные ошибки, а наоборот, научить не делать их вовсе. В связи с этим крайне важно, чтобы родители проверяли задания детей самостоятельно.
Умения, которые дошкольник приобрёл в ходе упражнений, закрепляются благодаря выполнению письменных заданий. Стоит дополнительно пройти при всём этом обследование у психоневролога, поскольку оно позволит дифференцировать сопутствующие оптической дисграфии патологии, если они присутствуют. При данном диагнозе детям может быть назначено медикаментозное лечение с дополнительными процедурами физиотерапии. Ребёнку могут выдать направление на лечебную гимнастику или мануальную терапию [1].
У детей старшего дошкольного возраста с ФФНР, помимо вышеуказанных заданий, есть и иные результативные упражнения, которые помогают осуществлять коррекционную помощь дошкольникам с симптомами дисграфии. Подбор любых упражнений с детьми с ограниченными возможностями здоровья обязан осуществлять исключительно эксперт в области логопедии или дефектологии.
На сегодняшний момент времени существует достаточное количество продуктивных заданий, которые способствуют профилактики оптической дисграфии у старших дошкольников и младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Вместе с детьми родителям рекомендуют также выполнять эти упражнения, а именно:
1. Лабиринты используются для развития крупной моторики, а также для повышения внимания. Детям нужно проводить непрерывные линии, при чём важно, чтобы дошкольник или школьник не менял положения рук и не поворачивал лист бумаги, на котором есть точечный рисунок. Его-то дети и должны соединить;
2. Для реализации упражнения «Корректурная правка» нужно взять книгу, которую дошкольник или школьник читал ранее. Текст при этом должен быть напечатан средним шрифтом. Родителям необходимо дать задание ребёнку, которое заключается в том, чтобы подчеркнуть в тексте какую-нибудь букву, например, «а». В течение пяти минут ребёнок обводит все заданные буквы в несложном тексте. Задание также можно усложнить, например, попросить ребёнка отмечать парные буквы, которые имеют сходства при написании их элементов;
3. «Письмо вслух» заключается в том, чтобы ребёнок проговаривал всё, что он наносит на бумагу именно в том виде, каким оно воспроизводится им на вышеупомянутом материале. Здесь важно подчёркивать «слабые» буквы, то есть те звуки, которым в ходе произношения не уделили внимания, но при этом на письме они обозначаются, например, «ъ». Важно следить за тем, чтобы дошкольник или школьник правильно и громко проговаривал окончания всех слов [5].
Вышеуказанные упражнения стоит выполнять на постоянной основе с постепенным усложнением лёгких текстов. Лишь в этом случае от них будет польза.
Исходя из всего вышесказанного, стоит отметить, что профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи является важным направление в работе учителя-логопеда и дефектолога.
Продуктивность подготовки дошкольников к письму тесно взаимосвязано с определением оптимального для начала этой работы возраста. В связи с этим Л.С. Выготский обращал внимание на то, что лишь в определённые этапы обучение будет даваться ребёнку легко и экономично. По этой причине слишком поздний возраст ребёнка, как и слишком ранний, будет тяжко сказываться на процессе обучение. Техника письма – весьма тяжелый и многогранный процесс, который нуждается в достаточно высоком уровне развития у дошкольников координированных движений рук и высокой точности исполнения. Для начала постоянной работы по овладению детьми графических умений, которые затем становятся основой для примитивных умений писать, самым сензитивным считается пятый год жизни.
Профилактика оптической дисграфии у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием строится следующим образом.
Первый блок состоит из направлений работ, которые обеспечивают предупреждение акустической, артикулярно-акустической дисграфии, а также дисграфии, в основе которой лежит дефект фонемного распознавания. Это следующие направления:
1. Совершенствование фонематического восприятия и представлений;
2. Развитие звукопроизносительной стороны речи;
3 Совершенствование умений проводить языковой анализ и синтез;
4. Развитие слогового анализа и синтеза;
5. Совершенствование фонематических анализа и синтеза.
В состав второго блока входят направления деятельности, которые обеспечивают предупреждение оптической дисграфии, а именно:
1. Совершенствование зрительного восприятия;
2. Развитие объёма зрительной памяти;
3. Становление пространственных образов;
4. Совершенствование зрительных анализа и синтеза [4].
В третий блок входит совершенствование мелкой моторики пальцев и кистей рук, поскольку письмо представляет собой тяжелый психофизический механизм, который нуждается в высоком уровне развития мелкой моторики.
Стоит отметить, что всю профилактическую работу следует организовывать в игровой форме, поскольку в этом возрасте игра – это главный тип деятельности дошкольников. Из этого следует, что игровые коммуникации являются тем нужным базисом, в рамках которого осуществляется становление и развитие речи ребёнка.
Исходя из всего вышесказанного, можно ещё раз подчеркнуть, что результативность профилактики оптической дисграфии у старших дошкольников с ФФНР тесно взаимосвязана со спецификами речевых патологий. Работа имеет комплексную сущность и осуществляется благодаря игровой деятельности.
Список литературы
- Безрукова, А.С. Обобщение опыта работы на тему: «Профилактика оптической дисграфии у детей с ограниченными возможностями здоровья на уровне дошкольного образования» / А.С. Безрукова // Эффективные практики современной дефектологии: актуальное состояние и тенденции. Москва: МГОУ, 2021. С. 19 – 25.
- Кицина, А.Ю. Особенности проявления фонетико-фонематического недоразвития речи детей 6 – 7 лет / А.Ю. Кицина // Вопросы педагогики. 2019, №11-2. С. 117 – 122.
- Ларина, М.С. Профилактика и коррекция оптической дисграфии учащихся с ОВЗ / М.С. Ларина, Н.Н. Чупахина // Актуальные вопросы образования и науки. Тамбов: «Юком», 2018. С. 61 – 63.
- Ловырёва, А.С. К вопросу о диагностике оптической дисграфии / А.С. Ловырёва, Е.А. Карпушкина // Аллея науки. 2018. №5 (21). С. 253 – 256.
- Ткачук, Т.А. Профилактика оптической дисграфии у обучающихся первых классов общеобразовательной школы / Т.А. Ткачук // Образование, воспитание и педагогика: традиции, опыт, инновации. Пенза: Наука и Просвещение, 2020. С. 190 – 193.
- Эмурлаева, С.М. Психолого-педагогические особенности развития детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи / С.М. Эмурлаева, Е.Н. Каширина // Аллея науки. 2021. №4 (55). С. 951 – 954.