Согласно Федеральному образовательному стандарту дошкольного образования образовательный процесс в дошкольной образовательной организации предполагает развитие ребенка по пяти образовательным областям. STEAM-образование основано на применении междисциплинарного и прикладного подхода, а также на интеграции всех пяти образовательных областей в единую систему обучения.
Рисунок 1. Пять образовательных областей
Также подразумевает смешанную развивающую предметно-пространственную среду, в которой дети начинают понимать, как можно применить эксперименты, конструирование, моделирование, робототехнику, искусство и IT-технологии в создании одного конечного продукта. Изучая методическую литературу по данному направлению, была создана модель внедрения SТЕАМ-образования через 3D-моделирование и мультипликацию.
Основной задачей в работе с дошкольниками стоит задача мотивации на образовательную деятельность. Как же заинтересовать ребенка? Как мотивировать его? На помощь приходят все те же технические средства и так называемые «гаджеты». Раз уж детям это столь интересно, почему бы не позволить им более тщательно разобраться в возможностях современных компьютерных технологий с пользой для их развития. Наверняка ребенку будет также интересно узнать, как создаются их любимые мультфильмы, понять, что мультик про Карлсона - нарисованный, а про Домовёнка Кузю - кукольный. А создавать собственные мультфильмы с помощью компьютера и фотоаппарата станет для него целым приключением с познанием нового и развитием практически всех сфер психики. Мультипликация включает в себя неограниченное число видов деятельности. В этом универсальность анимационной педагогики.
Работая над мультфильмом, дети придумывают сценарий, изготавливают декорации, персонажей мультфильма, иногда сам сюжет заставляет осваивать детей новые виды продуктивной деятельности. В процессе создания мультфильма стираются границы между отдельными видами деятельности. Что и подразумевает технология STEAM-образование. Кроме того, работа над фильмом формирует личностные качества: инициативу, настойчивость, трудолюбие, ответственность, коммуникабельность и другие. А это те целевые ориентиры, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, как результат.
Шагая в ногу со временем, были изучены инновационные процессы, которые касаются обновления содержания дошкольного образования. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. Один из таких методов - 3D-моделирование. Нами была разработана и апробирована программа 3D-моделирование при помощи 3D-ручки. Как оказалось, это удивительный инструмент для творчества.
Рисунок 2. 3D-моделирование
При помощи ее можно создавать удивительные объемные рисунки и объекты, которые имеют не отдельную свою собственную деятельность, а являются составляющей частью мультипликации. Эта современная «волшебная палочка» позволяет развить фантазию, пространственное мышление, моторику, воображение. С помощью шаблона дети превращают простые рисунки в трехмерные. И свои поделки в дальнейшем используют в создании мультфильмов и анимации. Цели и задачи данной программы имеют прямое отношение к цели и задачам STEAM-образования.
Раскрыв целесообразность внедрения технологии STEAM-образования через 3D-моделирование и мультипликацию, представляю опыт работы детского сада. И при этом одновременно разберём по этапное создание мультфильма.
На первом этапе проявился познавательный интерес детей, они самостоятельно и при помощи взрослого знакомятся с профессиями мультипликатора, сценариста, художника-постановщика, звукооператора, специалиста по монтажу, декоратора. На втором этапе дошкольники разрабатывают сюжет мультфильма. Здесь возможно выбирать и уже известные литературные произведения, и сказки, придуманные самими детьми. Можно также использовать тематические сюжеты, связанные с ознакомлением с окружающим миром, основами безопасного и экологически грамотного поведения, развитием математических представлений, началами грамоты, и другие образовательные сюжеты. На этом этапе проявился весь творческий потенциал детей и их индивидуальность. На третьем этапе определяются главные герои и их изготовление, используя разные техники и методы их создания: рисованные, объемные (лепка, тестопластика, LEGO-конструирование, 3D-моделирование).
Метод трехмерного моделирования широко распространен в игровой индустрии, кино и анимации, конструировании, архитектуре, дизайне, строительстве, медицине и промышленности. Создавая трехмерного героя, дошкольники сами разрабатывают схему в программе PowerPoint, распечатываю и ламинируют, а затем вырисовывают по полученным схемам геометрические фигуры. Затем из получившихся фигур собираем нашего трехмерного героя.
На четвертом этапе в соответствии с нашим сюжетом мы моделируем декорации при помощи любых видов конструкторов, либо создаем фон любыми техниками и методами в ART-студии.
После такой большой предварительной работы мы переходим к самому основному, это съемке мультфильма, в технике STOP Motion. После чего приступаем к озвучиванию мультфильма, что способствует в индивидуальной работе отработать интонационную выразительность речи, темпо-ритмическую организацию речи, правильное звукопроизношение.
Результат нашей совместной работы отправляется в OPEN-AIR кинотеатр детского сада.
Мультипликация со всей вытекающей из нее деятельностью позволяет реализовать технологию STEAM-образования, создает условия педагогам сделать образовательный процесс увлекательным путешествием, а дошкольникам дарит чувство успеха!
Список литературы
- Анофриков П.И. Принцип работы детской студии мультипликации. Учебное пособие
- Муродходжаева Н.С., Амочаева И.В. Мультстудия «Я творю мир». Методические рекомендации. Москва, 2018. - 69 с.
- Бочков В., Большаков А: «Основы 3D-моделирования»
- Крулехт М.В. Современные технологии дошкольного образования: достоинства и возможные риски / М.В. Крулехт // Проблемы современной науки и образования. - 2016. - №36 (78)