ФОМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗВРАТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФУТБОЛОМ

ФОМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗВРАТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФУТБОЛОМ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 6 (104), Февраль ‘23

Дата публикации 20.02.2023

Поделиться

Статья посвящена эмпирическому исследованию, цель которого состоит в определении влияния занятий футболом на формирование готовности детей в возрасте 5-7 лет к обучению в школе.

Начало обучения в школе является переломным моментом в жизни каждого ребенка. В это время происходит изменение образа жизни, выстраивание новых социальных связей и отношений, происходит смена деятельности. Осложнением данного периода жизни ребенка является психологический кризис, приходящийся на возраст 5-7 лет. 

Вопрос подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе является центральной проблемой психологии и педагогики. Сегодня, как правило, родители заранее за год до начала школьного обучения отдают ребенка в школу на подготовку. В основном в рамках данной подготовки ребенок усваивает элементарные навыки обучения: чтение, письмо, счет, умение выполнять домашнее задание. То есть можно констатировать интеллектуальную подготовку ребенка к школе. В такой ситуации родители забывают, что подготовка к школе является более сложным понятием, которая включает в себя не только определенный набор знаний (интеллектуальная готовность), но и физическую, предполагающую возможность ребенка выдержать новые нагрузки, долго сохранять концентрацию внимания, и психологическую, включающая готовность ребенка справиться с новыми стрессами. 

В связи, с чем возрастает актуальность поиска новых метод подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе, способного подготовить его не только интеллектуально, но и психологически и физически. С нашей точки зрения, формирование трех отмеченных компонентов возможно с помощью приобщения детей различным видам спорта. Наибольшим потенциалом для этого обладает футбол, поскольку он не только способствует физическому развитию ребенку, его выносливость, ловкости, быстроте, но и развивает психологически, способствуя развитию мышления, скорости реакции, обучая работать в команде, принимать ответственность на завершенные поступки. 

Целью нашего исследования сталапроверка эффективности формирования готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе в процессе занятий футболом.

В рамках эксперимента  была разработана и апробирована программа применения элементов игры в футбол  на занятиях по физическому воспитанию детей от пяти до семи лет.  Программа состояла из двух блоков. Первый предполагал обучение детей дошкольного возраста различным элементам игры  в футбол. Второй  - непосредственно саму игру в футбол.

Проверка эффективности программы осуществлялась с сентября 2022 г. по декабрь 2022 г. 

Для того, чтобы определить эффективность предложенной программы в вопросах психического и физиологического развития детей, способствующих в последствии повышению уровня их готовности обучения в школе, были проведены контрольно-тестовые упражнения не только в самом начале эксперимента (констатирующий этап), но и в конце (контрольный), позволившие сравнить показатели КГ и ЭГ, а также оценить динамику этих показателей. 

На констатирующем этапе эксперимента нами были проведены контрольные тесты, характеризующих уровень физической и психологической подготовленности детей дошкольного возраста КГ и ЭГ. Результаты проведенных нами тестов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Средние показатели физической подготовленности детей 5-7  лет в начале педагогического эксперимента (Х±m).

Данные, представленные в таблице 1, показывают примерно одинаковые показатели уровня физической подготовки детей дошкольного возраста. Так идентичные средние показатели у представителей обоих групп по таким контрольным упражнениям как бег 10 метров с хода, бег 10 метров змейкой,  челночный бег 4Х10 метра, прыжок в длину с места, бросание набивного мяча, сила кисти правой руки.

Лучше средние показатели показали представителей ЭГ по следующим упражнениям: бег 30 метров, наклон вперед из положения сидя, подъем туловища. А вот контрольная группа показала лучше результат по упражнению сила кисти левой руки, чем представители экспериментальной группы.  Следовательно, результаты проведенных контрольных тестов показали, что состав КГ и ЭГ тождественен между собой.

Кроме того, контрольные  тесты были проведены в обоих группах и по окончанию эксперимента, с целью определения динамики уровня физической подготовки детей. Результаты тестов представлены в таблице 2.

Таблица 2

Средние показатели физической подготовленности детей 5-7  лет по окончанию педагогического эксперимента (Х±m).

Данные, представленные в таблице 2 показывают, что как у ЭГ, так и у КГ отмечается положительная динамика изменения показателей физической подготовленности детей дошкольного возраста. Очевидно, такая ситуация объясняется характерным для возраста 5-6 лет темпом  быстрого психического и физического развития детей. Однако у мальчиков и девочек экспериментальной группы отмечается более положительная динамика результатов по всем показателям развития физических качеств, по сравнению с контрольной группой. Например, у ЭГ результаты в показателе быстроты  выросли в среднем на 25%, в то время как в контрольной на 8%.

В координационных способностях: в ЭГ результаты выросли на 20%, в КГ на 2,4%. Скоростно-силовые способности: в ЭГ достигли 12%, в КГ эти показатели выросли на 4,5%.  Очень заметен рост в развитии гибкости ЭГ на 43,7%, в КГ рост есть, но не такой значительный, всего 7,9%.  В развитии силовых способностей ЭГ результат вырос на 65,3%, в КГ показатель вырос на 24%. 

Развитие психических процессов оценивалось по психологическим тестам, позволившим определить уровень развития основных психических процессов: восприятие, мышление, память, внимание, воображение, как в начале педагогического эксперимента, так и в конце него. 

В начале эксперимента отмечено, что у большинства детей КГ (69,8%) и ЭГ (70,5%) групп уровень восприятия выше, чем остальные психические процессы. Высокий уровень развития мышления и воображения отмечен у 35% детей, памяти у 28%. У 27% детей в КГ и у 27% в ЭГ выявлен высокий уровень развития внимания. При этом 30% детей в процессах мышления и воображения показали низкий уровень развития данного психического процесса. 

После завершения педагогического эксперимента прирост показателей развития психических процессов у детей в ЭГ составил 41%, что превышает аналогичные в КГ, более чем в два раза. Низкий уровень развития психических процессов, в конце эксперимента, отмечен у 2,4% детей ЭГ, что на 21% меньше, чем до начала занятий по экспериментальной методике. В контрольной группе данный показатель снизился на 11% и составил 12%. 

Кроме того педагогическое наблюдение в процессе проведения эксперимента показало, что примерно к середине проведения эксперимента, у детей в экспериментальной группе отмечался прирост времени, в течение которого они способны концентрировать внимание на выполнении упражнения.

Таким образом, применение экспериментальной программы показало благотворное влияние на физическое и психологическое развитие детей дошкольного возраста. Следовательно, занятие детей дошкольного возраста футболом повышает уровень их подготовки к обучению в школе, путем повышения физических и психологических качеств, а, следовательно, и адаптационных возможностей.

 

Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary