Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

13

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 3 (101), Январь ‘23

Дата публикации 30.01.2023

Поделиться

В статье говорится об актуальности использования нетрадиционных техник рисования и психолого-педагогических условиях развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте, становится особо актуальным так как именно в дошкольном возрасте происходит развитие ведущих психологических новообразований данного возраста. Один из важнейших целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования – хорошо развитая мелкая моторика, которая позволяет ребенку владеть основными движениями, контролировать их и управлять ими.

Термин ловкость часто используется для обозначения мелкой моторики рук и пальцев. Развитие тонких движений рук и пальцев имеет большое значение для общего психического развития ребенка. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет формирование важнейших для него будущих качеств: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Ученые доказали, что центры головного мозга, отвечающие за эти способности, напрямую связаны с движением пальцев. Проблема развития моторики в дошкольном возрасте очень важна, поскольку способствует развитию сенсомоторных навыков – слаженности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в исполнительской деятельности, коррекции мелкой моторика пальцев рук.

Познание окружающего мира малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов – ощущения, восприятия, представления. Развитие их у ребенка создает необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Формирование многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений, восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире [17]. Правильно формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно.

Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка – это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга речи [3, с.25]. Она отмечала также тесную связь между развитием точных движений рук и детской речью. Она указывала, что если ребенок плохо справляется с речью, значит, у него недостаточно развита мелкая моторика, что требует особого внимания со стороны окружающих ребенка взрослых. Биологи обнаружили, что центры, отвечающие за речь и движения пальцев, расположены в человеческом мозгу очень близко друг к другу.[3, с.20]

В.М. Бехтерев в своих исследованиях доказал, что простые движения рук помогают снятию умственной усталости, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка [4, с. 42].

Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных приемов. За счет использования различных наглядных материалов, новых приемов, требующих точных движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном удерживании кисти или карандаша), создаются условия для развития мелкой моторики. Испытывая интерес к творчеству, они сами находят нужные пути. Но не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают осваивать художественную деятельность. Дети любят узнавать новое и им нравится учиться.

Нетрадиционный рисунок — это способ рисования без опоры на традиционные техники рисования. Нетрадиционные техники рисования - это веселое, завораживающее занятие, которое удивляет и восхищает детей. Нетрадиционный рисунок лежит в основе многих техник арт-терапии. Как средство коррекции психических процессов нетрадиционные техники рисования позволяют побороть чувство страха, дают свободу, вселяют веру в себя и свои возможности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь нет слова «Нет», можно рисовать, что хочешь и как хочешь, и даже придумать свою необычную технику. Дети испытывают незабываемые, положительные эмоции, по эмоциям можно оценить настроение ребенка, что ему нравится, что его раздражает.

Нетрадиционные материалы и приемы способствуют развитию у ребенка образного мышления, самоконтроля, усидчивости, внимания, зрительного восприятия и пространственной ориентации, тактильного и эстетического восприятия, а также мелкой моторики рук. По мере развития мелкой моторики развиваются память, внимание и словарный запас.

Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование способствует снижению эмоционального возбуждения у активных детей, хотя чрезмерно активный ребенок нуждается в большом пространстве для развития деятельности, его внимание часто бывает рассеянным и неустойчивым. Каждое наглядное упражнение сопровождается беседой – вопросами, пояснениями, описаниями. В процессе продуктивной деятельности создаются условия для осуществления тесной связи слова с действием. Следует отметить, что действия детей, сопровождаемые речью, в процессе рисования становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми и ритмичными. Ускоряется и процесс приобретения навыков изображения. Это происходит естественно, ведь ребенок самостоятельно выполняет все действия в процессе рисования. При этом обогащается словарный запас и речь в целом, повышается процент их точности и выразительности. Процесс создания рисунков у детей заменяет тренировку мелкой моторики, поэтому в план занятий следует включить изобразительные упражнения.

«Пальцы — это продолжение ума». Таким образом, обдуманное планомерное поэтапное действие позволило улучшить показатели речевого развития. Поэтому в дальнейшем планирую продолжить работу над этой темой, так как вижу ее актуальность и положительный эффект в развитии детей.

Список литературы

  1. Гонина, О.О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для вузов / О.О. Гонина. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 425 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-07209-9. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511297
  2. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика: учебник для вузов / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова ; под общей редакцией Н. В. Микляевой. — 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 411 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-03348-9. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/498829
  3. Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребёнка / М. Монтессори. – М.: Тип. Госснаба, 1993. – 168c.
  4. Прокофьева Н.В. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей. / Н.В. Прокофьева. – СПб.: Академия, 2011. С. 42 –57.
  5. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды / Под ред. Фельдштейна Д.И.- Москва - Воронеж, 1997. - С. 239-284.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее