РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ ПРИ ПОМОЩИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ РОДИТЕЛЬСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ ПРИ ПОМОЩИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ РОДИТЕЛЬСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

23

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 8 (10), апрель ‘21

Дата публикации 18.04.2021

Поделиться

Поднимается проблема обучения родителей правильному воспитанию в семье. Проанализированы нормативно-правовые акты, касающиеся воспитания в семье. Предложены пути решения проблемы педагогического просвещения родителей.

Институт семьи, как правило, начинается с рождения ребенка. Это может быть и неполноценная семья, но ребенок – есть неотъемлемый и самый важный компонент института семьи. Семья и направлена на продолжение рода и воспитание оного. 

Семья является первым и самым важным социальным институтом. Именно в семье закладываются основы личностных качеств человека и, соответственно, семья несет ответственность за надлежащее воспитание ребенка. Под надлежащим воспитанием следует понимать нормальное развитие когнитивных, регулятивных и коммуникативных свойств личности ребенка. 

Сегодня по семейному законодательству родители обязаны обеспечить своим детям получение общего образования. Точнее выбрать форму получения общего образования. Касательно воспитания, то родители несут ответственность за воспитание детей и они же обязаны заботиться об их развитии (физическом, психическом, духовном и нравственном) (Статья 54, 63, 65) [5]. Если же родители не выполняют своих воспитательных функций или подвергают жизнь и здоровье ребенка риску, то государственные органы в лице органов опеки и попечительства могут забрать детей из неблагонадежной семьи (ст. 121). Родители в этом случае ограничиваются или лишаются своих родительских прав на детей (ст. 69). Так же родители могут обратиться за медицинской, педагогической, психологической, юридической и социальной помощи по статье 65 Семейного кодекса Российской Федерации [5].

Как можно понять, в современном законодательстве упор на воспитание в семье поставлен не во главу угла. Речь о воспитании идет как об обязанности родителей, которые так же обязаны заботиться о развитии своих детей. В противном случае обязанности по воспитанию и образования берет на себя государство в лице органов опеки и попечительства.

Целью данной статьи является именно найти пути улучшения качества воспитания в семье. Чтобы в дальнейшем не сталкиваться с проблемами воспитания, нужно сейчас позаботиться о воспитании подрастающего поколения. Именно в семье закладываются основы воспитания и именно там нужно навести порядок. Думаю, стоит обратить внимание на педагогическую подготовку родителей и помочь им в воспитании насколько это будет возможно или найти иной путь решения сложившейся ситуации.

Для начала необходимо заметить следующие факты действительности:

  • В России сильны консервативные настроения по поводу создания семьи т.е. семья создается ради продолжения рода.
  • При создании семьи и рождении ребенка не производится никакой работы с ячейкой общества. Банально, родители не знают семейного законодательства.
  • Как правило, воспитание основывается на личном опыте (как меня воспитывали, так буду и я). Малое число родителей прибегает к помощи к педагогам, хотя такая возможность прописана в 65 статье Семейного кодекса Российской Федерации.

Стоит так же рассмотреть, какие программы помощи родителям существуют в нашей стране. В действительности существуют государственные женские консультации для беременных, на которых обращают внимание на само рождение и на первые месяцы после рождения ребенка. Существуют и частные женские консультации, но координально ничего там не изменяется. Существуют психолого-педагогические курсы, например блог Елены Овечникой, которая организует консультации для родителей.  [4]. Или «Школа доктора Комаровского», где доктор медицинских наук отвечает на вопросы посетителей, а так же проводит интересные обучающие курсы для родителей [2].

На государственном уровне таких мероприятий не проводится. Но есть существуют курсы подготовки для желающих принять ребенка на воспитание. Это государственная программа и она направлена на адаптацию ребенка в новой семье и сглаживание углов в противоречиях ребенка с родителями [3]. 

Так же существуют различные проекты, направленные на совершенствование воспитательных навыков у родителей. Среди этих проектов проходит и всероссийский конкурс [1]. 

Получается интересная ситуация: государство требует от родителей заботиться о воспитании и образовании детей, но не прилагает значимых усилий для подготовки родителей к воспитанию.

В связи с этим я могу предложить три выхода из сложившейся ситуации.

Первый выходэто взятие государством на воспитание вообще всех детей, рождающихся в нашей стране. Дети должны быть распределены в детские дома, где с ними будут работать именно педагоги. Родители, которые захотят забрать ребенка в семью, должны будут пройти педагогическую подготовку, которую можно пройти и до рождения ребенка. В ходе этой подготовки будущие родители должны изучить:

  • Возрастные особенности развития детей
  • Методы и способы воспитания
  • Детские кризисы и пути их преодоления
  • Семейное законодательство

Особое внимание необходимо уделить практическим занятиям для наработки опыта воспитания. Только после прохождения «Школы родителя» граждане имеют право забрать к себе в семью ребенка.

Такая система позволит исключить проблему плохого воспитания в семье т.к. семья должна будет получить педагогические навыки в «Школе родителя». С ребенком будут работать с раннего детства педагоги и психологи что позволит проводить воспитание на более высоком уровне.

Конечно, эта система имеет и явные недостатки. В первую очередь, это разрушение привычного института семьи. В такой системе семья становится, чуть ли не высшим педагогическим институтом, куда трудно попасть. Увеличится число отказов от детей и, следственно, возрастет число детей-сирот.

Следующий недостаток это чрезмерная дороговизна создания такой системы. Необходимость построить новые здания и коммуникации, сформировать огромный штат педагогов и сотрудников новых детских домов. Необходимость бороться с возмущениями масс, что еще больше оттолкнет народ от такой системы.

Огромные траты на внедрение такой системы не позволят реализовать ее быстро да и тут нужна более глубокая работа. Думаю, такая система сейчас нашей стране не нужна. Она больше подойдет на долгосрочный период когда-то в будущем.

Второй выходэто создание системы обязательного родительского образования.

Следует сформировать систему подготовки к родительству на основе существующих центров помощи родителям, к которым отсылает семейное законодательство (статья 65 СК РФ) [5]. Для балансировки учения родительству и иной деятельности будущих родителей необходимо сформировать систему образования на подобии вечерней школы, где занятия будут проводиться в нерабочее время. В случае если родители имеют педагогическое образование, такая школа не нужна.

Отличием второго выхода от первого является то, что детей не будут отбирать из семей. В случае не прохождения родителями такой системы родительского образования, их родительские права будут ограничены, а дети будут одновременно пребывать и в семье и в детском доме. За такой семьей будет присмотр со стороны органов опеки и попечительства.

Эта система должна сформировать навыки обращения с ребенком, умения воспитания в различные возраста и помочь освоить педагогическую науку на пользу подрастающим поколениям.

Система должна состоять из:

  1. Основ семейного законодательства; понимание прав и обязанностей родителей и детей.
  2. Возрастной психологии
  3. Педагогики
  4. Важности воспитания
  5. Разбор кризисных ситуаций в семье
  6. Формирование практических навыков на практических занятиях

Преимуществами данного подхода является повышения акцента на воспитание детей. Или родители, пройдя «школу родителя» умеют воспитывать детей, или государство совместно с родителями воспитывает ребенка. В целом, государство начнет заботиться о воспитанности детей и помощи родителям в этом нелегком деле.

Недостатками является, опять же, дороговизна внедрения такой системы образования. Да и родители предпочтут не проходить эту школу и тем не менее иметь контакт с ребенком, хоть и ограниченный. На мой счет, получается неплохая система государственного воспитания детей. Родители или не столь загружены воспитанием, или имеют педагогические навыки для воспитания.

Третий выходорганизация государственных тренингов для родителей, где будет производиться больший упор на практические занятия, дискуссии, интерактив.  К такой помощи родителей отсылает статья 65 Семейного кодекса Российской Федерации [5].

Идея заключается в формировании родительских центров по всей стране с минимальным компонентом на уровне района. В этих центрах должны работать педагоги и психологи, которые должны помогать родителям в воспитании детей. Конечно, родители будут приходить с различными проблемами, по этому стоит разделить деятельность центров на несколько направлений:

  • Половозрастное развитие (особенности развития детей в разные периоды)
  • Конфликты в семье и способы их преодоления
  • Способы активизации ребенка в образовательной организации
  • Правоведение (консультирование по вопросам касающихся семейного законодательства)
  • Специальная группа (а может и не одна); Разбор интересных ситуаций

Такая государственная система позволит повысить уровень педагогической грамотности среди родителей. Недостаток в виде затратности так же исключать нельзя.

Хочется подвести итог. Первый выход самый затратный и трудоемкий, но наиболее эффективный на долгосрочную перспективу, по моему мнению. Третий выход является самым дешевым из предложенных и по этому наиболее легкий. Второй выход, по моему мнению, самый оптимальный среди представленных. При использовании второго выхода выигрывают все. Государство заботится о воспитании всех детей в стране, а родители или получают педагогическое образование, или ограниченное общение с ребенком. Улучшается общий воспитательный процесс. Думаю, именно второй выход подойдет в качестве дополнения к национальному проекту «Образование».

Список литературы

  1. Из опыта работы победителей III Всероссийского конкурса Центров и программ родительского просвещения. Сборник / Национальная родительская ассоциация. – М. :2019. – 372 с.
  2. Официальный сайт доктора Комаровского [Электронный ресурс]. – URL: https://komarovskiy.net/ (Дата обращения: 13.04.2021).
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2012 г. N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации"
  4. Сайт детского психолога для родителей Елены Овечкиной [Электронный ресурс]. – 2017. – URL: https://ovelena.ru/ (дата обращения: 31.02.2021).
  5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // Росс. газета. - 2011. - № 5648.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее