Как показывают различные исследования, для многих детей поступление в школу оказывается непростым испытанием. Если в период подготовки к школе были упущены важные моменты, то процесс перехода ребенка в школу становится сложным. Одним из основных факторов подготовки детей к школе является семейное воспитание и обучение. [4, С. 14]
Роль семьи заключается в том, чтобы дать ребенку основные понятия и образцы речевого поведения, умения доверять и работать в коллективе, научить ребенка разговаривать и слушать, а также окружить будущего первоклассника заботой и вниманием, чтобы процесс адаптации прошел как можно проще.
Приоритетная роль в воспитании ребенка всегда принадлежала семье, а педагоги ДОУ только дополняют этот процесс.
При этом воспитательно-образовательный процесс осуществляется комплексно, во взаимодействии педагогов и родителей.
По мнению В.А. Сухомлинского от того, кто провел ребенка за руку через детство, был рядом с ним, будет зависеть каким человеком станет этот малыш.
Интегративный подход во взаимодействии педагогов и родителей позволяет дать ребенку эмоциональный комфорт, усилить психологическую защиту, при условии, если никто из участников этого процесса не уклоняется от своих обязанностей.
После выпуска из дошкольного учреждения кроме семьи и родителей еще пока никто не может поддержать ребенка в школе. У него пока не налажен контакт с учителем и сверстниками в школе, поэтому проявлять заботу о готовности ребенка к школе родителям нужно заблаговременно. [6, С. 44]
В этом могут помочь консультации с педагогами детского сада, самостоятельное наблюдение за ребенком, оценка его навыков, коммуникативных умений, сообразительности.
Роль семьи также заключается в том, чтобы дать ребенку основные навыки самодисциплины, приучать к порядку в преддверии школьного обучения.
Нравственное воспитание, полученное ребенком в семье, позволит ему лучше понять собственное «Я», научится правильно оценивать свои поступки по отношению к окружающим.
Дети из семей, в которых не принято следить за дисциплиной, порядком, и в школе не могут проявить настойчивость в изучении предметов, они «рассеивают» свое внимание, не выполняют задания учителя. Поэтому лучшим примером для своих детей являются родители, ведь ребенок так или иначе все равно копирует модель поведения взрослого. [2, С. 11]
Но не стоит забывать и о том, что ребенок развивается в игре. Ему нужно создать такие условия, при которых игра будет полезна для преодоления трудностей, развития навыков, логики, умений. Плохо если ребенок все время проводит с гаджетами и у экранов телевизора и ПК.
Самый дорогой гаджет или игрушка не будут оценены ребенком, ведь дети еще не понимают ценности вещей. Для них игрушка полезна с точки зрения из вовлеченности в игру, возможности творчества, выражения замыслов.
Не стоит критиковать детей, чтобы не понизить детскую самооценку и мотивацию достижений. Объясняйте детям неправильные поступки, не самые лучшие идеи, учите самостоятельности. Это позволит развивать инициативность, что очень важно в школьном обучении. [3, С. 12]
Детям полезно поручать несложные задания по дому. В трудовой деятельности они учатся восприятию рабочей атмосферы, причем в домашней обстановке этот процесс проходит мягче чем где-то еще. Важно учить детей планировать трудовую деятельность. Распределять время, обосновывать свои действия.
Полезным будет при подготовке детей к школе обращаться к лучшим образцам детской литературы, кино, музыке. С опорой на познавательные возможности детей родители обогащают их культурный и нравственный опыт, прививают первичные навыки пересказа, оценки и тем самым формируя долгосрочный комплексный эффект в развитии детей. [7, С. 67]
В качестве помощи родителям воспитатели могут проводить групповые собрания, Дни открытых дверей, издать листовку или памятку о том, как правильно взаимодействовать с детьми.
Главное заключается не в том, чтобы дошкольник научился красиво писать, грамотно читать и решать задачи по математике. Намного важнее, чтобы будущий первоклассник научился размышлять, сравнивать, делать выводы. Совместные занятия в семьи должны быть регулярными
Таким образом, стоит сделать вывод о том, что совместная работа детей, родителей и воспитателей позволит достичь лучших результатов при подготовке детей к школьному образованию.
Список литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) [Электронный ресурс]. ‐ URL: http://base.garant.ru/
- Семейный Кодекс РФ. [Электронный ресурс]. ‐ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/
- Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2002
- Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений».– М., 2002. – 120 с.
- Свирская Л.В. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. — М.: ЛИНКАПРЕСС, 2007. — 176 с.
- Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336
- Шерайзина Р. М. , Зиновьева С. Д., ПРОДУКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОГО РЕБЁНКА Электронный журнал: ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ. 2016. № 1 (46) с.63-66. [Электронный ресурс]. ‐ URL: http://obrazovanie21.narod.ru/Files/2016-1_063-066.pdf