Влияние воспитания в семье на успеваемость ребёнка.

Влияние воспитания в семье на успеваемость ребёнка.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

433

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 25 (123), Июль ‘23

Дата публикации 27.06.2023

Поделиться

В статье анализируется влияние семейного воспитания на успеваемость ребёнка в школе. Успеваемость играет важную роль и является основным критерием оценки ребёнка как взрослых, так и сверстников.

Актуальность заявленной темы обусловлена: во-первых, необходимостью учета возрастных особенностей школьника, для грамотного построения учебного процесса, во-вторых, необходимостью нововведений в процесс воспитания и обучения с целью повышения эффективности преподавания. В-третьих, на сегодняшний день в каждой семье формируется определенный стиль поведения с детьми, который зачастую не согласован с теми целями и задачами, которые преследует родитель в воспитании. 
         Важнейшим качеством родителей в настоящее время является способность к ответным реакциям на индивидуальные и возрастные особенности ребенка, готовность к совместному поиску наиболее эффективного стиля взаимоотношения и воспитания [4]. И в наше время для этого есть немало возможностей. В данной работе стили воспитания рассматриваются как наиболее важные факторы, влияющие на формирование личности ребенка, в том числе, и на уровень успеваемости в школе.

Успеваемость – степень успешности усвоения учебных предметов учащимися». С точки зрения педагогики, проблема успеваемости, прежде всего, ориентируется на такой интегральный показатель «как фонд усвоенных знаний (Калмыкова З.И.).

Воспитание – процесс целенаправленного влияния целью, которого выступает усвоение ребенком необходимого в жизни обществе социального опыта и формирования принимаемой в обществе системы ценностей (Сластенин В.А.).

Семья – малая социальная группа (ячейка) общества важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связей, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственникам, живущими вместе и ведущими общее хозяйство (Соловьев Н.Я.).

Ребёнок – социально-демографическая группа населения в возрасте до 18 лет, имеющая специфические потребности и интересы, социально-психологические особенности (Павленок П.Д.).

Специфика родительского отношения сводится в двойственности и противоречивости взглядов родителя по отношению к ребенку. С одной стороны, это безусловная любовь и глубинная связь, с другой - это объективное оценочное отношение, направленное на формирование общественных способов поведения. Наличие этих двух противоположных начал характерно не только для родительского отношения, но и для межличностных отношений вообще [5].

Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учителя распределяют нагрузку для школьников, координируют распорядок дня. 

Детство принято делить на периоды, характеризующиеся качественным своеобразием психофизиологических признаков в том или ином возрасте: младенческий, преддошкольный возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, средний школьный возраст (подростковый), старший школьный возраст (юношеский). 
         Определение границ этих периодов является условным, так как наблюдается большая вариативность в этом отношении [3, с 347].

Первый период – преддошкольный. Прежде всего, это кризис 3-х лет. Проявляется в негативизме, упрямстве, строптивости, своеволии, протесте, обесценивании, стремлении к деспотизму.

Второй период – дошкольный возраст (5-7 лет). Ведущая деятельность – игра, посредствам которой происходит овладение другими видами деятельности; складывается новая социальная ситуация развития, возникают важные новообразования в психической и личностной сферах, происходит интенсивное интеллектуальное развитие ребенка, формируется готовность к обучению в школе.

Третий период – младший школьник. Готовность к учебной деятельности. Активное формирование эстетического восприятия, творчества и нравственно-эстетического отношения к жизни, закрепляемое в более или менее неизменном виде на всю жизнь; развитие форм мышления, которые обеспечивают дальнейшее усвоение различных знаний.

Четвертый период – подростковый возраст. Главная деятельность – общение со сверстниками; ведущие виды деятельности – учебная, общественно-организационная, спортивная, творческая, трудовая. 

Пятый период – ранняя юность. В этот период ключевое значение приобретает ценностно-ориентационная активность, которая обусловлена стремлением к независимости.

В этот период происходит завершающий этап созревания личности, который характеризуется выражением профессиональных интересов, развитием теоретического мышления, самовоспитанием, развитием умен

Сегодня и всегда главное в семье - теплота в отношениях, особый психологический климат, спокойствие и радость. А необдуманные действия родителей, педагогическая безграмотность, выяснение отношений на глазах у ребенка вызывают нарастание внутреннего конфликта, что в конечном итоге сказывается и на их успеваемости. Почему же сходные внешние конфликты у одних детей пробираются в глубь души, в тот момент как другие остаются безразличными? Существует множество причин, но главная среди них это то, какие отношения для ребенка являются важными. Если единственной существенной личностью для ребенка оказывается мать, то небольшие трения в их отношениях могут обернуться в душевную трагедию. Дети много ждут от родителей: защищенности, любви, ласки, примера, опыта, глубокого взаимопонимания [2, с 69].

         Роль родителей в создании условий и направлении развития определенных навыков, помогающих детям преуспевать в учении, чрезвычайно важна. Если ребенок происходит из семьи, в которой наблюдаются сложные взаимоотношения и авторитарно-диктаторский стиль поведения родителей велика вероятность того, что он будет плохо успевать в школе. Если мы посмотрим на родителей, дети которых отличаются успехами в школе, мы обнаружим такие стили родительского поведения, как демократический, пояснительный и содействующий.

Кейс ー ситуации

 

Ситуация 1

Мальчик Петя общительный и весёлый, учился на одни пятерки в 1, 2 и 3 классе, когда он пришел в 4 класс его успеваемость резко ухудшилась и он стал менее общительным. На все собрания и праздники стала приходить только бабушка.

Из беседы с бабушкой стало понятно, что мальчик испытывает трудности при общении. Ему стали трудно даваться школьные предметы. И недавно у него разошлись родители, после чего мальчик часто остается у бабушки.

Мальчик был направлен к школьному психологу для решения данной проблемы. Классный руководитель вызвала родителей в школу для разговора по этой ситуации.

Ситуация 2

Неполная семья, сыну 15 лет, в последнее время испортились отношения с матерью. Сын стал пропускать школу, получать неудовлетворительные оценки и приходить домой поздно и в нетрезвом виде, к советам матери не прислушивается. Его друзья и девушка ничего не имеют против выпивок и его прогулов в школе. Учитель звонит каждый день матери, которая настроена против друзей и девушки, из-за чего отношения с сыном еще более ухудшились, и она не может поговорить с сыном.

Учитель направил маму к социальному педагогу в школе для консультации, а затем и ребенка. Социальный педагог должен проинформировать семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказать о развитии ребенка и дать педагогические советы по воспитанию детей, дать знания о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.

Ситуация 3

Ребёнок приходит в школу, выполняя домашние задания неудовлетворительно или вообще не выполняет. В школе на уроках он активно работает и все задания выполняет на отлично. Учитель стала выяснять почему так происходит. Оказалось, дома родители выпивают, зовут много гостей и кричат. Ребёнок не может выполнять домашние задания. Постепенно для него станет нормой неадекватное поведение своих родителей.

Классный руководитель в таком случае должен посещать семью не единоразово, иногда даже неожиданно, чтобы посмотреть в какой среде занимается ребёнок. Если потребуется сообщить в соответствующие органы власти. 

Важно отметить, что семья служит началом формирования личности ребенка. Родители играют важнейшую роль в формировании Я - концепции, и хотя окружающие могут внести свой вклад в развитие способностей ребенка, приоритет родителей в воспитании личности неоспорим. Психологический климат, который создают родители, имеет для ребенка жизненно важное значение. Ведущим фактором успеваемости ребенка в школе являются особенности построения отношений ребенка со значимыми взрослыми, а именно с родителями.
         Проблема влияния доминирующего типа родительского отношения на ребенка сегодня приобрела особую актуальность. От того, какие стратегии поведения выбирают родители зависит эмоциональная, мотивационная, поведенческая и многие другие сферы ребенка, что в дальнейшем влияет на его успеваемость в школе.

Проведя исследование, мы сделали вывод, что в семьях, где отношения родителей и детей строятся на понимании, принятии и признании, характеризуются высокой самооценкой, позитивными установками, социальной открытостью, нацелены на развитие у ребенка активности, самостоятельности, инициативности, в целом создаются необходимые психологические условия для успеваемости ребенка в учебной деятельности. А дети, в семьях, с отрицательным типом родительского отношения, характеризуются низкой успеваемостью в школе и плохой дисциплиной.

Список литературы

  1. Алексанрова, Е. Подружитесь с собственным ребенком / Е. Александрова // Воспитательная работа в школе. -2005. - № 3. -С. 73 - 84
  2. Волков, Б. С. Младший школьник: как помочь ему учиться / Б. С. Волков. - М.: Академический проект, 2004г. - 142 с.
  3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М., 1996 - 340 с.
  4. Лопатин, А. Успешность школьника в учебе зависит и от семьи / А. Лопатин // Сельская школа. - 2005. - № 3. - С. 67 - 74
  5. Марковская, И. М Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И. М. Марковская. - СПб.: Речь, 2004. - 219 с.
  6. Возрастные особенности обучающихся и их учет в образовательном процессе URL:https://infourok.ru/vozrastnie-osobennosti-obuchayuschihsya-i-ih-uchyot- v-obrazovatelnom-processe-3639692.html
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее