Влияние спорта на формирование патриотизма у молодежи и подрастающего поколения

Влияние спорта на формирование патриотизма у молодежи и подрастающего поколения

В данной статье рассматривается влияние спорта на формирование патриотизма у подрастающего поколения, способы воспитания чувства патриотизма через физические нагрузки.

Авторы публикации

Рубрика

Физическая культура и спорт

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 43 (45), декабрь ‘21

Дата публицакии 25.12.2021

Поделиться

Влияние спорта на формирование патриотизма у молодежи невозможно переоценить. Вне зависимости от того, принимает ли участие подросток в занятиях физической культуры, либо же является болельщиком или волонтером на спортивном мероприятии, спорт формирует такие стороны патриотизма как чувство сопереживания и радости победам, любовь к Родине и гордости за страну.

Определение понятия «патриотизм» в литературе означает как происходящее от греческого Patris — «Отечество» — нравственный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране, проявляющийся в определенном образе действий человека и сложном комплексе чувств, называемом любовью к Родине. В философском словаре дается следующее определение: «патриотизм — нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его настоящее, стремление защищать интересы Родины» 

В настоящее время именно физическая культура и спорт становится основанием формирования патриотизма в молодежной среде, ведь именно там возможны большой потенциал воспитания этого качества. Наблюдая за победой спортсменов на международных соревнованиях, испытывая при этом чувство единения, молодые люди идут в разные спортивные секции. 

Не менее важным в жизни юного спортсмена является тренер, так как он выступает главным организатором воспитательной работы со спортсменами. Помимо тренера, одними из главных участников в формировании активной жизненной позиции выступают руководящие работники спортивных заведений (завуч, старший тренер, директор), а также руководители спортивных обществ. 

В настоящее время на учебные заведения легла значимая роль в воспитании патриотизма, где, помимо прочего, происходит также духовно-нравственное становление и подготовка к самостоятельной жизни. Огромное влияние на будущих спортсменов оказывают преподаватели и учителя, ведь не будучи патриотом сам, они не смогут и в студенте пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Важным актом процесса воспитания патриотизма у юных спортсменов является степень информированности организаторов воспитательной работы на спортивных базах, в спортивных лагерях, на сборах и т.д. Для этого проводятся военно – патриотические игры, такие как зарница. 

Уже в дальнейшем, выступая на соревнованиях от имени страны, города или района, людей, которые верят в него, спортсмен чувствует ответственность перед согражданами, ведь он обязан победить. 

Спортсмен становится тем примером человека, на которого нужно равняться, за ним также наблюдает следующее поколение, которое, возможно, пойдет по его стопам. Это накладывает на спортсмена огромную ответственность - нужно быть лучшим. Его достижения и победы будут демонстрировать преданность его к родине, ведь он отдал все свои силы и сделал все возможное, чтобы его родине стала победительницей.

Внутренняя политика государства уделяет внимание на развитие спорта в стране: в 2005 году была утверждена государственная программа «Патриотическая программа граждан РФ», которая и стала основой массовой пропаганды спорта. В 2019 прошла Всемирная зимняя универсиада, благодаря которой в городе были построены спортивные объекты разной направленности.

На данный момент, как отмечается в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», необходимо дальнейшее развитие системы военно-патриотического воспитания граждан, укрепление престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и правоохранительных органах, совершенствование научного и методического сопровождения системы патриотического воспитания граждан 

Первым шагом к укреплению стал указ 24 марта 2014 года «Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе Готов к труду и обороне (ГТО)». В связи с пандемией, на период 2020 – 2021 года количество сдающих ГТО в Красноярском крае уменьшилось. 

В основном желающими сдать нормы является школьники и абитуриенты, так как обладателям золотого знака при поступлении в высшие учебные заведения начисляются дополнительные баллы к результатам ЕГЭ. Но в последние годы идет тенденция на участие людей, старше 30 лет. В 2018 году тестирование прошли специалисты ГУ МЧС, а также коллективы от Красноярского завода синтетического каучука, Красцветмета и других 

Таким образом, физическая культура и спорт выступают важнейшим условием формирования патриотизма, а физическое воспитание – важнейшим средством разностороннего развития личности, в частности, воспитания в подрастающем поколении ответственности за свою Родину. 

Список литературы

  1. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493 (ред. от 20.11.2018) «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы».
  2. Эдакаев, А.Р. Формирование патриотизма молодежи через спорт и физическое воспитание. / А.Р. Эдакаев. // Young science – 2016. – Т. 3, №2. – С. – 36-38.
  3. Главное управление по физической культуре и спорту администрации города Красноярска/ – Режим доступа: URL: http://www.krassport.ru/news/15259-za-polgoda-normy-gto-v-krasnoyarske-sdali-700-chelovek.html
  4. Зотин В.В., Дьяченко А.И. Внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) в высшем учебном заведении//сб.тр.9-й Всеросс. научно-практ. конф."Проблемы качества физкультурно-оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций". - Екатеринбург,2019. - С.128-132
  5. Зотин В.В., Мельничук А.А., Тарабрина Е.Д. ВФСК "Готов к труду и обороне" плюсы и минусы //сб.тр. междунар.науч. практ.конф. "Актуальные проблемы физического воспитания студентов". - Чебоксары,2019. - С.243-246.
  6. Зотин В.В.,Сидорова О.О., Сидорова Н.И. Олимпиада-2014 социальный фактор роста патриотизма//сб.тр.международной науч.практ.конф."Молодежь Сибири - науке России". - Красноярск,2015. - С.302-304
  7. Новаковский, С.В. Патриотическое воспитание спортсменов/ С.В. Новаковский, В.А. Бобровский, А.В. Бобровский, С.В. Кондратович – Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2019. — 124 с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary