Педагогическая психология: психологические проблемы обучения и воспитания

Педагогическая психология: психологические проблемы обучения и воспитания

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

5472

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 48 (146), декабрь ‘23

Дата публикации 07.12.2023

Поделиться

Педагогическая психология – это наука о фактах, механизмах и закономерностях формирования социокультурного опыта у человека в процессе обучения. У ребенка формируется психическое развитие через деятельность учителя на разных этапах учебного процесса. Таким образом, можно сказать о том что педагогическая психология занимается изучением психологических проблем управления педагогического процесса и изучения процессов обучения.

В широком смысле, термин «педагогическая психология» разделяет две разные науки. Это одна из базисных наук, являющаяся начальной ветвью психологии. В ее задачу входит изучение закономерностей, природы процесса обучения и воспитания.

Под тем же названием «педагогическая психология» развивается и прикладная дисциплина, задача которой – применять наработки всех психологических дисциплин в педагогической деятельности.Безусловно, педагогическая психология является наукой, ориентированной на практику. Однако использование практических методов и методик без знания теории невозможно. Данное учебное пособие отражает современное состояние теории педагогической психологии. На сегодняшний день нет единой концепции, которая бы объясняла [1].

П.Ф Каптерев предложил термин «педагогическая психология» в 1874 году.

Педагогическая психология изучает не просто психологию развития личности, а роль различных видов деятельности в этом процессе. Предметом педагогической психологии является психическое развитие человека именно как процесс обучения и воспитания. Это делает педагогическую психологию наиболее сближенной с психологической теорией труда, предметом которой является развитие психики человека под влиянием трудовой деятельности. Педагогическая деятельность оказывает непосредственное влияние на развитие психической сферы как обучающегося, так и самого учителя. Знание педагогической психологии является одним из важнейших компонентов психологической культуры учителя. Но для приобретения[3].

Педагогическая психология изучает такие явления, как факты и закономерности усвоения человеком социокультурного опыта в совокупности с изменениями уровня интеллектуального развития. В частности, педагогическая психология изучает закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, особенности формирования у обучающихся активного самостоятельного творческого мышления, влияние обучения и воспитания на психическое развитие, условия формирования психических новообразований, психологические особенности личности и деятельности педагога.

Предмет педагогической психологии достаточно сложен, имеет многостороннее и неоднородное проявление.

Педагогическая психология, находя новые области для исследований в связи с отказом от единой идеологии образования и разнообразия предлагаемых образовательных программ, сталкивается также со все новыми требованиями к интеллекту человека который должен соответствовать новым требованиям жизни. Главные и наиболее актуальные задачи педагогической психологии следующие:

  1. Ознакомление с механизмами и закономерностями воспитывающего воздействия на психику обучающегося;
  2. Определение закономерностей и механизмов формирования общественного опыта обучающихся, его структурирования с целью дальнейшего использования в различных ситуациях;Сохранение социального знания обучающимися при помощи индивидуализированного подхода к пониманию;
  3. Определение связи между уровнем психического развития обучающегося и оптимальными для него формами обученияи воспитания;Выбор методов, способов воздействия на обучающихся с учетом их уровня психологических возможностей;
  4. Психологические основы диагностики уровня и качества усвоения знаний: составление критериев, которые влияют на оценку усваивания;
  5. Понимание психологических основ педагогической деятельности, профессионализма и личностных качеств учителя.
  6. Исходя из целей образования, нужно определить особенности организации и управления учебной деятельностью обучающихся. Этими целями являются: оптимальное воздействие на интеллектуально-познавательную деятельность детей; повышение их активности в учении;
  7. Психологические основы совершенствования учебного процесса на всех уровнях образования разрабатываются для того, чтобы внести вклад в дальнейшее совершенствование образовательного процессами.

Педагогическая психология является самостоятельной отраслью психологической науки, которая тесно сотрудничает с такими отраслями как возрастная психологию и психологические аспекты труда. Обе эти науки близки, так как имеют общий объект изучения человеком в момент его становления  людьми. Однако предметы их отличаются: это разные направления деятельности человека.

Каждая отрасль научного знания имеет свой предмет, который и определяет ее тематическую структуру.

Какие разделы входят в данную науку? Педагогическая психология делится на 3 раздела.

  1. Психология процесса обучения;
  2. Теория воспитания;
  3. Разделы: психология педагогической деятельности и психологическая личность учителя.

Психология обучения занимается развитием познавательной деятельности в условиях систематического образования. Также раскрывается психологическая сущность учебного процесса. Обзор исследований в этой области акцентирован на выявление:

1.Масштабы различия познавательной деятельности в разных дидактических системах определяются взаимосвязями внешних и внутренних факторов, которые влияют на различия данных действий.

2. Соотношения между интеллектуальным и мотивационным планом учения.

3. Возможности управления обучением и развитием ребенка;

4. Психолого-педагогические критерии, которые говорят о способности обучения и др.

Психология обучения изучает не только процесс усвоения знаний и умения применять их, но также саму психологию процесса. Она стремится определить сущность процесса, его характеристики и качественно отличающиеся этапы,условия успешного течения. Методы, которые помогут выявить уровень и качество усвоения – это главная задача педагогической психологии.

Процесс усвоения это деятельность, которая выполняется человеком определенным образом. Это исследование непосредственно самого процесса учения с учетом основных принципов отечественной психологии раскрыло суть данного явления. Знания и умения приумножаются, когда действия доводятся до определенного результата по некоторым характеристикам. Именно в этом состоит роль навыка.

Учение представляет собой систему действий, которые необходимы учащимся для прохождения основных этапов усвоения. Действия, которые составляют деятельность учения усваиваются так же как и любые другие.

Психология учения включает в себя исследования, которые направлены на то чтобы выявить закономерности формирования и функционирования познавательной деятельности учащихся при условии сложившейся педагогической системы. Накоплен значительный экспериментальный материал, который вскрывает недостатки в усвоении некоторых научных понятий обучающимися. В процессе исследования была выявлена роль жизненного опыта обучающихся, особенностей учебного материала в усвоении изученных знаний.

Психология воспитания изучает развитие личности в коллективе детей, при условии организации детской деятельности. Основные идеи теории воспитания: усвоение нравственных норм и принципов, формирование мировоззрения через учебную деятельность в школе.

Предметом психологии учителя являются психологические аспекты формирования педагогической деятельности, а также личностные качества личности человека способствующего или мешающие успешности этой направленности. Главнейшими задачами данного раздела педагогической психологии являются:

  • Определение творческих ресурсов учителя, его возможностей по преодолению педагогических стереотипов;
  • Понимание эмоциональной устойчивости учителя;
  • Выявление положительных черт личного стиля общения педагога и обучающегося, а также ряд других.

Такая классификация не принимает в расчет личности и активность самого ребенка. Слово «обучение» употребляется, когда происходит воздействие на обучающихся со стороны педагога с целью того чтобы развить их и научить чему-то новому. Другими словами педагог становится активной стороной в деятельности ученика а обучающийся лишь является объектом воздействия.

«воспитание» по сути является оказанием влияния на личность ребенка с целью воспитания в ней определенных, желательных для воспитателя психологических свойств и качеств. Однако отдельно рассматривается самовосприятие как отдельный вопрос данной темы.

В педагогической психологии используются все те методы, которые есть в общей, возрастной и многих других отраслях психологии: наблюдение, устный и письменный опрос, метод анализа продуктов деятельности, контент-анализ, эксперимент и др., но только здесь они применяются с учетом возраста детей и тех психолого-педагогических проблем, в контексте которых возникает необходимость обращения к ним.

Внесение в эти методы изменений, когда они используются как инструмент педагогической психологии для оценки деятельности ребенка или изменения его поведения под влиянием образования и воспитания.

Наблюдение является одним из самых распространенных эмпирических методов исследования человека в педагогической психологии и практике преподавателей. Исследование объекта подразумевает под собой целенаправленное, организованное и должным образом фиксируемое восприятие его исследующим субъектом. Описание поведения объекта – это результат, который получают при фиксации данных наблюдения.

Беседа является широко распространенным эмпирическим методом получения сведений (информации) о обучающемся в процессе общения с ним, на основе его ответов. Этот метод исследования поведения ребенка имеет особое распространение в педагогической психологии. Метод беседы – это диалог двух людей, в ходе которого один из них выявляет психологические особенности другого. Многие психологи разных школ и направлений не прекращают применять его в своих исследованиях.

Психолого-педагогическая беседа имеет преимущества перед другими методами исследования. Она представляет собой метод изучения, где исследователь пытается понять внутренний мир людей участвующих в процессе обучения и выявить мотивы их поступков. Беседы помогают получить информацию о нравственных, мировоззренческих и политических взглядах испытуемых. Их отношение к интересующим исследователя вопросам тоже формируют благодаря беседам с ними.

В целях воспитания доброжелательности и уважения к личности обучающегося следует разработать продуманный план беседы, где будут рассмотрены все интересующие его вопросы в разнообразных ракурсах школьной жизни; вариативность вопросов, их постановка комфортной для собеседника форме », умение использовать ситуацию находчивость во всех вопросах с ответами.

Педагогическая психология имеет ряд проблем, теоретическое и практического значения которых оправдывает выделение этой области знаний.Инновационное обучение противопоставляется поддерживающему, традиционному обучению. Его рассматривают как реакцию системы образования на переход общества к более высокой ступени своего развития, на изменившиеся цели образования[2].

Психологические исследования в педагогической сфере имеют большое значение для разработки частных методик обучения, создания учебных программ и учебников. Эти методы должны соответствовать науке или быть её частью (например введение психолога при работе с учеником). Кроме того психологические науки способствуют развитию самой теории воспитания.

Педагогическая психология – это наука о фактах, механизмах и закономерностях формирования социокультурного опыта у человека в процессе обучения. У ребенка формируется психическое развитие через деятельность учителя на разных этапах учебного процесса. Таким образом, можно сказать о том что педагогическая психология занимается изучением психологических проблем управления педагогического процесса и изучения процессов обучения.

Список литературы

  1. Симановский, А. Э.Педагогическая психология : учебное пособие для вузов / А. Э. Симановский. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 203 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06004-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 5 — URL: https://urait.ru/bcode/515796/p.5 (дата обращения: 07.12.2023).
  2. Сорокоумова, Е. А.  Педагогическая психология : учебное пособие для вузов / Е. А. Сорокоумова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 149 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07907-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 11 — URL: https://urait.ru/bcode/514841/p.11 (дата обращения: 07.12.2023).
  3. Талызина, Н. Ф.  Педагогическая психология. Практикум : учебное пособие для вузов / Н. Ф. Талызина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 190 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06245-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 5 — URL: https://urait.ru/bcode/514719/p.5 (дата обращения: 07.12.2023).
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее