Школа – живой организм, она меняется вместе с окружающим миром, отвечает прогрессивным тенденциям общества. Сто с небольшим лет назад верхом инноваций в гимназии были глобус и микроскоп. Полвека назад появились первые телеуроки, чуть позже ученики обзавелись калькуляторами. А теперь в каждой школе компьютеры, вместо библиотек ученики ходят в Google и Википедию, вместо бумажек пишут шпаргалки в телефоны, а в информационных технологиях разбираются порой лучше взрослых. Мне очень важно быть в курсе происходящего и использовать новые методы обучения на занятиях.
Школьник с гаджетом – часть современной реальности. Да, многих преподавателей старой формации это раздражает. А учителям-новаторам грустно смотреть, как дети машинально списывают информацию с первого попавшегося сайта, не умея ни проанализировать ее, ни проверить. Причина в том, что школьникам показывают, как пользоваться теми или иными программами, набирать текст, рисовать, писать простенькие алгоритмы. Но работать с огромным информационным полем, увы, не учат, уроки проводятся по старинке. Между тем, без компьютерных технологий школьнику недоступно ни высшее образование, ни большинство высококвалифицированных профессий. Поэтому волей-неволей новым навыкам учить надо.
Применение компьютерных технологий в познавательном процессе имеет свои плюсы и минусы, как и любой другой способ организации занятий.
Плюсы очевидны. Расширение спектра возможностей обучающего процесса. Доступ к самой актуальной информации, в том числе узкоспециальной. Игровая форма обучения – дети прекрасно усваивают знания в развлекательной форме. Интерактивность, возможность взаимодействия со сверстниками и преподавателями из разных школ, регионов и даже стран. Вовлеченность в жизнь коллектива детей, не посещающих занятия по состоянию здоровья или иным причинам. Стимул к самостоятельной работе, как в одиночку, так и группами внутри коллектива. Доступ к актуальным способам подачи информации – презентациям, клипам и т.д.
Но и минусы никуда не деваются. Компьютер так увлекателен для детей, что может вызвать зависимость. Приучаясь общаться в виртуальной реальности, школьники с трудом налаживают контакт с одноклассниками. Долгая работа с компьютером или гаджетом пагубно сказывается и на здоровье ребенка и на его нервной системе – он становится агрессивным, замкнутым. Общение в социальных сетях и привычка к коротким текстам формирует так называемое «клиповое мышление» - школьники с трудом концентрируются при работе с большими объемами знаний. Изобилие легкодоступной информации снижает ценность конкретных фактов, а переизбыток информации перегружает восприятие и мешает анализу.
И самое пагубное последствие внедрения компьютерных технологий – исключение педагога как личности из обучающего процесса. Из учителя и наставника, старшего друга и воспитателя он становится чиновником для приема тестов и подписывания бумаг. Такая практика идет вразрез с традициями российской педагогики. Можно ли этого избежать?
Да, конечно, если учитель станет активным участником познавательного процесса, сумеет совместить современные технологии и живое общение с коллективом. В руках педагога оказывается масса инструментов – возможность подобрать музыку, видео или иной мультимедийный материал к уроку, составить презентацию, интерактивный тест, квест по пройденной программе, поддерживать неформальный контакт с учениками. Интерес у школьников вызовет интерактивная классная или школьная газета с регулярными выпусками и репортажами о событиях, интересный школьный сайт с опцией общения. Через сайт, мессенджеры и рассылки удобно поддерживать контакт с родителями, вовлекать их в жизнь класса. Отдельное внимание стоит уделить поиску, сбору, фильтрации и анализу информации. Если ученик будет знать, что его письменную работу проверят на «антиплагиате» и вычислят цитаты из Википедии, он по крайней мере творчески переработает собранный материал – что, собственно, и требуется.
Во время проведения уроков с применением компьютерных технологий необходимо сочетать интерактивные моменты и живое общение, давать и получать обратную связь, поддерживать диалог. Очень важно сохранить момент работы «глаза-в-глаза», личный контакт с каждым учеником. Это позволит снизить негативные последствия применения компьютерных технологий и извлечь из них максимум пользы. Главное, чтобы дети усваивали знания, вступали в дискуссии, общались с учителем и друг с другом. Будет ли предметом для разговора атлас по географии или интерактивная карта региона – не так и важно.
Мои наблюдения позволяют сделать вывод: применение компьютерных технологий позволяет развивать познавательную самостоятельность, усваивать знания на новом, более высоком уровне. По сравнению с традиционным обучением возросла доля самостоятельной работы школьников на уроках информатики, развилось умение поиска нужной информации, нахождения путей решения поставленной проблемы. Процесс обучения стал более индивидуализированным, и преподаватель получил больше времени для работы с запросами отдельно взятых учеников.
Если родители не заинтересованы в образовании своего ребенка, то учителя не могут напрямую воздействовать на процесс, но современные, увлекательные методы обучения позволяют интегрировать проблемного ученика в коллектив и повысить его заинтересованность.
Список литературы
- Бакланова Т.И. Педагогика народного художественного творчества. Учебник. М.: Планета музыки, 2016. 160 с.
- Бермус А. Г. Практическая педагогика. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 128 с