В последние десятилетия двадцатого века и в начале третьего тысячелетия глобализация стала одним из главных символов развития общества и цивилизации. Глобализация - одна из важнейших проблем современного экономического, социально-политического и культурного развития человечества. Пантин отмечает, что глобализация сегодня - «это не одна проблема из многих, а скорее «проблема проблем», понимание которой, к сожалению, сильно отстает от реальности» [1]. Являясь главной проблемой современности, глобализация оказывает особое влияние на современные социальные и духовные процессы, усиливая тенденцию к кризису в их развитии. Поэтому проблема социализации и формирования личности к условиям современной цивилизации требует новых форм и механизмов ее решения, прежде всего в системе образования и воспитания.
Переходный этап в развитии цивилизации обусловил повышенный интерес к культурным и философским вопросам, лежащим в основе постиндустриальной парадигмы в образовательном процессе. Белл утверждает, что основные черты постиндустриального общества будут определяться развитием науки, которая сама будет приобретать все большее значение с течением времени. Белл утверждает по этому поводу: «Очевидно, что постиндустриальное общество — это общество знаний в двойном смысле: во-первых, что исследования и разработки все больше становятся источником инноваций; во-вторых, что прогресс общества все больше и больше зависит от развития знаний» [2].
Одной из сложностей глобализации образования является соотношение универсальности и индивидуальности в культуре, что нашло отражение в Болонской декларации о высшем образовании, подписанной рядом европейских стран, в том числе и Россией. Сторонники Болонского процесса призывают к гармонизации образовательных стандартов и усилиям по достижению максимальной совместимости систем высшего образования. Одним из важнейших аспектов Болонской концепции является то, что общее стремление к сопоставимости систем высшего образования сопровождается декларацией об уважении уникальности каждой страны - ее культуры, языка, особой структуры образования, автономии университетов. Парадоксально, но глобализация поощряет образовательную политику, которая способствует культурному разнообразию и в то же время ограничивает его.
Важным следствием процесса глобализации является качественное сжатие времени в истории человечества, которое, к сожалению, изучено недостаточно. Если на ранних этапах цивилизации для изменения физической и культурной среды обитания человечества требовались тысячелетия, то с конца ХХ века в развитых странах экономическая, культурная и психологическая среда, в которой человек проводит всю свою жизнь, меняется в течение 20-30 лет. Период тысячелетий и столетий сократился до 20-30 лет. Это усилило нестабильность, динамизм и непредсказуемость ситуации даже в тех странах, которые выиграли от процесса глобализации. Мид называет этот новый механизм культурной трансмиссии «прямым» (в отличие от прежних „обратных“ и «параллельных» способов передачи культуры), что подразумевает ориентацию на будущее [3]. В прошлом, несмотря на долгую историю конфигурационных механизмов, в которых дети и взрослые учились в основном у своих сверстников, и широкое признание возможностей быстрых изменений, существовали огромные различия в том, что знали люди из разных классов, регионов и профессиональных групп в одной и той же стране, а также различия в опыте людей, живущих в разных частях света. Сегодня люди по всему миру связаны между собой электронными коммуникационными сетями, и молодые люди имеют общий опыт - опыт, которого не было у старших поколений. Это новое, глобальное и универсальное явление.
Таким образом, согласно концепции Мида, межпоколенческая передача культуры включает в себя не только поток информации от родителей к детям, но и обратный поток информации: интерпретация молодыми людьми современной ситуации и культурного наследия также влияет на старшие поколения. Однако акселерация может нарушить внутренний баланс любого поколения и изменить его восприятие жизни. Поэтому здесь необходимо отметить общее психологическое давление, которое Тоффлер называет «дегипнотизацией масс-медиа» [4].
Поэтому необходимо учить школьников пользоваться средствами массовой информации и, в частности, развивать их аналитическую функцию, помогая им развивать способность критически мыслить, анализировать и интерпретировать медиатексты, сравнивать и оценивать их. В этом контексте можно создать особую среду для их культурного и духовного роста в современном информационном обществе.
По словам Ильина, нам необходимо подчеркнуть важность духовного образования и самообразования. Образование должно начинаться с корня, не просто воспитывая интеллект, но зажигая сердце. Ведь задача воспитателя - с ранних лет проникать во внутренний мир ребенка, поддерживать в нем самые благородные силы и пробуждать его инстинктивную духовность. Он должен научиться постоянно откликаться на зов совести. «По этой причине необходимо как можно раньше пробудить в нем огоньки духа ко всем божественным радостям, совершенной воле, аромату добра и любви» [5].
По мнению Огурцова, философия образования должна сыграть свою роль в интеграции широкого спектра информации о вызовах современной цивилизации, поскольку она все больше становится центральной во всей системе человеческого знания. По его словам, философия образования в ХХ веке сформировала различные цели воспитания и образования, поняла взаимосвязь образования и культурных ценностей, создала новый образ человека [6].
Одно из основных понятий социологии, «социализация», подразумевает усвоение и ассимиляцию культурных элементов общества, к которому принадлежит человек. Идентичность человека часто определяется культурой, в которой он родился и вырос. Каждое общество обладает инструментами для передачи своих культурных ценностей следующему поколению. Процесс социализации длительный, он начинается с момента рождения человека и до конца его жизни. За это время биологический индивид превращается в человека. Другими словами, социализация преобразует поведенческие модели данного общества в социальное существование человека как социального индивида, принадлежащего к этому обществу. Дюркгейм описывает образование как «поведение старшего поколения по отношению к поколению, еще не готовому к социальной жизни», что включает в себя социализацию. Процесс социализации связан с концепцией обучения в течение всей жизни, которая считается одной из важнейших образовательных парадигм.
Образование — это открытая система с многогранными и сложными структурными и функциональными характеристиками. Его политические, социальные, экономические и культурные аспекты могут быть учтены в полной мере. Важно признать, что процесс глобализации постепенно превращает образование в «единый континуум». Другими словами, необходимо установить связи между различными образовательными системами и рассматривать образование с единой точки зрения. В противном случае экономическая и социальная глобализация останется незавершенной.
С древних времен вопрос образования широко обсуждался в философской мысли. Основная причина этого заключается в том, что философия пытается понять человеческую жизнь в целом, место и роль человека в мире и его место в обществе. Другими словами, философия изучает смысл человеческой жизни и основные условия существования человека в обществе. Человек познает и изучает себя в осознании, и в этом смысле данная характеристика является основой человеческой жизни. Поэтому образование человека занимает важное место во всех философских направлениях. Цель образования, его организация, роль человека и общества в жизни — все это важные вопросы философии. Поэтому необходимо изучить место и роль образовательных факторов в философских течениях в широком смысле.
Философия и образование тесно связаны между собой. Стремление к истине - общая цель и образования, и философии. Научное развитие каждой образовательной парадигмы опирается на философию, которая направляет это развитие. Философия также использует результаты образования, чтобы предложить новые перспективы. К областям исследования философии обычно относят философию существования (онтологию), философию знания (эпистемологию) и философию ценности (теорию ценностей). Философия существования — это область «того, что существует». Онтологический подход занимается не изменчивыми аспектами жизни, а вопросом «Что есть неизменная истина?». Этот вопрос представляет для нее огромный интерес и исследует то, что существует в целом. Философия знания изучает, что такое знание, откуда оно берется, каковы его границы, что правильно или неправильно, а также абсолютное или относительное знание. Философия ценностей, с другой стороны, исследует ответы на вопросы о том, откуда берутся ценности, являются ли они врожденными или приобретенными, меняются ли они со временем и в обществе, существуют ли ценности, общие для всех людей, и каковы критерии ценностей. И философия, и образование основаны на вопросах существования, знания и ценностей.
На протяжении всей истории философии существовало множество философских направлений с различными взглядами на бытие, знание и ценность. На фоне этих философских систем возникло множество философских идей об образовании, которые легли в основу образовательной практики и практического применения. Эти философские парадигмы образования сыграли фундаментальную роль в формировании образовательных инноваций и привели к формированию философских оснований образования. Следуя этим философским ориентациям, феномен образования будет возникать на основе синтеза субъекта и объекта, внутреннего и внешнего, духовного и природного, личностного и социального. Если мы посмотрим на философию образования с разных сторон, то сможем глубже раскрыть ее сущность и более глубоко проследить закономерности современной диалектики.
Список литературы
- Пантин В.И. Глобальное видение истории и современности / В.И. Пантин // Философские науки. 2004. № 7. С. 76
- Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования: Пер. с англ. / Д. Белл. М.: Academia, 1999. С. 288
- Мид М. Культура и мир детства. М., 1988
- Тоффлер Э. Шок будущего: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. М., 2001. С. 23
- Ильин И.А. Путь духовного обновления. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. 173 с.
- Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. XX в. Спб.: РГХИ, 2004. 520 с.