Имидж является частью системы PR-деятельности. Рассматривая составные элементы PR-деятельности как системы, можно определить имидж образовательного учреждения как сообщение в коммуникационной цепи по следующим причинам:
- Имидж выполняет коммуникационные функции: позиционирование организации, её взаимодействие с конкурентами, выстраивание долгосрочного взаимодействия.
- Имидж организации – это её образ, транслируемый аудитории. Так же, как и сообщение в коммуникационной цепи, имидж передаётся от одного участника коммуникации к другому.
Для выделения условий формирования определённого имиджа образовательного учреждения необходимо обратиться к понятию «организационно-педагогические условия». Для начала, организационные условия – это существенный компонент комплекса объектов, явлений или процессов, от которых зависят другие обусловливаемые феномены [1, с. 50-52].
Говоря о PR-деятельности образовательного учреждения, стоит понимать её организационные условия как комплекс объектов, явлений и процессов, влияющих на направленное и упорядоченное формирование менеджмента организации, в которой осуществляется процесс формирования имиджа.
Педагогические условия формирования имиджа образовательного учреждения – это приобщение всех участников образовательного процесса к PR-деятельности и совокупность всех информационных ресурсов организации.
О значимости проведения мероприятий образовательного учреждения, как эффективного инструмента PR и рекламы, говорят многие современные PR-специалисты и маркетологи. И. Манн отметил, что абсолютными чемпионами являются такие event-мероприятия, как семинары, выставки, презентации, конференции, круглые столы и др. И. С. Глебова и Ю. А. Тарасова отмечают, что основной задачей отдела PR является «прежде всего, изучение общественного мнения относительно компании и ее действий, в том числе и предполагаемых» [2, с. 232].
Е. Сучкова выделяет следующие виды PR-инструментов для формирования имиджа образовательной организации:
- публикации: журналы, брошюры, статьи, отчеты – все то, что широко тиражируется и содействует созданию «привлекательного образа образовательного учреждения и передает интересные сообщения целевой аудитории»;
- новости: пресс-релизы и пост-релизы – предоставление интересной и благоприятной информации об учреждении и ее услугах, то есть, краткий материал об образовательной услуге, выставках, пресс-конференциях с последующим привлечением СМИ;
- event-мероприятия – привлечение внимания широкой общественности к образовательным слугам через организованные выставки, конференции, презентации, семинары [4, с. 322] и т. д.
Сегодня event-мероприятия работают во благо образовательным организациям, для получения конкурентного преимущества в борьбе за абитуриентов на рынке образовательных услуг. Среди основных преимуществ event-мероприятия образовательной организации следует выделить следующие:
- Организация образовательных мероприятий является одним из наиболее перспективных методов рекламных коммуникаций на рынке образовательных услуг: повышает доверие к учреждению, формирует положительный имидж организации.
- Эффект от event-мероприятия более продолжительный, поскольку мероприятия ориентированы на поведенческие эмоции и восприятие заявителя более эффективны, чем простые сообщения.
- Качественное event-событие должно быть содержательным, информативным и в то же время максимально креативным для повышения узнаваемости учреждения и поддержания имиджа.
- Правильное использование мероприятия в общей системе образовательной организации позволяет достичь репутационных и имиджевых целей учреждения.
Event-мероприятия является катализатором, который помогает формировать положительное отношение к выпускникам, повышает их конкурентоспособность и привлекает в дальнейшем абитуриентов.
Такие мероприятия формируют прочную позицию образовательной организации в обществе (в сознании отдельных абитуриентов и их родителей, потенциальных работодателей, школ и т. д.) и обеспечивает его конкурентоспособность на образовательном рынке.
Рассматривая event-мероприятии как PR-инструмент формирования имиджа образовательного учреждения в деловой деятельности необходимо упомянуть И. А. Быкова и его модель подготовки и проведения специального мероприятия. Event-мероприятия может состоять из следующих этапов [3, с. 50]:
1. Подготовительный этап
Получение заказа (задания), исследование проблемы, исследование аудитории, создание рабочей группы.
2. Этап планирования
Постановка целей и задач PR-кампании, планирование основных событий, определение наиболее эффективных PR-средств, разработка медиаплана, составление бюджета.
3. Этап реализации и коммуникации
Контроль и учет, внесение оперативных корректив в рабочий план, преодоление проблем коммуникации и организации событий.
4. Заключительный этап
Составление отчета, пресс-клиппинг, оценка эффективности, определение перспективности продолжения работы.
Для формирования имиджа образовательной организации требуются адекватные организационно-педагогические условия, включающие элементы PR-менеджмента, информационная открытость, вовлеченность коллектива и интеграцию качественных составляющих имиджа учреждения.
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что event-мероприятия являются одним из видов PR-инструментов, следовательно оно тесно связано с другими PR-инструментами и тоже работает на общую цель, поставленную организацией. Проведение мероприятий в образовательном учреждение является эффективным инструментом PR и рекламы, а также способствует формированию имиджа учебного учреждения. Современные концепции организации и проведения образовательных event-мероприятий обновляются, делая их более привлекательными для целевой аудитории, что способствует повышению конкурентоспособности вуза. Стоит также отметить, что организация любого event-мероприятия в образовательной организации состоит из четырех этапов: подготовка, планирование, реализация и оценка результатов.
Список литературы
- Ковалева, М.И. Имидж общеобразовательного учреждения как дополнительный ресурс управления / М.И. Ковалева – М.: Региональное образование, 2014. – С. 50-52
- Умаров, М.Ю. PR в реальном времени: Тренды. Кейсы. Правила / М.Ю. Ума-ров. – М.: Альпина Паблишер, 2019. – С. 232
- Хренков, В.В. Коммерческая реклама в обществе потребления как фактор ограничения субъектности / В.В. Хренков. – М.: Социальное время, 2020. – С. 50
- Шарков, Ф.И. Интегрированные коммуникации: реклама, паблик рилейшнз, брендинг / Ф.И. Шарков. – М.: Дашков и К, 2020. – С. 322
- Якутина, Т.А. К вопросу об особенностях формирования позитивного имиджа образовательной организации / Т.А. Якутина. – М.: Юрайт, 2020. – С. 441-444