Идеальный представитель современного общества – это человек, имеющий активную жизненную позицию, компетентный. Эти качества зависят от знаний, полученных в процессе обучения, но особенно важны «жизненные знания», т.е. опыт. Особенно актуальна эта тема для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как именно они находятся в наиболее сложных социальных условиях и нуждаются в воспитании таких личностных качеств, которые помогли бы им сформировать устойчивую жизненную позицию, занять равноправное место в обществе, жить яркой полноценной духовной жизнью. В связи с этим необходимо создавать условия, в которых ребенок с ограниченными возможностями мог бы чувствовать себя полноправным членом общества, участвовать в культурной, экономической и политической жизни.
Школа для детей с ограниченными возможностями здоровья — мощный социальный институт в процессе воспитания человека. Воспитание для детей с проблемами здоровья рассматривается как целенаправленное развитие каждого растущего человека, совершенствование нравственных и творческих сил этого человека. Целенаправленное формирование личности человека предполагает её развитие в соответствии с индивидуальными физиологическими и психологическими способностями.
Цель всех образовательных учреждений – сопровождение социализации человека, наделение его определенным комплексом качеств, которые позволят ему благополучно существовать в современном мире.
Основная задача школы для детей с ограниченными возможностями здоровья - успешная социальная адаптация детей в обществе, формирование у проблемного ребенка социально - нравственного опыта.
Нравственность является неизменной ценностью общества. Развитие человечества невозможно рассматривать отдельно от духовного воспитания.
На систему образования возлагается огромная роль в решении проблем социализации индивида, а это и его нравственное развитие. Еще в древности философы говорили о том, что человечество может идти семимильными шагами к цивилизации, однако, если духовное развитие стоит на месте, то мы, скорее, идем назад, чем вперед.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся учебных заведений связана с несколькими аспектами:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей
Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость. Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных навыков учащихся к активно-деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.
Необходимо отметить значение начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка.
Дети с ограниченными возможностями здоровья в связи со свойственной им особенностью мышления, усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности.
Программа по воспитательной работе определяет содержание и механизмы развития и проявления учащимися своих личностных качеств, формирование их индивидуальности, способностей к нравственной и творческой реализации своих возможностей.
На обучение и воспитание детей воздействуют коллективная деятельность, общественные и культурные акции, внеклассная деятельность. Увеличивается количество уроков, учителей, ведущих уроки, нагрузка растёт и становится более интенсивной, начиная уже с пятого класса. И воспитательная работа становится ещё насыщеннее и разнообразнее.
В своей работе по духовно-нравственному воспитанию учащихся с ограниченными возможностями за основу мы взяли школьников 5-7 классов. Исследование проводилось в рамках летнего оздоровительного лагеря в МБОУ «Серебрянской основной общеобразовательной школе», в нем приняли участие около 40 школьников, 8 из них – дети с ограниченными возможностями, а именно – с расстройствами эмоционально – волевой сферы, с проблемами в общении.
Свою работу мы условно поделили на блоки:
Первый блок: формирование осознанного отношения к семье, к собственному здоровью и формирование представлений о здоровом образе жизни.
Свою миссию мы обозначили так: воспитание любви и уважения к своей семье, родным, друзьям и близким людям; уважать родителей, заботиться о младших и старших братьях и сестрах; ознакомление с немедицинскими средствами профилактики и лечения простудных и других часто встречающихся заболеваний и стремление к здоровому образу жизни, осознанного отношения к собственному здоровью и уважения интересов окружающих.
В рамках этого блока были проведены такие мастер-классы, как: «Мой дом – моя крепость», где учащиеся составляли семейное дерево и описывали качества, за которые они ценят каждого члена семьи, «Когда солнце встает»- в рамках данного занятия школьники составляли режим своего дня, корректировали его, проводили собственное исследование по его соблюдению в течении трех недель. В этом блоке был проведен уроки-дискуссии «Курить-здоровью вредить», «Нет-вредным привычкам» и т.д. Со школьниками проведена спортивная игра «Мы за здоровый образ жизни»: школьников поделили на команды, в каждой группе были учащиеся разных классов, учащиеся с особенностями развития.
Итогами данного блока можно отметить следующее: дети с ограниченными возможностями наиболее успешно усваивают нравственные ценности в коллективной работе.
Второй блок: воспитание бережного отношения к окружающей среде, природе родного края и планете Земля.
Задачи: воспитание потребности в охране природы родного края, формирование чувства гордости.
По данному разделу были проведены следующие мероприятия: «Мой поселок– моя маленькая Родина», где учащиеся делились рассказами об интересных местах своей Родины, «Растительный и животный мир Гайнского района», «День помощи планете Земля», который предполагал отказ учащихся на один день от гаджетов и электроэнергии. В рамках блока проводилась выставка поделок из природного материала.
Вывод: проведенная работа по данному разделу показала, как важно просвещать тему защиты окружающей среды среди школьников всех возрастов, включая учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Третий блок: воспитание творческого отношения к учению, труду, жизни, к людям труда, формирование трудолюбия.
Задачи, которые необходимо выполнить: воспитание уважения к труду, к людям труда, целеустремленности, творчеству, стремления к познанию, формирование бережливости.
В рамках данного раздела были проведены классные часы «В мире профессий», «Мои права и обязанности». Наибольший отклик от школьников получил мастер-класс «Новая жизнь учебника» - дети приводили в порядок учебники из школьной библиотеки.
Возможно, это был самый познавательный блок, т.к. именно здесь учащиеся почувствовали себя ответственными за свою судьбу. Школьникам с ограниченными возможностями была предоставлена возможность испытать свои силы в разных профессиональных сферах, не ощущая какие-либо лишения.
И, наконец, заключительный блок: воспитание патриотизма, гражданственности, ответственности.
Задачи: воспитание любви к Родине, своему народу, формирование знаний законодательных, гражданских, правовых, о личной и национальной свободе, доверительных отношений к людям.
По данному разделу были проведены классные часы, мастер-классы, дебаты: «День Героев Отечества», «Я - гражданин России», «День Народного единства», «Символы России» и т.д. Дети подготовили рассказы о своих родственниках, которые принимали участие в Великой Отечественной Войне.
Нравственность. Гуманное отношение. Толерантность. Патриотизм. Это те качества, которые необходимо воспитывать в школьниках. Как показала наша работа, дети с ограниченными возможностями легче и успешнее осваивают новое, когда работают коллективно. Учащиеся готовы делиться опытом с другими, тем самым развиваются чувства сопереживания, отзывчивости, дружелюбия. Нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Духовно-нравственное развитие занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние на умственное развитие, на трудовую подготовку, на физическое развитие на воспитание эстетических чувств и интересов.
Таким образом, нравственное воспитание помогает каждому ребёнку с ограниченными возможностями здоровья осмыслить его место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение и в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.
Список литературы
- Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях // Стандарты и мониторинг в образовании, 2003, № 3.
- Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под ред. В.В. Воронковой – М.: Школа-Пресс, 2004.
- Хаткевич О.А., Минич О.А. Поговорим о нравственности. – Минск: ООО «Красико-Принт», 2004 Болтански Л., Тевено Л. Критика и обоснование справедливости: Очерки теории градов / пер. с фр. О.В. Ковеневой; науч. ред. пер. Н.Е. Копосов. М. : Нов. лит. обозрение, 2013. 576 с.
- Доклад на тему: Патриотическое воспитание школьников с ОВЗ, как средство развития нравственных качеств личности [Электронный ресурс]. – URL: https://www.gscoumt.minobr63.ru/ (Дата обращения: 09.11. 2022).
- Министерство просвещения Российской Федерации: Методическое пособие для специалистов по вопросам комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ [Электронный ресурс]. – URL: https://ovz.edu.gov.ru/uploads/documents/2/obrazovanie_obuchajuschihsja_s_ovz/ (Дата обращения: 09.11. 2022).
- Баркова, Н. Н. Каптерев о духовном воспитании школьника / Н. Н. Баркова // Пед. наука и практика. - 2004. - Вып. 1. - С. 5 -11.
- Гуревич, К. Л. Философия образования / Е. П. Гуревич, О. К. Филатов. Уфа Гилем, 2004. - Кн. 1. - 364 с.
- Гурковский, В. Воспитание защитников Родины / В. Гурковский // Народное образование. - 2003. - № 8. - С. 162- 172.
- Даныпов, С. 11. Восхождение на вершину нравственности / С. Н. Даныпов // В. А. Сухомлинский и современная школа Урала, Сибири : материалы региональной науч.-практ. конф. Оренбург, 12 -14 марта 2003 г. Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2003. - Ч. 2. - С. 73 -78.
- Даньшов, С. Н. К проблеме духовно-нравственного воспитания молодежи С. Н. Даньшов, JT. Б. Соколова // Аспирантский вестник ОГПУ. Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2005. - № 2. - С. 96 -110.