Психологическое благополучие семьи с особенным ребёнком

Психологическое благополучие семьи с особенным ребёнком

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 20 (118), Май ‘23

Дата публикации 29.05.2023

Поделиться

В последнее время во многих городах России активно внедряются инновационные технологии сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов. В статье описан опыт психологического сопровождения семей с особенными детьми.

Каждый родитель с нетерпением ждет появления ребенка на свет, а когда ребенок рождается с отклонениями, это становится потрясением. С одной стороны, они его любят, с другой — могут ненавидеть или игнорировать его. Многие родители надеются на чудесное исцеление, ищут новые больницы, докторов. Желая вынести свой гнев не на ребенка, а на кого-то еще, они могут решить посвятить всю свою жизнь малышу, лишая себя каких бы то ни было радостей жизни, посвящая себя ребенку-инвалиду, уличая в ошибках врачей, педагогов, всех, кто как-то соприкасается с их семьей.  Сложность заключается в том, что большинство родителей пытаются справиться со своими проблемами без посторонней поддержки, однако ребенку требуется профессиональная помощь для его лучшей адаптации в обществе.

Рождение ребенка с тяжелыми проблемами со здоровьем становится испытанием для всей семьи. Условия современной жизни в нашей стране  способствуют счастливому детству для таких малышей. Родители вынуждены прилагать максимальные усилия, чтобы воспитать ребенка инвалида.

Трудности в воспитании ребенка с ограниченными возможностями связаны с неприятием в обществе подобных детей. Изоляция семьи часто становится одной из самых тяжелых проблем. Материальные трудности, безусловно, дополняют психологические. Затраты на лечение, обучение, реабилитацию, содержание, воспитание ребенка-инвалида значительно превышают выплачиваемые пособия. Кроме того, ребенок требует постоянного контроля и ухода, поэтому мать не имеет возможности активно работать и зарабатывать достаточно средств.

Ситуация постепенно меняется. Воспитание ребенка-инвалида в крупных населенных пунктах считается более простым, так как выше доступность медицинской и социальной помощи, больше возможностей для обучения и дальнейшего трудоустройства. Главной задачей в  воспитании ребенка-инвалида является адаптация к современной жизни. Это достигается с помощью правильного лечения и воспитания. Ребенок с ограниченными возможностями должен получать максимум заботы и внимания в семье. Ребенка поддерживают с самого раннего детства в моральном плане, помогают не ощущать свою ущербность, отдаленность от коллектива. Для этого необходимо избегать изоляции, поощрять общение со сверстниками. В быту обучают подрастающих детей обслуживать себя. В профессиональном плане адаптация заключается в постоянном развитии способностей ребенка и правильном выборе специальности. Воспитание ребенка-инвалида проводится и в общеобразовательных и специальных школах. В дальнейшем многие дети смогут получить профессию  и работать. Особенности воспитания и обучения зависят от медицинской проблемы малыша. Умственно отсталые дети осваивают специальные программы в отдельных группах под руководством опытных педагогов. Специальные школы существуют и для слабовидящих детей. Такие учреждения оснащены специальными пособиями и оборудованием, позволяющим воспринимать информацию с помощью тактильных ощущений и на слух. Воспитание глухих ребят также осуществляется в специальных классах. Для них максимум информации предоставляется в визуальной форме.                                

Отношение к детям с ограниченными возможностями постепенно меняется и на бытовом, и на государственном уровне. В настоящее время родители все реже отказываются от таких малышей, у детей из детских домов появляется больше шансов обрести опекунов или приемную маму. Социальная реклама способствует уменьшению негативного отношения сверстников и взрослых к детям с ограниченными возможностями. Воспитание ребенка-инвалида становится несколько проще из-за функционирования государственной программы "Доступная среда". В ее рамках увеличивается количество пандусов в общественных местах, специализированных табличек для слабовидящих, появляется транспорт с необходимыми подножками и поручнями.

Воспитание ребенка-инвалида  в настоящее время становится все более перспективным. У родителей появляется надежда на счастливое будущее таких детей. Это связано в первую очередь с глобальными изменениями в мире. Развитие информационных технологий делает возможным полноценное обучение на дому, общение и профессиональную реализацию через сеть Интернет. Кроме того, в России функционируют многочисленные общества, объединяющие детей-инвалидов и их родителей. Взаимная поддержка в таких коллективах помогает преодолевать трудности в воспитании ребенка с ограниченными возможностями, а своевременное психолого-педагогическое сопровождение обеспечит успешную интеграцию в социум.     

Список литературы

  1. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М., 2002.
  2. Айвазян Е.Б., Павлова А.В., Одинокова Г.Ю. Проблемы особой семьи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. №2.
  3. Бурмистрова Е.В. Семья с «особым ребенком»: психологическая и социальная помощь // Вестник практической психологии образовании. 2008. №4 (17).
  4. Селигман М., Дарлинг Р. Обычные семьи, особые дети: Пер с англ.: 2-е изд. М., 2009.
  5. Ткачева В.В. Психологические особенности родителей, имеющих детей с детским церебральным параличом //Специальная психология. 2009. №1(19).
  6. Фирсова В.Ю. Особенности детско-родительских отношений в семьях умственно отсталых школьников //Специальная психология. 2009. №3(21).
  7. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. СПб, 2002.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary