Около 10 лет назад в России появился новый термин «адаптивная физическая культура», была создана первая в России кафедра «Теории и методики адаптивной физической культуры» (ТиМАФК) в Санкт-Петербургском государственном университете физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. В образовательном учреждении высшего профессионального образования им. П.Ф. Лесгафта к этому времени был накоплен опыт обучения студентов-заочников с нарушениями слуха и опорно-двигательного аппарата.
Адаптивная физическая культура (АФК) – есть структурированный комплекс условий, имеющий спортивно-оздоровительный характер, целью которого является облегчение условий вхождения человека в общественные процессы, т.е. социализация в окружающей среде человека с ограничениями возможностями здоровья, посредством приобретения навыков и умений для самообслуживания и занятий физическими упражнениями или спортом, учитывая при этом его физические недостатки. Для достижения цели необходимо решать следующие задачи:
- формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни; соблюдение индивидуального режима питания и сна;
- воспитание интереса к физической культуре и спорту, формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта;
- формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать;
- формирование и совершенствование основных физических качеств: скорости, выносливости, силы, гибкости, и координационных способностей;
- овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и другими) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся;
- коррекция недостатка познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой сферы.
- воспитание нравственных качеств и свойств личности [1].
Лечебная физическая культура (ЛФК)- метод лечения, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для восстановления здоровья и трудоспособности больного, предупреждения осложнений и последствий патологического процесса [3].
Задачи ЛФК:
-Улучшение функционального состояния и предупреждение развития болезни;
-Повышение физической и умственной работоспособности, адаптация к внешним факторам;
- Снятие утомления и повышение адаптационных возможностей;
- Воспитание устойчивой потребности в закаливании, занятиях оздоровительной физкультурой [4].
Обратимся к данным статистики: 650 миллионов человек, что составляет около 10 процентов населения в мире, являются инвалидами. Они представляют собой самую многочисленную группу меньшинств. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) эта цифра возрастает в связи с ростом численности населения, достижениями медицины и процессом старения населения. В странах, в которых предполагаемая продолжительность жизни превышает 70 лет, в среднем около 8 лет, что составляет 11,5 процентов от общей продолжительности жизни, приходится на годы, связанные с инвалидностью [6]. Общая численность инвалидов в России на 2021 год составляет 11.631 млн. человек.[5]. Данные постоянно изменяются, однако можно сделать вывод: развитие адаптивной и оздоровительной физической культуры необходимо. Физическая и социальная активность существенно помогает в реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), с её помощью они получают возможность укрепить здоровье, частично восстановить утерянные функции, интегрироваться в общество и даже открыть дорогу к спортивным достижениям. Помочь всему этому способна адаптивная и оздоровительная физическая культура.
Различные направления в системе адаптивной физической культуры и спорта, лечебной физической культуре имеет постоянную тенденцию к развитию. 13 декабря 2006 года Генеральной ассамблеей принята Конвенция ООН о правах инвалидов. Международное соглашение вступило в силу в 2008 году. Оно закрепляет права и свободы личности по отношению к людям с инвалидностью. В РФ ратифицирована в апреле 2012 года. В качестве примера, можно привести Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», который был принят в 2007 году. В данном нормативно-правовом акте прописаны нормы, которые направлены на создание в нашей стране специализированных адаптированных учреждений для детей и взрослых. В 2008 году появился еще один закон - «О паралимпийском спорте», который более четко утвердил статус спортсменов-паралимпийцев, а также закрепил данную деятельность на законном уровне. Обращаясь к региональному уровню, можно увидеть то, что на основании вышеперечисленных законов были разработаны местные нормативные документы. Внедряются и применяются разного рода программы для адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья, ведется активная пропаганда адаптивного спорта. Положительным моментом после вступления в законную силу данных нормативных актов стало то, что количество людей, занимающихся адаптивной физической культурой и спортом, стремительно увеличилось [2]. Однако, на фоне положительных моментов имеются и проблемы, которые связанны с развитием адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.
Наиболее актуальные из них:
- Нехватка квалифицированных кадров. ЛФК-это медицинская специальность, обязательно наличие медицинского образования. Для специалистов АФК наличие медицинского образования не является обязательным условием. Однако специалист АФК должен иметь большой объем знаний в медицине и психологии.
- Низкий уровень материально-технической базы. Небольшое количество реабилитационных комплексов с оборудованием для работы с инвалидами.
- Нехватка количества врачей, имеющих необходимую квалификацию в области работы со спортсменами из числа людей с ограниченными возможностями здоровья на предмет определения их к спортивному классу.
- Большинство организаций не готово работать с инвалидами. Работа с особенными людьми сопряжена с определенными рисками.
- Отсутствие пропаганды спорта среди лиц с ограниченными возможностями. Как правило, информация о мероприятиях появляется благодаря активистам из тренерского состава и самих спортсменов- паралимпийцев.
- Невозможность финансирования восстановительных мероприятий. Процесс восстановления спортсменов такого класса (люди с ограниченными возможностями здоровья) требуют больших финансовых затрат.
- Нет обоснованного подхода к планированию учебно-тренировочного процесса со спортсменами-инвалидами, принципов отбора одаренных людей.
- Финансовая мотивация. В адаптивном спорте, как и в спорте высших достижений здоровых людей должна быть система поощрения и премирования, которая служила бы мотивацией для дальнейшего занятия спортом.
- Недостаточная разработанность теории и методики спорта для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Данный вид спорта требует работы со стороны исследователей, которые бы изучали вопросы теоретически и писали об этом в специализированной литературе. Безусловно такие научные материалы публикуются, однако они не так глубоко прорабатывают специфику диагнозов людей с ограниченными возможностями здоровья.
- Низкий уровень доступности услуг в области адаптивной физической культуры и лечебной физической культуры лиц с ОВЗ, так как в большинстве городов проблематично передвижение инвалидов, недостаточное оснащение условий для них (пандусы, лифты, транспорт, кнопка вызова персонала и т.д.)
-Необходимость выстраивать эффективную систему спортивных мероприятий для людей с ограниченными возможностями и инвалидов.
- Потребность создания структурных подразделений на региональном и муниципальном уровнях для координации, методического обеспечения и мониторинга развития массовой адаптивной физической культуры.
-Надобность в повышение привлекательности материальной базы, отвечающей современным требованиям безбарьерной среды.
-Равнодушие здоровых людей к инвалидам и лиц с ОВЗ.
Заключение
Таким образом, мы выявили важность организации и проведения лечебной и адаптивной физкультуры. Проанализировав всё выше сказанное, можно сказать, что адаптивная и лечебная физическая культура активно развиваются. Общество обращает внимание на проблемы лечения и социализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Наблюдается тенденция развития адаптивной и лечебной физической культуры. Однако остаются проблемы, требующие решений. Требуется больше специалистов, которые имеют квалификацию, необходимую для работы с лицами с ОВЗ, активное финансирование данного вида спорта и пропаганда АФК и ЛФК среди населения.
Список литературы
- Адаптивная физическая культура и адаптивный спорт: YouTube–URL: https://www.youtube.com/watch?v=YjNw2c2TWtE&t=2s
- Евсеев, С. П. Адаптивная физическая культура в России: становление, развитие, перспективы [Текст] / С.П. Евсеев // Ученые записки. - 2006. - Вып. 19. - С. 15–21.
- Епифанов В.А. Лечебная физическая культура: учебное пособие/В.А. Епифанов.-М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.-568с