Проблемы социальной сферы в телевизионной журналистике

Проблемы социальной сферы в телевизионной журналистике

Авторы публикации

Рубрика

Маркетинг, реклама и PR

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 4 (102), Февраль ‘23

Дата публикации 05.02.2023

Поделиться

Статья посвящена рассмотрению социальной сферы на телеэкране, ее новые тенденции освещения социальных тем. В статье представлен аналитический обзор некоторых телевизионных программ, которые иллюстрируют тенденции освещения тем в социальной сфере.

Слово «социальный» стало одним из ключевых элементов современного публичного дискурса. Руководство страны перевело социальные приоритеты в конкретные действия и сделало их постоянной частью медийной «повестки дня», а социальные вопросы выдвинулись на первый план политических позиций. Демография, здравоохранение, жилье, проблемы социально незащищенных слоев населения - реальные проблемы в социальной сфере - сегодня представляют собой значительную часть телевизионного контента, который наполняет как его новостную, так и аналитическую и развлекательную части, формируя при этом достаточно красочную картину и противоречивые информационные фоны, увязка общественно-политического PR, журналистские расследования, скандалы и светская беседа, новостная мозаика, реклама [2].

Несмотря на явные развлекательные тенденции, современное телевидение является мощным социальным ресурсом, не только сохраняющим некоторые традиции советской журналистики, но и вырабатывающим новые профессиональные подходы к решению социальных проблем.

Освещение социальных проблем на телевидении может серьезно повлиять на отношение общества к этим вопросам [2] . Решающим, однако, является то, как телевидение формирует это отношение, какое влияние оно использует и насколько близко телевизионная интерпретация соответствует действительности.

Зрители оценивают телевизионные программы на интуитивном уровне, исходя из здравого смысла. При этом «негатив» осуждается за «создание ощущения безысходности и неразрешимости острых вопросов, поскольку, как говорят телезрители, «от них ничего не зависит». И криминальные программы, и социальные репортажи заслуживают положительной оценки: вопрос не в том, есть ли в материале сцены насилия, а в том, изображается ли общество или личность как сопротивление несправедливости. Зрители оценивают не тип материала, сюжет, а интонацию, характер проблемы [4].

Ситуация на телевидении по социальным вопросам не менее противоречива. Эти противоречия обусловлены дальнейшим ростом различий в объективных общественных потребностях и групповых интересах, в том числе государственных. С одной стороны, потребность в новых подходах и идеях привела к созданию качественных программ, вошедших в новейшую историю российского телевидения (программы «Жди меня», «Основной инстинкт», «Люди хотят знать», «Центральное телевидение»). ); с другой стороны, информационные программы становятся все более избирательными и стремятся к демонстрации социальных «достижений» властных структур, что в период избирательных кампаний приобретает черты и стилистику советского пропагандистского прошлого. При этом собственно коммерческая составляющая, борьба за рейтинги, зрелищность часто перекрывают все остальные тренды [1]. Многие эксперты усматривают в этом и политическую составляющую: обилие зрелищ (как в программах выходного дня, так и в программах, которых заведомо нет) рассматривается как стратегия глупости и зомбирования, уводящая от дискуссий о достоинствах социальных проблем.

Из всех программ, которые можно отнести к журналистским, в первую десятку попали только две: ток-шоу «Пусть говорят» и информационная программа «Время». Упомянутые передачи являются не только самыми популярными передачами, но и своеобразной эмблемой телешоу, ярким отражением господствующих журналистских тенденций на телеэкране.

«Как говорят» — лидер рейтинга популярности, «лучшее ток-шоу» по опросам зрителей, а главная тема этого шоу — морально-социальные вопросы, которые показаны на примере скандальных бытовых ситуаций и конфликтов знаменитостей. Но телекритики назвали шоу «позором для российской журналистики» [8].

Неоднозначность программы символична не только для телевизионной практики, но и для журналистики в целом. Высокие рейтинги программы и острота рецензий выявили сразу несколько насущных проблем: востребованность острых социальных тем у самой широкой аудитории и одновременно их неудовлетворенность; непонимание глубины, сути и смысла бытовых конфликтов общесоциального масштаба и неправомерное сведение их к публицистике; скрывать и избегать качественного освещения самого важного аспекта человеческих отношений; подчинить социальные вопросы логике коммерческого вещания. Достойных освещения примеров подобных проблем в практике СМИ практически нет.

Новостная программа «Время» [5]. Новости – это «лицо» любой телекомпании, ориентиры вещания. Эта программа ежедневно выходит в эфир и сообщает о самых важных событиях в стране и мире. Обычно в универсальных выпусках бывает 15-20 историй, в которых раздел «Общество» и сопутствующие темы («Здоровье») представлены в 2-5 сериях. «Освещению острых социальных проблем каждый день уделяется большое внимание в информационной программе Первого канала. Зачастую в результате передачи таких отчетов возникающие вопросы решаются оперативно. Новостной сюжет на Первом канале часто решает судьбу отдельных или даже целых групп граждан России, оказавшихся в трудной жизненной ситуации», — говорится в социальном сводке Первого канала, но это утверждение соответствует действительности лишь отчасти.

В новостях социальные новости в основном представлены в виде новостей о мероприятиях социальной политики и визитах руководства, а в компании отчеты о проделанной работе и новости о кризисах и их последствиях. В этих заговорах нетрудно увидеть «полюса» общественной жизни; очевидно, что отсутствует информация о «среднем классе», где возникают и развиваются проблемы. Это этапы их жизненного цикла, когда проблемы требуют внимания, а решения обычно не привлекают внимания, потому что у них нет острой причины для событий.

Разберем развлекательную программу "Пока все дома" [6]. Эта программа впервые вышла в эфир в 1992 году и с тех пор выходит каждое воскресенье в 10:30. Его подают как раз к семейному завтраку: по одну сторону экрана за столом семья зрителей, по другую – семья известного художника, писателя, спортсмена или музыканта. Это программа об обычных людях и для обычных людей - о жизни и семье, детях, родителях. Эта программа — единственная на телевидении, где рассказываются истории из жизни знаменитостей в кругу их ближайших родственников.

Конечно, семейная программа больше всего занята вопросом, откуда берутся дети. А тем, кто не может решить эту проблему, руку помощи протягивает сообщество всех, у кого есть "Пока все дома".

Эта программа не только собирает семьи за одним столом, но и создает новые семьи, знакомя зрителей с маленькими обитателями детских домов и приютов. Эта часть программы называется «У вас будет ребенок».

Эта программа — один из редких примеров, где удалось совместить разные начала: познавательное, социально-гуманитарное, развлекательное и активное.

Телеканалы Россия 1, Россия К, НТВ, а также ТВЦ, РенТВ представляют пресс-релизы с содержательной составляющей, отражающей вопросы социальной сферы, информационно-аналитические программы, ток-шоу, образовательные передачи, тематические передачи: «Поединок», « Прямой эфир», «Центральное ТВ», «О самом главном», «Ожидание», «Линия жизни». Значительную часть эфирного времени на каждом канале занимают социальные программы.[7].

Телевидение окончательно разделилось на "государственную пропаганду" и "развлечение", отмечают эксперты, и это "значительно сужает разговор о содержании и предназначении телевидения, о его социальной ответственности" [10] . Есть и такая точка зрения: «Сегодня зрителю практически не предлагается альтернативы. Нет другой реальности, кроме разгула преступности, бытовых скандалов, расцвета наркомании и проституции, мошеннических СМИ, на телевидении. В качестве примера эксперты чаще всего приводили новостные программы, которые становятся похожими друг на друга. И, конечно же, предполагает постановку сюжетов и материалов. Что бросается в глаза, так это отсутствие эмоций, выхолащивание любого человеческого проявления. На экранах основных каналов преобладают темы, более подходящие для желтых таблоидов. Другая реальность — не постановочная, не выдуманная, не мистифицированная — зрителю не предлагается». [3].

В настоящее время интерес государства к проблемам социальной сферы определяет их постоянное присутствие в публичном дискурсе и способствует регулярному обращению средств массовой информации к социальным темам. Телевидение является для людей одним из основных источников информации о социальной сфере. Телевидение, встроенное в актуальный политический дискурс, проявляет, с одной стороны, привязанность к обозначенным в нем темам, с другой стороны, может представлять собой самостоятельную смысловую и стилистическую вариативность их трактовки, оказывая тем самым существенное влияние на общество. представление проблем [9].

Список литературы

  1. Грабельников А. А. Средства массовой информации постсоветской России: пятнадцать лет спустя// РУДН-2009-349 с.
  2. Зверева В. Телезрители как критики// Российское телевидение: между спросом и предложением-Элиткомстар-2007-Т. 1
  3. Новостная программа «Время»// Новости на Первом Канале YouTube URL: https://www.youtube.com/channel/UCKonxxVHzDl55V7a9n_Nlgg (дата обращения 11.01.2022)
  4. «Пока все дома»// Первый канал URL: https://www.1tv.ru/shows/poka-vse-doma/o-proekte (дата обращения 11.01.2022)
  5. Программа передач Яндекс Телепрограмма// URL: https://tv.yandex.ru/ (дата обращения 10.01. 2022)
  6. Бережная М. А. Проблемы социальной сферы в алгоритмах телевизионной журналистики// Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета-2009
  7. «Пусть говорят»-Выпуски// Первый канал URL: https://www.1tv.ru/shows/pust-govoryat/vypuski-i-dramatichnye-momenty (дата обращения 10.01.2022)
  8. Токарева Е.А. Пространство современной публичной истории: от зрительского внимания к политическому дискурсу// Московский городской педагогический университет-2020-№2-2-с. 255-265
  9. Фролова Т. И. Проблемы социальной сферы в телевизионной журналистике// Baikal Research Journal. 2014. №2.
  10. Бережная М. А. Алгоритмы освещения социальных проблем на телеэкране// Санкт-Петербургский государственный университет-2009-№1-2-с.167-172
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary