Профессия педагога является одной из наиболее древних. Освоение прочих профессий происходит в процессе специально организованной целенаправленной педагогической деятельности. При этом важность передачи накопленного опыта новым поколениям, их подготовки к жизни и труду смогло привести к тому, что обучение и воспитание достаточно рано отделились в обособленную функцию.
Современный педагог − это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Все это становится возможным благодаря его активной позиции и творческой составляющей [1, с. 34].
Сегодня каждая профессиональная деятельность подразумевает под собой соответствие конкретным требованиям тех, кто ею занимается. В данном контексте можно выделить и различные общепринятые требования, основными среди которых является наличие высокого уровня мастерства, который традиционно предъявляется к представителям различных профессий.
Традиционно педагогический процесс представляет собой взаимодействие, осуществляемой между детьми и взрослыми. Такого рода взаимодействие обладает целенаправленным, и при этом содержательно насыщенным и организационно оформленным. Помимо этого, педагогический процесс — это конкретная система, все элементы которой выглядят следующим образом: содержание, способы, методы, формы [2, с. 421].
Понятие «педагогический процесс» может применяться как в узком, так и в более широком значении. В широком значении это взаимодействие каждого условия, а также способа, которые в свою очередь нацелены на разрешение одной важной задачи. Наряду с этим сюда входит сочетание каждого элемента влияния на личность.
Так, к примеру, весь педагогический процесс, происходящий в ДОУ, нацелен на гармоничное воспитание и становление личности каждого ребенка.
Инновационная деятельность современного преподавателя обуславливается преобразованием имеющегося у него педагогического опыта. Делается это для создания новых педагогических систем, открытия неизвестных ранее закономерностей, поиском новых эффективных идей, методов и средств педагогической деятельности.
Современная российская система образования побуждает претерпевать сегодня целый ряд изменений, выражающихся в использовании новых программ и пособий, применении новых педагогических технологий и других инноваций. Это требует от педагога активности и стремления к творчеству, готовности к нововведениям. И целью инновационной деятельности является развитие педагога как творческой личности, умение переключаться на самостоятельный поиск методических решений.
Одним из направлений инновационной деятельности в дошкольном учреждении является работа с родителями. Инновационный характер деятельности педагога заключается в том, как донести до родителей, что их заинтересованное участие в образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а так как это необходимо для развития их собственного ребёнка [3, с. 167].
Важно так построить работу с родителями, чтобы каждый чувствовал себя равноправным и заинтересованным партнером.
Современный педагог должен идти в ногу со временем, что обусловливает применение им информационно-коммуникационных технологий.
Именно информационно-коммуникационные технологии позволяют современному педагогу существенно повысить мотивацию детей к обучению, воссоздать реальные предметы или явления в цвете, движение и звуки, что способствует наиболее широкому раскрытию способностей воспитанников и активизации умственной деятельности. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей, и повышают у них интерес к изучаемому материалу.
Информационно-коммуникационные технологии получили свое естественное развитие в наш «продвинутый» век. Ситуация, когда ребенок бы не знал, что такое компьютер, практически нереальна. Дети тянутся к приобретению компьютерных навыков. С помощью увлекательных программ по обучению чтению и математике, на развитие памяти и логики детей удается заинтересовать «науками».
Игровые технологии − вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Проектная деятельность в детском саду реализуется ребенком совместно с педагогом. Цель проектной деятельности работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на вопросы.
Для обеспечения психологической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития образования, охраны и укрепления здоровья детей, активно используются инновационные технологии и в работе с семьями воспитанников. Для улучшения педагогического эффекта каждое мероприятие с родителями уместно сопровождать презентациями, фотографиями из жизни группы, практическими занятиями, использовать нетрадиционные формы взаимодействия такие как: мастер-классы, квесты, общение в интернет-сообществах [4, с. 75].
Такое неформальное общение дает возможность высказать свои предположения, пожелания, несогласия по тем или иным вопросам, решить организационные моменты в жизни дошкольной группы, улучшить обратную связь.
В целом, использование в педагогической практике инновационных подходов позволяет сделать пребывание детей в дошкольном учреждении более интересным и познавательным и помогает выстроить педагогический процесс таким образом, чтобы обеспечить непрерывное всестороннее развитие дошкольников с целью максимальной самореализации каждого воспитанника.
Включение педагога в инновационную деятельность влияет на повышение уровня его профессиональной компетентности, активизирует его стремление к получению новых знаний, к повышению аттестации, к самовыражению, самореализации при решении педагогических задач, к развитию творческого потенциала, и как следствие стимулирование интереса посещения его занятий учащимися [5, с. 692].
В настоящее время происходит стремительная трансформация функций педагога, которая выглядит следующим образом: прежний, традиционный преподаватель постепенно преобразуется из лектора, который транслировал знания и являлся образцом умений, в эксперта-консультанта, который учит добывать знания самостоятельно и эффективно работать с доступной информацией.
Список литературы
- Болотина, Л.Р. Теоретические основы дошкольного образования / Л. Р. Болотина. − 2-е изд., перераб. и доп. − М.: Издательство Юрайт, 2023. − 218 с.
- Виноградова Н.А. Управление дошкольным образованием / Н.А. Виноградова. − 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. − 530 с.
- Несмашная, И.В. Программа развития как инструмент стратегического роста дошкольной образовательной организации / И.В. Несмашная. // Молодой ученый. − 2021. − № 4 (346). − С. 166-169.
- Тихомирова, О. В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для среднего профессионального образования / О. В. Тихомирова. − 2-е изд., перераб. и доп. − М.: Издательство Юрайт, 2023. − 155 с.
- Яшин, С.Н. Анализ эффективности инновационной деятельности: моногр. / С.Н. Яшин. − М.: БХВ, 2021. − 968 c.