Исследование аудитории СМИ очень важно, как направление маркетингового исследования. Поскольку роль СМИ в современном обществе колоссальна и таким инструментом важно уметь эффективно пользоваться в решении маркетинговых задач. Для этого, повторюсь, нужно проводить исследование аудитории СМИ, чтобы понимать через какие и как нужно воздействовать на аудиторию.
Существуют объективные характеристики и важно изучить их у людей, пользующихся СМИ, которые лежат в основе их выбора того или иного СМИ. Эти характеристики отлично раскрыты Н.Г., Воскресенской и Е.Г. Фирулиной в учебном пособии «Медиаметрические исследования целевой аудитории: методика количественного анализа», в нём они приводят следующие характеристики: «Во-первых, потребности, мотивы, установки, интересы людей. Особую роль отводится информационным потребностям людей, определяющим мотивы выбора того или иного медиасообщения. Во-вторых, это признаки, характеризующие аудиторию в ее непосредственных взаимоотношениях со СМИ. Сюда относятся:
- характеристика условий (экономических, географических, временных), при которых происходит подключение аудитории к потреблению информации;
- характеристики включенности аудитории в процесс потребления массовой информации через различные каналы СМИ (подписка, наличие телеаппаратуры, интенсивность обращения к одному источнику);
- характеристика отношения аудитории к материалам СМИ (оценка, пожелания, мнения);
- характеристика информированности аудитории о различных сферах деятельности, событиях, фактах, отражающихся в сообщениях СМИ, а также информированности и деятельности самих СМИ;
- характеристики, связанные с участием аудитории в производстве и ретрансляции информации (нештатное сотрудничество, обращение в СМИ). В-третьих, это группа характеристик, связанная с изучением воздействия сообщений СМИ на сознание аудитории, в процессе которого фиксируются изменения, происходящие в сознании и поведении аудитории (зрителей, читателей, слушателей)» [1, с. 8].
Также интересной особенностью исследования аудитории СМИ является то, что при организации выборки исследователи часто сталкивается с такой ситуацией, что обычно СМИ, особенно это относится к прессе, пользуются и выбирают целой семьёй, то есть может происходить такой, что подросток читает газету, целевой аудиторией которой он не является, потому что его папа постоянно покупает именно её. Для этого некоторые исследователи при составлении выборки в качестве единицей отбора выбирают целую семью.
Также необходимо привести методы сбора информации в исследование аудитории СМИ. Так, например, Н.Г., Воскресенская и Е.Г. Фирулина в учебном пособии «Медиаметрические исследования целевой аудитории: методика количественного анализа» приводят следующие методы сбора информации: «При сборе информации об аудитории различных медиаканалов используют различные методы и приемы, которые можно разделить на три больших группы:
- дневниковые панели (респонденты ежедневно ведут записи в дневнике, который потом сдается исследователям);
- опросные панели (базируются на методиках количественных опросов);
- панели, построенные на принципе электронного сканирования (пипл-метры) (используются специальные приборы, которые независимо от респондента фиксируют его поведение)» [1, с. 24].
По сути хоть и Н.Г., Воскресенская и Е.Г. Фирулина приводят свою интерпретацию сбора информации в контексте исследования аудитории СМИ, но, как мне кажется, это не обязательно, поскольку рассматривается исследование аудитории СМИ как направление маркетингового исследования, то значит для исследования аудитории СМИ вполне релевантны методы сбора информации по маркетинговым исследованиям, а именно те, которые уже рассматривались выше.
Список литературы
- Воскресенская Н.Г., Фирулина Е.Г. Медиаметрические исследования целевой аудитории: методика количественного анализа: Учебно-методическое пособие. М.: Нижегородский госуниверситет, 2014. 66 с.
- Зайцев А.Г., Такмакова Е.В. Маркетинговые исследования: Учебное пособие. М.: ФГБОУ ВПО «ОГУ», 2013. 81 с.
- Карасев А.П. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ: учебник и практикум для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2022. 315 с.
- Вартанова Е. Л. Медиа в контексте общественных трансформаций: к постановке проблемы // Меди@льманах. 2018. № 1. С. 37-40.
- Дунас Д.В. Молодежный сегмент аудитории СМИ: теоретические подходы отечественных медиаисследователей // Вопросы теории и практики журналистики. 2020. Т. 9, № 1. С. 106–122.