ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Авторы публикации

Рубрика

Международные отношения

Просмотры

112

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 13 (163), Апрель ‘24

Дата публикации 07.04.2024

Поделиться

Данная статья посвящена вопросам привлечения внебюджетных средств в дополнительном образовании. Рассматриваются такие вопросы как модели финансирования, определения внебюджетных средств, способы формирования внебюджетных средств, а также их привлечение и использование. Анализ внебюджетных доходов учреждения ДЮЦ «Фаворит».

В условиях реформирования образования и экономической нестабильности в России, финансовое обеспечение образовательного процесса в дополнительном образовании становится крайне важным для поддержания его стабильности.

Системы образования все больше внедряют рыночные формы организации. Бюджеты крайне ограничены и не всегда доступны. В результате перед образовательными учреждениями встает новая задача: удовлетворение потребностей общества в дополнительных образовательных услугах. Выявление и учет потребностей различных категорий потребителей стали обязательным условием деятельности дополнительного образования.

Для большинства учреждений эффективной моделью является многоканальная, многоуровневая система финансирования, и другого способа не предлагается.

В этой модели, помимо бюджетных средств, поступающих от различных уровней образовательного учреждения, доход будет внебюджетным.

Внебюджетные средства - 1) денежные средства государства, не включаемые в государственный бюджет и используемые по определенному целевому назначению (например, государственный пенсионный фонд, фонд занятости, государственный страховой фонд);
2) средства, находящиеся в распоряжении учреждений и организаций, выделяемые не из федерального (местного) бюджета, а формируемые за счет других источников.[1]

Любое дополнительное учреждение имеет право получать внебюджетные средства, закрепленное Гражданским Кодексом РФ ст. 120 и Законами РФ «О некоммерческих организациях» и «Об образовании».[2]

Существуют несколько способов формирования внебюджетных средств:

  1. Оказание платных услуг сверх выполняемой нормы, рассчитанной государством,
  2. Сдача в аренду помещение и оборудования, закрепленного за учреждением,
  3. Безвозмездные перечисления юридических и физических лиц,

Использование внебюджетных средств не уменьшает объем финансирования образовательных учреждений на основе бюджетных критериев, выделяемых на одного ученика и на одного воспитанника по типам, видам и категориям учреждений.

Деятельность по привлечению и использованию внебюджетных средств подразделяется на основную и прочую. Основная основана на:

  1. Реализация одного или нескольких учебных программ,
  2. Реализация научно-методической деятельности,
  3. Обучение и обслуживание образовательного процесса.

Прочей деятельностью считается деятельность, приносящая доход учреждению, но не описанная в основной.

Внебюджетные средства подлежат налогообложению в установленном порядке, но их налоговый режим зависит от источника средств:[3]

  • Так, средства от предпринимательской деятельности облагаются налогом с суммы, на которую доходы превышают расходы.
  • Однако, например, налоговая база образовательных учреждений, оказывающих платные услуги, уменьшается на сумму, реинвестированную в образовательный процесс.

Важными факторами, определяющими направления и эффективность внебюджетной деятельности образовательного учреждения, являются его потенциальные возможности для осуществления различных видов такой деятельности. Эти возможности включают научно-методический потенциал, внутреннюю нормативную базу, общую политику в отношении внебюджетной деятельности, наличие лицензии и ее параметров, а также территориальное расположение учебного заведения.

Научно-методический потенциал влияет на привлечение средств через контракты на проведение учебно-методических работ, научных исследований и грантов.

Внутренняя нормативная база обеспечивает развитие различных видов внебюджетной деятельности, минимизацию финансовых и материальных потерь, сокращение организационного периода внебюджетной деятельности благодаря четкому пониманию порядка действий и ролей каждого работника.

Общая политика в отношении внебюджетной деятельности включает заинтересованность каждого работника в увеличении объема внебюджетных средств и их эффективном использовании, стабильность финансовых отношений между руководством и педагогическим коллективом, а также единство политики в отношении всех видов деятельности.

Наличие лицензии и ее параметров является необходимым условием для осуществления большей части внебюджетной деятельности. Она также определяет ограничения в виде пограничного контингента учащихся и потенциального объема сборов в учебные группы и на учебные мероприятия.

Территориальное расположение учебного заведения влияет на его внешние условия работы, такие как демографическая ситуация, объем рынка труда выпускников, уровень благосостояния населения, состояние экономики региона и его специализация, потребность экономики в образовательных услугах, структура образования в регионе, социальная мобильность населения и наличие конкурентных учебных заведений.

Анализ финансовых показателей

ДЮЦ «Фаворит» получает дополнительный доход от аренды активов и ведения дополнительной образовательной деятельности. Ниже представим состав и структуру доходов учреждения за период 2019-2021гг.

Таблица 1

Состав и структура внебюджетных доходов учреждения за 2019-2021гг.

Показатель

2019г.

2020г.

2021г.

Изменение 2021г. к 2019г.

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

Доходы, всего

1252429

100,0

1405734,18

100,0

1355284,72

100,0

102855,72

0

доходы от аренды активов

137647

11,0

280963,98

20,0

305130,84

22,5

167483,84

11,52

доходы от платных услуг

781586

62,4

1124770,21

80,0

1050153,88

77,5

268567,88

15,08

прочие доходы

333196

26,6

0

0,0

0

0,0

-333196,00

-26,60

В соответствии с таблицей 1 можно сделать вывод о том, что основную долю в структуре внебюджетных доходов учреждения занимает доход от платных образовательных услуг. Его доля за анализируемый период выросла на 15,08% с 62,4% до 77,5%. Объем средств, полученных от платных услуг, составил в 2021г. 1 050 153,88 руб.

На протяжении 2020-2021гг. у учреждения отсутствовали прочие доходы.

Таким образом, основным источником получения внебюджетных средств является образовательная деятельность.

Таблица 2

Доходы от платных услуг, 2019-2021 гг.

Наименование учреждения образования

2019 год

2020 год

2021 год

Темп роста,2020г. к 2019г.%

Темп роста,2021г. к 2020г.%

Утверждено

781586

1124770

1050154

143,9

93,4

Поступило

781586

1124770

1050154

143,9

93,4

На основании таблицы 2 можно сделать вывод о том, что в 2020г. наблюдается увеличение доходов от платных услуг на 43,9% относительно показателя 2019г., однако в 2021г. ситуация меняется и отмечается снижение доходов от внебюджетной деятельности на 6,6%.

Основные источники поступления внебюджетных средств – это родительская плата за услуги учреждений в сфере обучения, прочие доходы.

ДЮЦ «Фаворит» имеет невысокие результаты финансовой деятельности. Этот факт позволяет нам в будущем разработать новый вид платной услуги для улучшения финансового состояния учреждения.

Список литературы

  1. Андреева, И.А. (2019). Механизмы привлечения внебюджетных средств в дополнительное образование детей [Mechanisms for attracting extra-budgetary funds to children's additional education]. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, языки, лингвистика, 19(2), 6-14
  2. Герасимова, А.В. (2018). Опыт привлечения внебюджетных средств для развития системы дополнительного образования детей [Experience of attracting extra-budgetary funds for the development of the system of additional education for children]. Научный журнал КубГАУ, 143(09), 1-12
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2022) (с изм. и доп. от 06.08.2021) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант плюс»
  4. Словарь «Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003. — 895 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее