В условиях реформирования образования и экономической нестабильности в России, финансовое обеспечение образовательного процесса в дополнительном образовании становится крайне важным для поддержания его стабильности.
Системы образования все больше внедряют рыночные формы организации. Бюджеты крайне ограничены и не всегда доступны. В результате перед образовательными учреждениями встает новая задача: удовлетворение потребностей общества в дополнительных образовательных услугах. Выявление и учет потребностей различных категорий потребителей стали обязательным условием деятельности дополнительного образования.
Для большинства учреждений эффективной моделью является многоканальная, многоуровневая система финансирования, и другого способа не предлагается.
В этой модели, помимо бюджетных средств, поступающих от различных уровней образовательного учреждения, доход будет внебюджетным.
Внебюджетные средства - 1) денежные средства государства, не включаемые в государственный бюджет и используемые по определенному целевому назначению (например, государственный пенсионный фонд, фонд занятости, государственный страховой фонд);
2) средства, находящиеся в распоряжении учреждений и организаций, выделяемые не из федерального (местного) бюджета, а формируемые за счет других источников.[1]
Любое дополнительное учреждение имеет право получать внебюджетные средства, закрепленное Гражданским Кодексом РФ ст. 120 и Законами РФ «О некоммерческих организациях» и «Об образовании».[2]
Существуют несколько способов формирования внебюджетных средств:
- Оказание платных услуг сверх выполняемой нормы, рассчитанной государством,
- Сдача в аренду помещение и оборудования, закрепленного за учреждением,
- Безвозмездные перечисления юридических и физических лиц,
Использование внебюджетных средств не уменьшает объем финансирования образовательных учреждений на основе бюджетных критериев, выделяемых на одного ученика и на одного воспитанника по типам, видам и категориям учреждений.
Деятельность по привлечению и использованию внебюджетных средств подразделяется на основную и прочую. Основная основана на:
- Реализация одного или нескольких учебных программ,
- Реализация научно-методической деятельности,
- Обучение и обслуживание образовательного процесса.
Прочей деятельностью считается деятельность, приносящая доход учреждению, но не описанная в основной.
Внебюджетные средства подлежат налогообложению в установленном порядке, но их налоговый режим зависит от источника средств:[3]
- Так, средства от предпринимательской деятельности облагаются налогом с суммы, на которую доходы превышают расходы.
- Однако, например, налоговая база образовательных учреждений, оказывающих платные услуги, уменьшается на сумму, реинвестированную в образовательный процесс.
Важными факторами, определяющими направления и эффективность внебюджетной деятельности образовательного учреждения, являются его потенциальные возможности для осуществления различных видов такой деятельности. Эти возможности включают научно-методический потенциал, внутреннюю нормативную базу, общую политику в отношении внебюджетной деятельности, наличие лицензии и ее параметров, а также территориальное расположение учебного заведения.
Научно-методический потенциал влияет на привлечение средств через контракты на проведение учебно-методических работ, научных исследований и грантов.
Внутренняя нормативная база обеспечивает развитие различных видов внебюджетной деятельности, минимизацию финансовых и материальных потерь, сокращение организационного периода внебюджетной деятельности благодаря четкому пониманию порядка действий и ролей каждого работника.
Общая политика в отношении внебюджетной деятельности включает заинтересованность каждого работника в увеличении объема внебюджетных средств и их эффективном использовании, стабильность финансовых отношений между руководством и педагогическим коллективом, а также единство политики в отношении всех видов деятельности.
Наличие лицензии и ее параметров является необходимым условием для осуществления большей части внебюджетной деятельности. Она также определяет ограничения в виде пограничного контингента учащихся и потенциального объема сборов в учебные группы и на учебные мероприятия.
Территориальное расположение учебного заведения влияет на его внешние условия работы, такие как демографическая ситуация, объем рынка труда выпускников, уровень благосостояния населения, состояние экономики региона и его специализация, потребность экономики в образовательных услугах, структура образования в регионе, социальная мобильность населения и наличие конкурентных учебных заведений.
Анализ финансовых показателей
ДЮЦ «Фаворит» получает дополнительный доход от аренды активов и ведения дополнительной образовательной деятельности. Ниже представим состав и структуру доходов учреждения за период 2019-2021гг.
Таблица 1
Состав и структура внебюджетных доходов учреждения за 2019-2021гг.
Показатель |
2019г. |
2020г. |
2021г. |
Изменение 2021г. к 2019г. |
||||
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% |
|
Доходы, всего |
1252429 |
100,0 |
1405734,18 |
100,0 |
1355284,72 |
100,0 |
102855,72 |
0 |
доходы от аренды активов |
137647 |
11,0 |
280963,98 |
20,0 |
305130,84 |
22,5 |
167483,84 |
11,52 |
доходы от платных услуг |
781586 |
62,4 |
1124770,21 |
80,0 |
1050153,88 |
77,5 |
268567,88 |
15,08 |
прочие доходы |
333196 |
26,6 |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
-333196,00 |
-26,60 |
В соответствии с таблицей 1 можно сделать вывод о том, что основную долю в структуре внебюджетных доходов учреждения занимает доход от платных образовательных услуг. Его доля за анализируемый период выросла на 15,08% с 62,4% до 77,5%. Объем средств, полученных от платных услуг, составил в 2021г. 1 050 153,88 руб.
На протяжении 2020-2021гг. у учреждения отсутствовали прочие доходы.
Таким образом, основным источником получения внебюджетных средств является образовательная деятельность.
Таблица 2
Доходы от платных услуг, 2019-2021 гг.
Наименование учреждения образования |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Темп роста,2020г. к 2019г.% |
Темп роста,2021г. к 2020г.% |
Утверждено |
781586 |
1124770 |
1050154 |
143,9 |
93,4 |
Поступило |
781586 |
1124770 |
1050154 |
143,9 |
93,4 |
На основании таблицы 2 можно сделать вывод о том, что в 2020г. наблюдается увеличение доходов от платных услуг на 43,9% относительно показателя 2019г., однако в 2021г. ситуация меняется и отмечается снижение доходов от внебюджетной деятельности на 6,6%.
Основные источники поступления внебюджетных средств – это родительская плата за услуги учреждений в сфере обучения, прочие доходы.
ДЮЦ «Фаворит» имеет невысокие результаты финансовой деятельности. Этот факт позволяет нам в будущем разработать новый вид платной услуги для улучшения финансового состояния учреждения.
Список литературы
- Андреева, И.А. (2019). Механизмы привлечения внебюджетных средств в дополнительное образование детей [Mechanisms for attracting extra-budgetary funds to children's additional education]. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, языки, лингвистика, 19(2), 6-14
- Герасимова, А.В. (2018). Опыт привлечения внебюджетных средств для развития системы дополнительного образования детей [Experience of attracting extra-budgetary funds for the development of the system of additional education for children]. Научный журнал КубГАУ, 143(09), 1-12
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2022) (с изм. и доп. от 06.08.2021) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант плюс»
- Словарь «Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003. — 895 с.