Тестирование как метод повышения эффективности и объективности контроля знаний у обучающихся

Тестирование как метод повышения эффективности и объективности контроля знаний у обучающихся

Статья посвящена актуальной проблеме повышения эффективности и объективности контроля знаний у будущих учителей-логопедов.

Авторы публикации

Рубрика

Высшее образование

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 23 (25), август ‘21

Поделиться

Процесс развития современного общества требует повышения качества образования. Президент России В. В. Путин поставил задачу обеспечить всемирную конкурентоспособность российского образования и вывести Россию в десятку лучших стран по качеству образования к 2024 году. Такая планка задана в подписанном им указе от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». 

Качество образования зависит от полноты, оперативности, глубины и объективности контроля качества образовательного процесса, реализуемого образовательными организациями высшего образования. Изучение организации педагогического контроля показывает, что в практике образовательной организации преобладает репродуктивный контроль, при котором основным показателем успешности обучения является воспроизведение знаний. При переходе на компетентностную модель подготовки кадров такая система диагностики не является достаточной.

Углубляясь в историю проблемы, необходимо отметить, что данный вопрос получил широкое освещение во многих исследованиях, была осуществлена разработка инструментария диагностики качества знаний обучающихся [Беспалько 2006].

Однако до настоящего времени не в полной мере в исследованиях нашли отражение вопросы, связанные с диагностикой компетенций, в связи с переходом на современные Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, с внедрением новейших технологий обучения и контроля качества образования. Ориентация на Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования предполагает измерение качества образования, получение оценки уровня сформированности компетенций, что возможно, в том числе и через тестирование как средство дидактических измерений [ФГОС ВО 2014].

В настоящее время перед педагогической наукой и практикой стоит задача создания дидактических контрольных материалов, позволяющих получить квалиметрическую оценку уровней сформированности компетентности обучающихся [Сакаева 1997].

Таким образом, отчетливо обозначается задача профессиональной разработки контрольно-измерительных материалов нового поколения и внедрения их, наряду с традиционными формами педагогического контроля в практику работы образовательных организаций высшего образования.

Введение тестирования позволяет осуществить плавный переход от субъективных и во многом интуитивных оценок к объективным обоснованным методам оценки результатов обучения. Впрочем, как и любое другое педагогическое нововведение, этот шаг должен осуществляться на строго научной базе, опираясь на результаты педагогических экспериментов и научных исследований. Тестирование не заменяет классические методы педагогического контроля, а лишь в некоторой степени дополняет их. Однако и сам формат тестирования должен измениться. Необходимо осуществить переход от тестирования как репродуктивного контроля знаний к тестированию посредством заданий, позволяющих оценить сформированность компетенций студентов.

К достоинствам тестирования как метода контроля относятся: технологичность исследования, возможность хранить и сравнивать результаты контроля, а также выявлять причины образовательных дефицитов у студентов. Тестирование может выполнять различные функции. Например, при актуализации знаний для правильного решения тестового задания обучающимся может понадобиться ранее изученный материал, таким образом, тестирование позволяет выявить недочеты в знаниях. 

Тестовые методики позволяют выделять основное в рассматриваемой теме, обратить внимание обучающихся на важные теоретические аспекты в процессе первичного закрепления материала, могут предполагать реализацию как самостоятельной, так и коллективной форм работы, обсуждение наиболее трудных заданий, способствует активизации самоконтроля и рефлексии обучающихся на различных этапах освоения основной профессиональной образовательной организации.

На современном этапе развития системы специального (дефектологического) образования тема педагогического контроля в целом и тестирования в частности не становилась предметом специального исследования. Однако в работах Кукушкиной О.И. подчеркивается, что использование в специальном образовании средств, основанных на информационных технологиях, открывает возможность постановки новых дидактических задач, которые невозможно эффективно решить при помощи традиционных средств обучения [Кукушкина 2016].

Таким образом, тестирование как инструмент проверки знаний обучающихся по направлению 44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) Логопедия детей и взрослых», основными задачами которого является контроль и обобщение изученного материала, является эффективным при организации образовательного процесса. 

В ходе исследования нами была разработана модель формирования квалиметрической оценки качества знаний обучающихся по ОПОП специальное (дефектологическое) образование (рис. 1). 

 

Рисунок 1 - Модель формирования квалиметрической оценки качества сформированных компетенций у обучающихся по направлению 44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) Логопедия детей и взрослых»

Далее нами на основе исследований были выделены педагогические основы и составляющие оценки качества обучения по ОПОП по направлению 44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) Логопедия детей и взрослых».

В основе данной компетентности лежит «треугольник» целей, представленный в работах В. П. Беспалько [Беспалько 2006].

В рамках данного подхода под качеством обучения понимается качество функционирования вполне определенной системы образования, то есть степень достижения главной ее цели, заключающейся в достижении обучающимися нормативного (заданного) уровня сформированности компетенций, определенного ФГОС ВО. 

Технология обучения в исследовательской работе определяется как системное конструирование образовательного процесса, базирующегося на исходных ориентирах, диагностических целях, их содержания и контроля.

На рисунке 2 показана взаимосвязь трех блоков, а именно целей, педагогического контроля и технологии обучения (рис. 2).

 

Рисунок 2 - Педагогические основы оценки качества обучения по ОПОП высшего образования «Логопедия детей и взрослых» (Специальное дефектологическое образование)

На основании моделей, представленных в виде схем на рисунках 1 и 2, нами были определены возможности (ресурсы) тестирования как педагогической технологии оценки уровня сформированности компетенций у обучающихся по направлению 44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) Логопедия детей и взрослых».

Кроме традиционных тестовых заданий (единичного и множественного выбора ответа из ряда предложенных, заполнения текста с окнами, установления соответствия и упорядочения последовательности) нами смоделированы и апробированы форматы задач, сходных с кейсовыми методиками, однако, выполнение которых не предполагает длительного времени. 

Так после блока 1, предполагающего выполнение традиционных тестовых заданий, студентам предполагается выполнить задания блока 2, в структуру которых был включен просмотр короткого видеоролика и заполнение фрагмента речевой карты – собственно диагностической ее части, а также плана коррекционной работы.

Таким образом, такого рода задания позволяют оценить уровень сформированности следующих компетенций: ОПК-3 (ФГОС ВО); ПК-1; ПК-2; ПК-3 (общая характеристика ОП, формируемая образовательной организацией высшего образования). Взаимосвязь данных компонентов представлена на рисунке 3.  

 

Рисунок 3 – Профессиональные компетенции

Анализ результатов блока 1 и блока 2 позволяет сделать ряд выводов. Тестовые задания (блок 1) позволяют оценить исключительно знания в области логопедии, тогда, как для объективной оценки сформированности компетенций могут дать только результаты контроля, приближенные к условиям и реалиям профессиональной деятельности учителя-логопеда, а именно диагностика, состояние компонентов речевой деятельности, квалификация дефекта, заполнение речевой карты, анамнез проявлений речевой патологии и планирование коррекционной работы. 

Список литературы

  1. Беспалько В.П. Инструменты диагностики качества знаний учащихся // Школьные технологии. – 2006. – №2. – С.138-150.
  2. Кукушкина О.И. Формирование профессиональных компетенций дефектологов: инструменты нового поколения // Дефектология. – 2016. – № 6. – С. 3-12.
  3. Сакаева С.Р. Тестирование как метод повышения эффективности и объективности контроля знаний в общеобразовательной школе: На прим. шк. курса физики : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. – Ижевск. – 1997. – 21 с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary