Изменяющиеся события в мире и связанные с ними ограничения сильно повлияли на развитие образования – прекращено сотрудничество с зарубежными университетами, международными рейтинговыми компаниями и образовательными электронными платформами. Для укрепления фундамента высшего образования и повышения конкурентоспособности России на мировой арене в данной ситуации необходимо направить силы на поиск новых векторов развития в разных сферах жизнедеятельности, учитывая существующие возможности образования, и привлечь новые. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» цель России на ближайшие годы – вхождение в топ-10 стран по качеству образования и по количеству научных исследований и инновационных разработок.
На начало 2022 г. – до специальной военной операции – в рейтинг QS вошло 48 российских вузов, что было рекордным количеством за все годы и говорило о внушительном прорыве образовательной сферы в России. Данный факт подтверждает статистика прошлых лет, так как в 2020 г. в рейтинг данного агентства вошли 25 российских вузов, а в 2021 г. – 32 вуза. Если критерием сравнения будет выступать количество вузов страны, то Россию опережают только Великобритания, США, и Китай. В топ-100 лучших университетов мира 78-е место в рейтинге QS занимает Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ) с общей оценкой (65,6 баллов), после него среди российских вузов на 225-й позиции находится Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана с общим баллом – 36,2.
Лидирующие позиции среди вузов России в 2022 г. также занимает Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ), который находится на 158-м месте в мировом рейтинге. В сравнении с 2021 г. МГУ поднялся на 16 позиций. Кроме того, в 2018 г. этот университет возглавил список лучших исследовательских университетов Евразии [13].
В рейтинге ARWU лидерскую позицию среди вузов России также занимает МГУ, находясь на 97-м месте. В данном рейтинге Московский государственный университет также поднялся с 2021 г., но уже на 23 позиции.
Еще один важный показатель рассчитывается ООН – Education Index (Индекс уровня образования в странах мира). С 1980 г. раз в два года двумя организациями ООН – Программа развития ООН (ПРООН) и Институт статистики ЮНЕСКО – проводится расчет Education Index (соотношение грамотного взрослого населения к учащимся, получающим образование). Числовое значение минимального и максимального показателя равны 0 и 1, многие развитые страны стремятся к значению 0,9 и выше. В 2021 г. Россия в этом рейтинге занимала 23-е место, и по сравнению с 2020 г. наше положение упало на 2 позиции (21-я позиция) с показателем 0,823.
Подводя общий итог по всем рейтингам, можно отметить – Россия не занимает лидирующие позиции среди лучших университетов мира, что снижает статус и популярность российского высшего образования. Именно поэтому возрастает актуальность государственной задачи повышения конкурентоспособности отечественных вузов [10].
На отношение студентов по всему миру к российскому образованию может повлиять новость об отмене Болонской системы в России.
В начале нулевых предпосылками вступления России в Болонскую систему стали две задачи: повышение конкурентоспособности и качества высшего образования и поиск путей международного сотрудничества в сфере образования.
Данная система имела несколько преимуществ:
- увеличение мобильности российских студентов и преподавателей, так как это позволяло получить опыт обучения или преподавания за рубежом;
- переход на двухступенчатую систему образования;
- возможность получить образование в нескольких странах мира.
В апреле 2022 г. Россию исключили из Болонского процесса. Выход из Болонской системы может пошатнуть рейтинг российских вузов на мировом рынке, так как на сегодняшний день конкретных данных о создании собственной российской модели образования нет, однако отечественное образование не стоит на месте и развивается с каждым годом [3].
После выхода из Болонского процесса можно предположить несколько путей дальнейшего развития системы высшего образования в России:
1 Возврат к отечественной (советской) модели высшего образования, то есть к подготовке специалистов;
2 Продолжить готовить студентов по программам бакалавриата и магистратуры, а также специалитета. Такая практика наблюдалась во многих вузах страны и до выхода из Болонской системы образования.
3 Формирование и развитие собственной уникальной, национально ориентированной системы высшего образования.
Изменения российского рынок формируют такие тенденции:
1. Цифровизация образования
Одной из самых заметных тенденций является стремительная цифровизация. Пандемия COVID-19 подтолкнула учебные учреждения к внедрению онлайн-форматов, таких как видеолекции, онлайн-курсы и виртуальные классы. Образовательные платформы, такие как Coursera и Udemy, становятся все более популярными и в России, что приводит к возникновению новых форматов обучения.
2. Индивидуализация обучения
Адаптация учебных программ под индивидуальные потребности учащихся становится ключевым фокусом. Это включает в себя использование адаптивного обучения, когда технологии помогают настроить учебные материалы под уровень знаний и интересы каждого студента. Технологии искусственного интеллекта играют здесь важную роль, позволяя анализировать данные учащихся и предлагать персонализированные рекомендации.
3. Интеграция soft skills
С ростом автоматизации и внедрением ИТ в различные сферы, работодатели все чаще требуют от работников наличия так называемых "soft skills" — навыков межличностного общения, работы в команде, критического мышления и креативности. Образовательные учреждения начинают включать эти навыки в свои программы, проводя мастер-классы и тренинги.
4. Взаимодействие с бизнесом
Сотрудничество между образовательными учреждениями и бизнесом становится все более важным. Многие вузы стремятся интегрировать стажировки и практическое обучение в учебный процесс, позволяя студентам получать опыт работы еще до выпуска. Это не только повышает конкурентоспособность выпускников, но и обеспечивает предприятия квалифицированными кадрами.
5. Развитие дистанционного образования
Дистанционное обучение продолжает набирать популярность, предоставляя доступ к качественным образовательным ресурсам широкому кругу людей, независимо от их местоположения. Многие университеты предлагают полноценные дистанционные программы, что особенно актуально в условиях ограничений на передвижение. Это открывает новые горизонты для людей, которые не могут позволить себе традиционное образование.
6. Рост интереса к дополнительным образованиям
Параллельно с основными программами высшего и среднего образования, наблюдается рост спроса на курсы повышения квалификации и переподготовки. Это стремление к постоянному обучению связано с изменениями на рынке труда, где новые профессии и навыки требуют соответствующего образования.
7. Устойчивое развитие и экология
Современное образование все больше фокусируется на вопросах устойчивого развития и экологии. В программу обучения активно внедряются темы экологической устойчивости и ответственности, что формирует новое поколение ответственных граждан, готовых заботиться о планете.
Рынок образования в России находится на этапе динамичного развития, в котором цифровизация, индивидуализация и взаимодействие с бизнесом играют ключевую роль. Эти тенденции не только формируют новый подход к обучению, но и открывают множество возможностей для студентов, преподавателей и образовательных учреждений.
Список литературы
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Адамович, К.А. Образовательные траектории российских учащихся после 9-го класса в 2000-2017 гг.: типы региональных ситуаций и предикторы различий / К.А. Адамович // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2022. – №1. – С. 116-142
- Асриев, С.А. Анализ основных смыслов Болонской системы образования и их последствий для российского образования / С.А. Асриев, И.Ю. Тимофеева // Военно-правовые и гуманитарные науки Сибири. – 2023. – № 3(17). – С. 57-65
- Видякин, Ю.Ю. Выход России из Болонского процесса: стратегия обновления высшего образования / Ю.Ю. Видякин, Н.П. Тропникова // Тенденции развития науки и образования. – 2023. – №98-1. – С. 46-50
- Воронова, Е.М. Актуальные тенденции развития образования в мире и России / Е.М. Воронова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – №3. – С. 58-67
- Габдрахманов Н.К., Никифорова Н.Ю., Лешуков О.В. «От волги до Енисея...»: образовательная миграция молодежи в России / Н.К. Габдрахманов, Н.Ю. Никифорова, О.В. Лешуков // Современная аналитика образования. – 2019. – №5 (26). – С. 4-42
- Габдрахманов, Н.К. Образовательная миграция молодежи и оптимизация сети вузов в разных по размеру городах / Н.К. Габдрахманов // Вопросы образования. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – №2. С. 88-116
- Гаврилина, А.А. Создание стартапа: от идеи до реализации / А.А. Гаврилина. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 384 с.
- Григорьева, А.В. Старт-ап 2019: Практическое руководство для студентов и молодых специалистов" / А.В. Григорьева. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 448 с.
- Козлов, Д.И. Эволюция образовательных технологий в условиях глобализации: основные тенденции и перспективы / Д.И. Козлов // Педагогическое образование в России. – 2019. – №5. – С. 88-97
- Кондрашова, Е.В. Мнение субъектов дошкольного образования о качестве дошкольного образования в России / Е.В. Кондрашова // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – №10. – С. 182-188
- Литвинов, В.А. О современных тенденциях реформирования образования в России / В.А. Литвинов // Вестник Уфимского юридического института МВД России. – 2024. – №1 (103). – С. 186-192
- Мартышенко, Н.С. Развитие концепции внутреннего маркетинга вуза / Н.С. Мартышенко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – №11 (ноябрь). – С. 126-132
- Палий, М.А. Болонская система образования в России – «за» или «против»? / М.А. Палий // Проблемы когнитивного и функционального описания русского и болгарского языков. – 2023. – Т. 3, №17. – С. 43-59
- Панкрухин, А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании: учебное пособие / А.П. Панкрухин. – Москва: Интер-пракс, 2005. – 240 с.
- Попов, Е.Н. Услуги образования и рынок / Е.Н. Попов // Российский экономический журнал. – 2007. – № 6 – с. 43-49
- Федоров, А.И. Мировые тренды в сфере образования: анализ и перспективы / А.И. Федоров // Педагогический журнал. – 2018. – №4. – С. 63-71
- Эбзеева, Ю.Н. Повышение конкурентоспособности образования России на международном уровне / Ю.Н. Эбзеева, Л.Н. Гишкаева // Logos et Praxis. – 2023. – Т. 22, №1. – С. 62-72