Особенности адаптационных возможностей и вегетативного статуса организма студентов

Особенности адаптационных возможностей и вегетативного статуса организма студентов

Студенты составляют особую социальную группу населения, которая выделяется не только по возрасту, специфическим условиям труда, быта и отдыха, но и как группа повышенного риска вследствие высокого психоэмоционального напряжения [1, 5]. Адаптация к комплексу новых требований, специфичных для высшей школы, протекающей на фоне быстрого взросления и становления личности, т.е. во время очередного критического периода в развитии человека, требует значительного напряжения компенсаторно – приспособительных механизмов всех систем организм. Как справедливо отмечают Н. А. Агаджанян и сотрудники [1], исследователи до сих пор еще недостаточно уделяют внимание изучению особенностей адаптивных сдвигов в организме студентов по сравнению с их сверстниками из других социальных групп.

Авторы публикации

Рубрика

Высшее образование

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 28 (30), сентябрь ‘21

Поделиться

Целью настоящей работы явилось изучение состояния сердечно – сосудистой системы студентов с применением расчетных показателей адаптационного потенциала и вегетативного индекса Кердо. Уровень психоэмоционального напряжения определяется с помощью анкет Холмса

    • Раге и шкалы Шеффера. Обследовано 39 студентов, родившихся и проживающих в Архангельской области и обучавшихся в университете в течение двух лет. Ежегодно обследование всех студентов проводилось перед сессией, во время сессии, после каникул и в середине семестра [5].

Из разнообразных методов определения адаптационной способности организма в наших условиях наиболее доступным и информативно – показательным является расчетный метод, впервые предложенный Р. М. Баевским [2] для определения адаптационного потенциала (АП) организма у космонавтов по основным параметрам функционального состояния сердечно – сосудистой системы – частоте сердечных сокращений, величинам систолического и диастолического артериального давления крови. Известно, что именно эти показатели гемодинамики являются универсальными индикаторами адаптационных процессов в организме, по которым можно прогнозировать не только его функциональное состояние, но и дальнейшее развитие основных функциональных систем [2].

Наше исследование показало, что диапазон колебаний АП у большинства обследуемых студентов во всех периодах обследования находится в пределах от 2,12 (в середине семестра) до 2,65 единиц (в период сессии), что свидетельствует о напряжении процесса адаптации в течение всего учебного года. Во время сессии у 17,1% студентов отмечается неудовлетворительная адаптация от 3,0 до 4,1 единиц. Отметим, что даже после каникул АП составил в среднем свободный от занятий, студенты не смогли полноценно отдохнуть [4].

Анализ частоты пульса – одного из самых лабильных показателей сердечно – сосудистой системы, определяемого в период сессии и остаются на высоком уровне даже после каникул.

Сердечно – сосудистая система активно участвует в процессах адаптации к новым условиям жизнедеятельной, подвергаясь существенному влиянию вегетативной нервной системы. Преобладание симпатических или парасимпатических влияний отражается на состоянии миокарда [4]. Оценка соотношения вегетативных влияний на функциональное состояние миокарда осуществлялось по расчетному индексу Кердо (ВИК). Наиболее высокие показатели ВИК отмечаются в период зимней сессии и достигают в среднем по группе 19,48 ± 5,23, сто свидетельствует о преобладании симпатической регуляции сердечно – сосудистой системы у 88,6% студентов. У остальных (11,4%) ВИК имел отрицательные значения, свидетельствующие о преобладании парасимпатических влияний. Симпатический отдел обеспечивает экстренный режим работы сердечно – сосудистой системы, приводящего к физиологической напряженности организма. Высокие положительные значения ВИК свидетельствуют о наличии стресса у большинства студентов и чрезмерной физиологической мобилизации организма. Доминирование парасимпатической направленности регуляции отражает снижение адаптационных и компенсаторных возможностей организма [3].

Анализ результатов проведенного анкетирования студентов по шкале Холса – Раге показала, что у 35% студентов, обследованных во время сессии, имеют риск развития физической реакции на стресс 3:1, у 31% этот риск увеличивается до 80%, для остальных характерны признаки хронического стресса. По шкале Шеффера почти все студенты (за исключением 1) отмечают у себя признаки хронического стресса [4].

Полученные нами результаты свидетельствуют о том, что в процессе адаптации к обучению в университете в организме большинства обследуемых не произошло перехода на новый гомеостатический уровень, а продолжается стабилизация деятельности основных физиологических систем. На наш взгляд, одной из неблагоприятных причин дезадаптационных процессов в организме студентов являются процессы десинхронизации биоритмов, вызванные нерационально организованным расписанием занятий и в целом режимом дня, режимом труда и отдыха, режимом питания, с другой стороны, многие студенты вынуждены работать, что тоже является одной из причин десинхроноза [4,5].

Список литературы

  1. Агаджанян Н. А., Радыш И. В, Шахвар Дурре. Особенности адаптации индийских студенток к условиям средней полосы России // Экология человека. – 1989. - №2. – С. 21-25.
  2. Баевский Р. М. Оценка и классификация уровня здоровья с точки зрения теории адаптации //Вестник АМН СССР. – 1989. - №8. – Сэ 74-78.
  3. Вейн А. М., Вознесенская Т. Г., Голубева В. Л. и др. Заболевания вегетативной нервной системы / под ред. А. М. Вейна. М.: Медицина, 1991.– 624 с.
  4. Кмить Г. В., Рублева Л. В. Влияние типа вегетативной регуляции сердечной деятельности на функциональное состояние миокарда у детей 5- 7 лет //XVIII съезд физиол. об – ва им. И. П. Павлова: Тез. докл. – Казань, М.: ГЭОТАР – МЕД, 2001. – С. 527.
  5. Неверов В. Н. Динамика наркоугрозы среди студентов в течение последнего десятилетия //Экология человека. – 2002. №1. – С. 9-10.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary