«ФОРМИРОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ»

«ФОРМИРОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ»

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

525

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 18 (116), Май ‘23

Дата публикации 13.05.2023

Поделиться

В настоящее время все чаще встречаются нарушения речи, которая основана на множества факторов. Диагностика и первое лечение ребенок получает в дошкольном возрасте. Как правило, наиболее эффективным при нарушении функций мышц артикуляционного аппарата является развитие артикуляционной моторики, которая пробуждает функции речи, а системное повторение формирует правильную речевую активность.

Дизартрия определяется как нарушение артикуляции речи, в то время как анартрия - это полная неспособность четко выговаривать слова. Инициация, контроль и координация движений артикуляционных мышц зависят от нормального развития и функционирования определенных частей двигательных зон полушарий головного мозга и от комплексного действия верхних двигательных нейронов, базальных ганглиев и мозжечка. Кортикальное представление артикуляции находится в нижней части задней лобной области обоих полушарий головного мозга. При нормальной артикуляции произносятся различные типы фонем не только с помощью артикуляционных мышц, но и за счет изменения воздушного потока. Фонация - это воспроизведение голосовых звуков в результате прохождения потоков воздуха через гортань. Осмысленная речь связана со способностью мыслить, формулировать суждения, выбирать слова и строить предложения. Дизартрия также может быть вызвана первичными мышечными заболеваниями, поражающими суставные мышцы.

Нарушения двигательной речи связаны с отключением между мозгом и физическими речевыми механизмами. Люди с двигательными нарушениями речи испытывают трудности с контролем или координацией мышц, которые используются для речи. Эти мышцы расположены на лице, гортани и языке.

Лечение дизартрии направлено на укрепление мышц, используемых для произнесения речи. Лечение дизартрии может также включать упражнения, направленные на усиление голосовой и дыхательной поддержки для произнесения речи, а также упражнения, направленные на то, чтобы сделать речь более точной. Некоторые методы лечения дизартрии помогают людям изменить темп своей речи.

Как у детей, так и у взрослых лечение двигательных речевых расстройств часто фокусируется на том, чтобы говорить с нормальной скоростью, используя нормальный ритм, который легче понять слушателям.

Логопедия, более конкретно артикуляционная терапия, - это вмешательство, проводимое логопедом-патологоанатомом, чтобы помочь человеку правильно произносить звуки своего языка.

Все, начиная от терапевтических техник и заканчивая написанием целей, техниками подачи подсказок и упражнениями для домашней практики, индивидуально и довольно сильно отличается в зависимости от оценки нарушения речи у ребенка.

Выбор способа продвижения по выбранным целям также требует некоторого рассмотрения. Ниже приведены распространенные, основанные на исследованиях планы лечения нарушений артикуляции.

- Вертикаль: Работайте над 1-2 звуками, пока ребенок не достигнет мастерства (обычно 80% на уровне предложения). После освоения выбираются новые цели. Интенсивная/целенаправленная практика.

- Горизонтальный: Для одновременного прослушивания выбирается несколько звуков. Все звуки могут обрабатываться, а могут и не обрабатываться во время каждого сеанса. Больше возможностей для прослушивания всех необходимых звуков.

- Циклический подход: сочетание как вертикального, так и горизонтального подходов. Дочерний элемент циклически проходит по выбранным целям.

Ниже приведены различные артикуляционные вмешательства. Многие терапевты будут использовать комбинацию подходов.

1. Контекстуальное использование: Окружающие звуки в слове используются для того, чтобы помочь выявить целевой звук.

2. Контрастная терапия /Минимальные пары Минимальные пары - это 2 слова, которые отличаются только одним звуком или признаком (например, спина против стойки).

3. Натуралистическое вмешательство для улучшения разборчивости речи: Терапия проводится во время естественной деятельности, в которую обычно играет ребенок. Здесь нет прямого обучения или подсказок. Ошибки ребенка исправляются логопедом.

4. Слуховая бомбардировка: Слуховая бомбардировка - это разновидность тренировки восприятия звуков речи. Это включает в себя ознакомление ребенка с целевыми звуками путем многократного повторения в различных контекстах.

5.Задачи на идентификацию: Это также один из видов тренировки восприятия звуков речи. Ребенку предъявляются правильные и неправильные варианты воспроизведения целевого звука, и ребенок определяет, какие из них правильные, а какие неправильные.

6. Комплексный подход: Этот относительно новый подход в первую очередь нацелен на сложные звуки. Если вам нужны дополнительные советы о том, как настроить таргетинг на кластеры, нажмите здесь.

Таким образом, в настоящее время существует множество методик и практик артикуляционной  моторики направлено на активацию функций артикуляционного аппарата дошкольника. Применение артикуляционной моторики должно основывается на постоянстве и комплексном подходе для выстраивания функций и пробелов в мышечной и функциональных уровнях сформированности речевой функции у дошкольника.      

Список литературы

  1. Анищенкова, Елена Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников / Елена Анищенкова. - М.: "Издательство АСТ", 2006. - 345 c.
  2. Овчинникова, Т. С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду / Т.С. Овчинникова. - М.: Каро, 2009. - 186 c
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее