Дизартрия определяется как нарушение артикуляции речи, в то время как анартрия - это полная неспособность четко выговаривать слова. Инициация, контроль и координация движений артикуляционных мышц зависят от нормального развития и функционирования определенных частей двигательных зон полушарий головного мозга и от комплексного действия верхних двигательных нейронов, базальных ганглиев и мозжечка. Кортикальное представление артикуляции находится в нижней части задней лобной области обоих полушарий головного мозга. При нормальной артикуляции произносятся различные типы фонем не только с помощью артикуляционных мышц, но и за счет изменения воздушного потока. Фонация - это воспроизведение голосовых звуков в результате прохождения потоков воздуха через гортань. Осмысленная речь связана со способностью мыслить, формулировать суждения, выбирать слова и строить предложения. Дизартрия также может быть вызвана первичными мышечными заболеваниями, поражающими суставные мышцы.
Нарушения двигательной речи связаны с отключением между мозгом и физическими речевыми механизмами. Люди с двигательными нарушениями речи испытывают трудности с контролем или координацией мышц, которые используются для речи. Эти мышцы расположены на лице, гортани и языке.
Лечение дизартрии направлено на укрепление мышц, используемых для произнесения речи. Лечение дизартрии может также включать упражнения, направленные на усиление голосовой и дыхательной поддержки для произнесения речи, а также упражнения, направленные на то, чтобы сделать речь более точной. Некоторые методы лечения дизартрии помогают людям изменить темп своей речи.
Как у детей, так и у взрослых лечение двигательных речевых расстройств часто фокусируется на том, чтобы говорить с нормальной скоростью, используя нормальный ритм, который легче понять слушателям.
Логопедия, более конкретно артикуляционная терапия, - это вмешательство, проводимое логопедом-патологоанатомом, чтобы помочь человеку правильно произносить звуки своего языка.
Все, начиная от терапевтических техник и заканчивая написанием целей, техниками подачи подсказок и упражнениями для домашней практики, индивидуально и довольно сильно отличается в зависимости от оценки нарушения речи у ребенка.
Выбор способа продвижения по выбранным целям также требует некоторого рассмотрения. Ниже приведены распространенные, основанные на исследованиях планы лечения нарушений артикуляции.
- Вертикаль: Работайте над 1-2 звуками, пока ребенок не достигнет мастерства (обычно 80% на уровне предложения). После освоения выбираются новые цели. Интенсивная/целенаправленная практика.
- Горизонтальный: Для одновременного прослушивания выбирается несколько звуков. Все звуки могут обрабатываться, а могут и не обрабатываться во время каждого сеанса. Больше возможностей для прослушивания всех необходимых звуков.
- Циклический подход: сочетание как вертикального, так и горизонтального подходов. Дочерний элемент циклически проходит по выбранным целям.
Ниже приведены различные артикуляционные вмешательства. Многие терапевты будут использовать комбинацию подходов.
1. Контекстуальное использование: Окружающие звуки в слове используются для того, чтобы помочь выявить целевой звук.
2. Контрастная терапия /Минимальные пары Минимальные пары - это 2 слова, которые отличаются только одним звуком или признаком (например, спина против стойки).
3. Натуралистическое вмешательство для улучшения разборчивости речи: Терапия проводится во время естественной деятельности, в которую обычно играет ребенок. Здесь нет прямого обучения или подсказок. Ошибки ребенка исправляются логопедом.
4. Слуховая бомбардировка: Слуховая бомбардировка - это разновидность тренировки восприятия звуков речи. Это включает в себя ознакомление ребенка с целевыми звуками путем многократного повторения в различных контекстах.
5.Задачи на идентификацию: Это также один из видов тренировки восприятия звуков речи. Ребенку предъявляются правильные и неправильные варианты воспроизведения целевого звука, и ребенок определяет, какие из них правильные, а какие неправильные.
6. Комплексный подход: Этот относительно новый подход в первую очередь нацелен на сложные звуки. Если вам нужны дополнительные советы о том, как настроить таргетинг на кластеры, нажмите здесь.
Таким образом, в настоящее время существует множество методик и практик артикуляционной моторики направлено на активацию функций артикуляционного аппарата дошкольника. Применение артикуляционной моторики должно основывается на постоянстве и комплексном подходе для выстраивания функций и пробелов в мышечной и функциональных уровнях сформированности речевой функции у дошкольника.
Список литературы
- Анищенкова, Елена Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников / Елена Анищенкова. - М.: "Издательство АСТ", 2006. - 345 c.
- Овчинникова, Т. С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду / Т.С. Овчинникова. - М.: Каро, 2009. - 186 c