Актуальность коррекционно-логопедической работы по предупреждению нарушений чтения и письма у старших дошкольников со стёртой формой дизартрии

Актуальность коррекционно-логопедической работы по предупреждению нарушений чтения и письма у старших дошкольников со стёртой формой дизартрии

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

309

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 5 (103), Февраль ‘23

Поделиться

Актуальность коррекционно-логопедической работы по предупреждению нарушений чтения и письма у старших дошкольников со стёртой формой дизартрии в рамках речевого комплеса с логопедическим массажем в курсе обучения чтению дошкольников  и необходимости реализации  комплекса речевой гимнастики с логопедическим масажем вклюённого в курс обучения чтению дошкольников.

Предупреждение нарушений письма и чтения у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями является одним из актуальных направлений коррекционной работы в системе дополнительного дошкольного образования. Важность разработки комплексного диагностического инстументария для этого направления обосновывается необходимостью оказания своевременной помощи детям, испытывающим трудности в процессе дошкольного обучения чтению и письму, а далее трудности в обучении чтению и письму в школе. По данным современных исследований, у школьников, имеющих нарушения чтения и письма, при комплексном обследовании во многих случаях обнаруживается комплекс симптомов, характерный для стертой формы дизартрии.

Стертая дизартрия – легкие расстройства фонетического и просодического компонентов речи, обусловленные негрубым нарушением иннервации артикуляторных органов. Для речевого дефекта характерна нечеткая артикуляция, искажение звуков нескольких фонетических групп, сложности автоматизации, маловыразительная речь.

Особенностью стертой дизартрии является невыраженность симптомов, поэтому болезнь так и называется. Характерна нечеткая артикуляции вследствие нарушения моторики, искажение некоторых звуков. Обращают на себя внимание отсутствие интонации и невыразительная речь, сложность автоматизации. Клиническая картина в зависимости от зоны поражения может различаться: у одного ребенка преобладает фонетический дефект, у другого — просодический, у третьего — оба компонента присутствуют в равном объеме. Своевременная диагностика этого вида дизартрии позволяет начать коррекцю речи до поступления ребёнка в школу на этапе специального(дополнительного) образования в процессе обучению чтению и письму.

Эксперимент проводился на базе МБДОУ Детский сад  50 в средней  группе. Первый год обучения чтению и письму по курсу “По дороге к Азбуке” В эксперименте участвовали дети с нарушениями речи и нормотипичные дети.

Курс обучения чтению и письму “По дороге к Азбуке” рассчитан на 2 года.

Со слов логопеда, детьми с нарушениями речи курс усваивается сложнее, иногда не усваивается совсем. Дети с которыми проводилась экспериментальная диагностика, посещают курс в количестве  15 человек. Из них 5 детей с речевыми нарушениями. 10 детей нормотипичные.

Цель: выявить сложности которые могут возникнуть на определенных этапах обучения чтению и письму, опираясь на разные диагностические методики из дефектологии и логопедии, направленные на выявление стёртой дизартрии у дошкольников а так же опробировать тематический комплекс речевой гимнастики разработанный для курса обучения чтению с индивидуальным логопедическим массажем.

Исходя из этого, экспериментальная работа была проведена с опорой на методики, рекомендуемые Л.В. Лопатиной, Г.В. Дедюхиной (состояния артикуляционной и мимической моторики детей со стертой дизартрией), методики Е. Ф. Архиповой диагностика сформированности фонематического слуха у детей со стертой формой дизартрии, диагностические методики  Лопатиной Л.В. Соботович Е. Ф. Архиповой Е.Ф.

Анализ результатов исследования показал, что у детей с речевыми нарушениями, а именно с признаками стёртой дизартрии артикуляционная моторика характеризуется замедленными, неловкими, скованными, недифференцированными движениями. При попытке воспроизвести гласные звуки и повторить артикуляционную позу, наблюдаются сложности. Следовательно, при обучении чтению на этапе знакомства с гласными звуками их произнесением возникнут проблемы, так же могут наблюдаться сложности в воспроизведении слогов. Поэтому необходимы дополнительные коррекционные упражнения. Наблюдалась неспособность некоторых из детей воспроизвести согласные звуки. В отличие от нормотипичных детей, у детей со стертой формой дизартрией выявляются патологические симптомы в мимике и в артикуляционном отделе периферического речевого аппарата. Все двигательные патологические симптомы у них проявлялись в неярко выраженной степени. Наиболее ярко моторная недостаточность проявлялась при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями.У детей со стертой формой дизартрии недостаточно развита кинестетическая и кинетическая основа движений, а это значительно осложняет процес обучения чтению и письму.

Все дошкольники со  стертой формой дизартрии допускают большое количество ошибок, характер которых свидетельствует о недостаточности фонематического восприятия, что при отсутствии комплексной коррекционной работы может вызвать трудности при обучении чтению.

Имеющиеся нарушения моторных функций у дошкольников со стертой формой дизартрии, обусловлены несформированностью их согласованной деятельности. Недостаточная сформированность мелкой моторики в дальнейшем может вызвать сложности в обучении письму. Необходима коррекционная методика.

Все вышеизложенные методы показывают необходимость комплексной коррекционно-логопедической работы.

Автором разработан комплекс речевых гимнастик к дополнительной общеобразовательной и общеразвивающей программе речевой направленности для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет. Курс называется «По дороге к Азбуке». В речевой комплекс для детей со стёртой формой дизартрии был включён логопедический массаж.

Комплекс речевых гимнастик разработан в дополнение к общеразвивающей программе «По дороге к Азбуке» (программа обучению чтению и письму дошкольников). Комплекс игр направлен на коррекцию и развитие речевого дыхания, артикуляции, выразительности речи, а так же развитие мелкой моторики и координации движений. Стоит отметить важность лоопедического массажа. Логопедический массаж для детей с  дизартрией   оказывает не только местное положительное воздействие, но и благотворно влияет на весь организм в целом. Он улучшает работу мышечной, кровеносной, дыхательной и нервной систем, способствует ускорению циркуляции крови и стимулирует обмен веществ.

Актуальность  разработанного комплекса определяется потребностями участников образовательных отношений (родителей воспитанников и их законных представителей). По итогам проведенного анкетирования 90% респондентов выразили желание получить образовательную услугу по освоению данной образовательной программы с дополнительным комплексом игр, направленных на коррекцию и развитие речевого дыхания, артикуляции, выразительности речи а так же развитие мелкой моторики и координации движений.

Задачи речевого комплекса:

Обучающие:

- формировать мотивацию у детей старшего дошкольного возраста с признаками стёртой дизартрии к  речевой активности;

- формировать и закреплять  умение правильного речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с признаками стёртой дизартрии;

- формировать и закреплять посредством артикуляционных гимнастик  правильную артикуляцию в процессе знакомства со звуками русского языка в рамках программы у детей старшего дошкольного возраста с признаками стёртой дизартрии;

- формировать и закреплять выразительность речи посредством тематических игр, представленных в комплексе у детей старшего дошкольного возраста с признаками стёртой дизартрии;

- формировать и развивать мелкую и общую моторику у детей старшего дошкольного возраста с признаками стёртой дизартрии, а так же общую координацию движений посредством тематических игр и упражнений, представленных в комплексе.

Развивающие:

- развивать речевую активность  детей старшего дошкольного возраста с признаками стёртой дизартии;

- развивать коммуникативные навыки у детей с признаками стёртой дизартрии;

- развивать организованность, самостоятельность, внимательность, аккуратность, усидчивость, терпение, взаимопомощь, нацеленность на результат;

- развивать мелкую моторику рук детей, воображение, речь; логическое, пространственное, техническое мышление, умение сформулировать и выразить выразить свою мысль.

Воспитательные:

- воспитывать культуру поведения детей в коллективе, чувство сотрудничества при выполнении совместных заданий (в паре, в микрогруппе);

- воспитывать у детей трудолюбие, усидчивость, культуры общения, а так же ответственность за результат своего труда.

Задачи индивидуального логопедического массажа:

– нормализовать мышечный тонус;

– стимулировать положительные кинестезии;

– формировать качественные артикуляционные движения (точность, объём,переключаемость и др.);

– увеличивать силы мышечные сокращения;

– активизировать тонкие дифференцированные движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения.

За полчаса до занятия выполняется логопедический массаж.

Структура речевого комплекса состоит из трёх частей.

1. Тематическая гимнастика для дыхания. Гимнастика соответствует изучаемой теме занятия Результатом гимнастики служит развитие у ребенка правильного речевого дыхания, постановка различных видов  дыхания.

2. Тематическая артикуляционная гимнастика

Результатом проводимой работы является укрепление мышц  артикуляционных   органов, развитие их силы и дифференцированности движений.

3. Тематическая речевая логопедическая игра. Применение речевых логопедических игр способствует выработке правильного произношения, развитию речи, формирует у ребенка потребность в овладении речью и является эффективным средством подготовки детей к обучению чтению.

Форма такой работы очень продуктивна и интересна для детей дошкольного возраста.

Отличительная особенность комплекса игр к программе «По дороге к Азбуке» в том, что данный комплекс игр ориентирован прежде всего на детей старшего дошкольного возраста с признаками стёртой дизартрией и нормотипичных детей : учтена специфика возрастных особенностей развития детей, сензитивность данного возрастного периода, психических новообразований, взаимосвязи с ведущими направлениями их развития в контексте ФГОС дошкольного образования.

Кроме того, отличительными особенностями данного комплекса от имеющихся аналогов является то, что каждый элемент комплекса привязан к тематике занятия.

Методологической основой для разработки комплекса, используемого в программе являются следующие подходы и концепции: реализация коррекционной работы с детьми, имеющими признаки стёртой дизартрии в рамках программы дополнительного образования “По дороге к Азбуке”; простота и доступность игр; смысловой и связью упражнеий с темой каждого занятия; использование системно-деятельностного подхода, творческая организация образовательного процесса, использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности.

По итогам проведённых занятий в течение трёх месяцев с использованием речевого комплекса с применение логопедического массажа было отмечена положительная динамика как у детей со стёртой формой дизартрии, так и у нормотипичных детей.

В результате освоения речевого  комплекса в рамках программы по истечении трёхмесячного обучения с периодичностью занятий один раз в неделю, у детей со стёртой формой дизартрии наблюдалась значительная положительная динамика по следующим параметрам:

- речевое дыхание при произнесении звука, слога, слова, фразы;

- правильная артикуляция при произнесении некоторых звуков, слогов, слов, которые вызывали значительные затруднения до работы по речевому комплексу;

- дети научились легко различать высоту, силу и тебр голоса в произносимой фразе и появилось умение повторять самостоятельно фразу по заданию в определённой интонации;

- так же улучшились коммуникативные навыки, навыки сотрудничества и взаимопомощи в совместной деятельности со сверстниками и взрослым.

Список литературы

  1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 234 с.
  2. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. - М.:АСТ:Астрель, 2008. - 123 с
  3. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2010.
  4. Воробьева, Т. А. Артикуляционная гимнастика / Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. - М.: Литера, 2016. - 957 c
  5. Копылова С. В. Коррекционная работа с детьми с дизартрическими расстройствами речи. //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2006. - № 3. - с. 63-65.
  6. Косинова Е. М. Логопедические игры и упражнения для формирования правильной речи у детей. Москва, изд. Махаон, 2021 .С 104.
  7. Лопатина, Л. В. Изучение и коррекция психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами / Л. В. Лопатина. — Текст : непосредственный // Дефектология. — 2003. — N° 5. — С. 45—51.
  8. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: учеб. пособие / Под ред. Е.А. Логиновой. - СПб.: Издательство «Союз», 2005. - 192 с
  9. Лопатина, Л.В. Особенности моторных функций у дошкольников со стертой формой дизартрии.
  10. Овчинникова, Т. С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду / Т.С. Овчинникова. - М.: Каро, 2009. - 186
  11. Соботович, Е.Ф. Проявление стертых форм дизартрии и методы ихдиагностики. [Текст] /Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская // Дефектология. -2014.- № 4. -с. 31−35.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее