«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ»

«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ»

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

41

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 18 (116), Май ‘23

Дата публикации 13.05.2023

Поделиться

Современные условия экологии и глобализации оказывают значительное влияние на формирование нарушение речи у детей. Нарушение речи у детей, как правило, выявляются в дошкольном возрасте, когда при применении корректирующих методик позволяет исправить речевые нарушения или свести их к минимуму. Дизартрия представляет собой одно из наиболее части встречающихся речевых нарушений, связанных с нарушением функций иннервации мышц артикуляционного аппарата. Артикуляционная моторика позволяет натренировать и восстановить функции иннервации мышц артикуляционного аппарата. В статье отражены результаты педагогического эксперимента применения методики артикуляционной моторики с детьми с псевдобульбарной дизартрией.

Дизартрия - это нарушение звукоподражания двигательной речи, возникающее в результате нервно-мышечной слабости, паралича или нарушения координации мышц, необходимых для произнесения речи. Речь ребенка может быть невнятной или искаженной, а разборчивость речи может варьироваться в зависимости от степени неврологической слабости.  Существует несколько типов детской дизартрии с различными характеристиками. У ребенка может быть слишком высокий тонус (спастичность) или слишком низкий тонус (гипотоничность).  Поражаются мелкие двигательные движения, которые контролируют дыхание, фонацию (движение голосовых связок во время речи), резонанс (назальность) и артикуляцию (губы, щеки, горло, брюшная полость и гортань). В дополнение к артикуляционным ошибкам различной степени тяжести у детей с дизартрией могут наблюдаться просодические ошибки (мелодичность речи) из-за трудностей с изменением высоты тона и громкости, а также замедленного темпа речи. Гиперназальность (неуместная утечка воздуха в нос во время речи) часто отмечается у детей с дизартрическим типом речи.

Фактические данные подтверждают, что принципы моторного обучения могут быть связаны с повышением разборчивости речи, точности артикуляционных движений, а также качества и четкости голоса у детей с дизартрией средней и тяжелой степени”.

Нарушение звукового сопровождения речи, которое влияет на произнесение отдельных звуков (например, «кролик", "губа"), называется нарушением артикуляции.

Лечение артикуляционных ошибок может проводиться с использованием “традиционного” подхода к артикуляционной терапии.  Это может начаться с тренировки слуха, чтобы слышать правильные звуки, техники достижения правильных звуков, произнесения новых звуков изолированно, затем слогов, слов и фраз и, наконец, с обобщения, когда ребенок сможет использовать свое недавно приобретенное звуковое мастерство в ситуациях за пределами терапевтического кабинета.

При проведении констатирующего эксперимента использовались адаптированные методики:

  • обследование звукопроизношения (Архипова А. Ф.);
  • обследование динамической артикуляционной моторики (Трубникова Н. М.);
  •  обследование динамической артикуляционной моторики (Архипова А. Ф.);
  • обследование кинетического праксиса (Трубникова Н. М.);
  • обследование кинетического праксиса (Архипова А. Ф.);
  • обследование кинестетического орального праксиса (Архипова А. Ф.). 

Эксперимент проводился индивидуально, в первую половину дня, в удобное для детей время. При обследовании соблюдались все санитарно-гигиенические процедуры, мебель, дидактический материал и игры подобраны по возрасту и безопасны для детей. Обследование проводилось в кабинете логопеда в тихой и спокойной атмосфере в игровой форме с учетом индивидуальных психолого-педагогических особенностей детей. Оборудование для обследования: зеркало, набор картинок (по методики А. Ф. Архиповой).

В эксперименте принимало участие 20 детей шести лет с речевым заключением ОНР III уровня у ребенка с псевдобульбарной дизартрией.

Подготовительный этап констатирующего исследования включал в себя сбор анамнеза, который был собран у родителей путем анкетирования, переданный через логопеда детского сада.

Оценка сформированной артикуляционной моторики показала, что ни у одного ребенка с псевдобульбарной дизартрией не сформирована артикуляционная моторика полностью. Наблюдается отклонения разного характера: в правильном определении поз, темпе выполнения движений, длительности удержания позы, точности выполнения движений, повторении артикуляционной позы по образцу, симметричности поз относительно центральной ости лица.

Рис.1 Уровни сформированности артикуляционной моторики

 

 

 

Ошибки включают замены, пропуски, дополнения и повторы. Склонность к пропускам в исходном положении (трудности с достижением первоначальных артикуляционных конфигураций).     Ошибки, как правило, являются искажениями. Ошибки, могут включать замены, пропуски, искажения и т.д. Пропуски в конечной позиции более вероятны, чем в начальной. Искажения гласных встречаются не так часто.

Количество ошибок увеличивается по мере увеличения длины слова или фразы, в связной речи они могут быть менее точными, чем в отдельных словах, что приводит к снижению разборчивости при увеличении длины высказывания.

Применение методик артикуляционной моторики улучшает навыки у дошкольников и снижает количество ошибок и пропуск звуков.

Список литературы

  1. Киреенко, М. В. Формирование мелкой и артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией при помощи нетрадиционных приёмов / М. В. Киреенко // Молодёжь XXI века: шаг в будущее : Материалы XXIII региональной научно-практической конференции. В 4-х томах, Благовещенск, 24 мая 2022 года. Том 1. – Благовещенск: Дальневосточный государственный аграрный университет, 2022. – С. 284-285.
  2. Колесникова, Л. А. Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи ребенка / Л. А. Колесникова // Трибуна ученого. – 2022. – № 8. – С. 232-234. –
  3. Лынская М. И. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика: комплексы упражнений для преодоления артикуляционной апраксии у детей дошкольного возраста. М.: Парадигма, 2016. 28 с
  4. Широбокова, Т. Н. Артикуляционная гимнастика и для чего она нужна / Т. Н. Широбокова, Н. А. Телепнева // Актуальные исследования. – 2022. – № 19(98). – С. 132-134.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее