КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО УСТРАНЕНИЮ ДИСГРАФИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО УСТРАНЕНИЮ ДИСГРАФИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

223

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 50 (200), Декабрь ‘24

Поделиться

В статье рассматривается дошкольный возраст как критический период для формирования предпосылок письменной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Подчеркивается, что данная категория детей подвержена высокому риску возникновения дисграфии, связанной с несформированностью всех компонентов речевой и когнитивной сферы. Акцент сделан на факторах, способствующих нарушению письма: недостаточное развитие фонематического восприятия, моторных навыков и языкового анализа. Предложены методы коррекционной работы с использованием междисциплинарного подхода, ориентированного на индивидуальные особенности ребенка. Рассмотрена роль семьи и игровых технологий как ключевых элементов коррекции. Отмечена необходимость раннего вмешательства для предотвращения стойких речевых нарушений.

Дошкольный возраст считается критическим периодом для формирования предпосылок письменной речи, особенно у детей с речевыми нарушениями. Для дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) характерны специфические трудности, связанные с овладением основ письма. Как отмечалось в исследованиях Р.Е. Левиной и Т.Б. Филичевой, у таких детей наблюдается комплексное недоразвитие всех компонентов речи, включая фонетико-фонематическую, лексико-грамматическую и связную речь, что создает серьёзные предпосылки для возникновения дисграфии [6; 8]. Дисграфия представляет собой специфическое стойкое нарушение письменной речи, которое выражается в системных ошибках и связано с несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения письмом. Исследования Р.И. Лалаевой выявили, что дисграфические ошибки у дошкольников с ОНР обусловлены сочетанием дефицитов в фонематическом восприятии, умении анализировать и синтезировать речевые элементы, зрительно-пространственных нарушений и недоразвития мелкой моторики [4].

Согласно классификации, предложенной Р.И. Лалаевой, выделяют несколько видов дисграфии: фонематическая, артикуляторно-акустическая, аналитико-синтетическая, оптическая и аграмматическая. У дошкольников с ОНР наиболее часто встречаются фонематическая дисграфия, проявляющаяся в замене звуков и букв, и дисграфия на основе несформированности языкового анализа и синтеза, при которой ребёнок испытывает трудности с построением слова, предложения, фразы [4].  Истоки нарушений письма у данной категории детей связаны также с органическими и функциональными факторами. Основные причины включают органическое поражение центральной нервной системы, минимальные мозговые дисфункции, перинатальную патологию и родовые травмы. При этом неблагоприятные педагогические условия, такие как ограниченность речевого общения, нарушение последовательности обучения и педагогическая запущенность, усугубляют речевые трудности [2]. Специфика ОНР у дошкольников предполагает значительное отставание в формировании предпосылок письменной деятельности.

Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с ОНР, направленная на устранение преддикторов дисграфии, должна базироваться на систематическом подходе с учетом междисциплинарных знаний. Методика предполагает воздействие на три ключевые сферы: когнитивную, речевую и моторную. Одним из главных этапов коррекционной работы является развитие фонематического восприятия. Недостаточная сформированность этого навыка у детей с ОНР приводит к затруднениям в освоении звуко-буквенных корреляций. Упражнения, направленные на распознавание фонем, должны включать задания на выделение первого или последнего звука в слове, анализ структуры слова, различение звуков по акустическим и артикуляционным характеристикам. Как подчеркивает Левина Р.Е., развитие фонематического восприятия и звукового анализа у детей с ОНР создает базу для формирования письменной речи, предотвращая развитие фонематической дисграфии [5].

Развитие мелкой моторики является основой для формирования графомоторных навыков, без которых невозможно полноценное овладение письменной деятельностью. Для улучшения моторных функций рекомендуется проведение занятий с использованием пальчиковых игр, лепки, работы с мозаикой, штриховки. Основываясь на работах Лалаевой Р.И., проводимые упражнения должны направляться на синхронизацию зрительно-пространственных и моторных компонентов, что способствует устранению предикторов оптической дисграфии [4].

Несформированность языкового анализа у детей с ОНР часто выражается в неспособности определить границы словосочетаний, разделить слово на морфемы, составить развернутое предложение. Для коррекции данных нарушений особое внимание уделяется упражнениям на составление предложений, подбор синонимов и антонимов, анализ значений слов. Включая в процесс игры, модели и тренажеры (например, карточки с графическими символами), педагог стимулирует языковую активность ребенка. Эта стратегия эффективна для профилактики аналитико-синтетических форм дисграфии, на что ориентируются современные логопедические технологии [7].

Коррекционная работа по устранению дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи основывается на комплексном подходе, который предполагает сочетание индивидуальных, групповых и семейно ориентированных занятий. Важным структурным элементом таких программ является создание условий для естественного речевого развития ребенка с активным вовлечением всех уровней его окружения: семьи, педагогов и специалистов (логопедов, дефектологов, неврологов и других).

Особое внимание в коррекционной работе уделяется введению игровых технологий, которые позволяют детям воспринимать занятия не как учёбу, а как увлекательное действие. Например, подготовка детей к письменной речи может включать игры на составление предложений, восстановление сюжетной последовательности изображений, смысловое комбинирование слов. Упражнения на развитие моторики могут быть представлены в виде соревнований на точность или скорость, что привлекает внимание ребёнка, удерживает интерес и вовлекает в процесс. Результаты тактической коррекции неоднократно подтверждались исследованиями Н.К. Шеремет, где игровая база способствует формированию устойчивых моторных и когнитивных навыков [9]. Программы, разработанные в рамках отечественной логопедии, такие как методы Лалаевой Р.И., систематизируют введение игровых заданий в образовательный процесс, создавая естественную мотивацию ребёнка к речевому обучению. Комбинация слова, звука и действия (например, рисование букв пальцем в воздухе, слуховые игры с распознаванием звука) способствует и когнитивному восстановлению у детей с дисграфией [4]. Таким образом, методики игрового взаимодействия являются ключевым элементом системы коррекционной работы.

Успешная коррекционная работа показывает выраженные позитивные результаты на всех уровнях речевой системы. Постепенное устранение дисграфических симптомов становится возможным благодаря синхронизации работы логопеда, педагогов других направлений и активного участия семьи. Основными результатами являются улучшение навыков фонематического анализа, согласованности графомоторной деятельности, построение связной фразовой и, впоследствии, письменной речи. Однако коррекционный эффект напрямую зависит от регулярности занятий, раннего их начала и последовательности применения выбранной методики. Продолжительное логопедическое сопровождение, которое может включать переоценку прогресса каждые три месяца, позволяет специалистам регулировать нагрузку, корректировать акценты в работе, а также рекомендовать родителям усиливать те или иные педработы в домашних условиях. Даже при острых формах ОНР с укреплением предложенного подхода возможно выведение развития ребёнка в область устойчивой языковой нормы [4].

Коррекционная работа по устранению дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи представляет собой структурированный, многоуровневый и междисциплинарный процесс, направленный на устранение факторов риска, замедляющих овладение письменной речью и формирование языковой компетенции. Особенности дошкольного возраста как критического периода для становления предпосылок письменной речи диктуют необходимость ранней диагностики и своевременного вмешательства, что особенно актуально для детей с ОНР.

Роль семьи также является неоценимой в процессе коррекции. Активное участие родителей в закреплении навыков, работе с логопедами, создании благоприятной домашней речевой среды способствует закреплению результатов коррекционных занятий. Междисциплинарное сотрудничество, включающее специалистов из областей логопедии, психологии, неврологии и педагогики, создает условия для преодоления системных нарушений, характерных для детей с общим недоразвитием речи, а также способствует построению индивидуальных образовательных маршрутов, учитывающих особенности каждого ребенка.

Список литературы

  1. Ахутина Т.В., Величенкова О.А., Иншакова О.Б. Дисграфия: нейропсихологический и психолого-педагогический анализ // Человек пишущий и читающий: Материалы международной конференции (14-16 марта 2002 г. С.-Петербург). - СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2004. - C. 82-97
  2. Безрукова Е.А. Междисциплинарный подход к изучению и коррекции системных нарушений речи / Актуальные проблемы профилактики и коррекции нарушений письменной речи: сб. ст. междун. науч.-пркт. конф., 11 декабря 2007 г. / под. общ. ред. В.Н. Скворцова. - С. 22-27
  3. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования: мышление и речь, проблемы психологического развития ребёнка / Л.С. Выготский; под ред. и со вступ. ст. А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия. — Москва: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1956
  4. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. - СПб., 1997
  5. Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей // Специальная школа, 1967, вып. 2. - 122 с.
  6. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (I-IV классы); Науч. исслед. ин-т дефектологии АПН СССР. — М.; Педагогика, 1980. — 192 с.
  7. Филичева Т.Б. Туманова Т.В. Воспитание и обучение детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста. Программно-методические рекомендации. М. Дрофа 2010
  8. Филичева Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи // Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М., 1999. -С. 87-98, С. 137-250
  9. Шеремет Н.К. Речевая деятельность в системе подготовки дошкольников с ТПМ до школы / М. К. Шеремет // Сборник научных трудов Каменец-Подольского государственного университета: Серия социально-педагогическая. Выпуск XIII, 2008. - С. 293-297
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее