К концу ХХ века в России произошли глубокие социально- экономические, политические, экологические и другие изменения, приведшие к резкому увеличению разного рода патологии у детей, в том числе и нарушений речевого развития. Статистические данные последних десятилетий показывают, что число детей с речевой патологией выросло до 40-50 % от общего числа детей дошкольного и младшего школьного возраста (А.Г. Прытко, Е.А. Соболева, Т.Б. Филичева и др.), тогда как на конец 50-х годов ХХ в. данное число детей не превышало 17 % (Б.М. Гриншпун, М.Е. Хватцев и др.)
Детский возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.
Дети с общим недоразвитием речи, обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Актуальность проблемы формирования навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников с общим недоразвитием речи обусловлена тем, что данный навык является базовым при обучении детей в начальной школе и в дальнейшем служит залогом успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение.
Умение выделять звуки из состава слова играет большую роль при восполнении пробелов фонематического развития.
Упражнения в звуковом анализе и синтезе, опирающиеся на четкие кинестетические ощущения, способствуют осознанному звучанию речи, что является базой для подготовки к обучению грамоте. С другой стороны, навыки звукобуквенного анализа, сравнение, сопоставление сходных и различных признаков звуков и букв, упражнения в языковом анализе и синтезе способствуют усвоению сознательного чтения и письма.
Изучением фонетико-фонематического недоразвития занимались такие ученые как Г А. Каше, P.E. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б Филичева, Г.В. Чиркина, Н.С. Журова и многие другие исследователи, а исследований и практических разработок, посвященных проблеме формирования звукового анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи, недостаточно, что и определило выбор темы.
Исходя из вышеизложенной темы исследования и актуальности, вытекает противоречие между важностью разработки логопедической программы по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и отсутствием достаточной разработанности данной проблемы в практике.
Цель исследования: выявление уровня сформированности навыков звукового анализа и синтеза и их коррекция у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: особенности формирования звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования – процесс целенаправленного формирования звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что внедрение логопедической программы по формированию навыков звукового анализа и синтеза при работе со старшими дошкольниками с ОНР будет способствовать эффективному формированию звукового анализа и синтеза.
Для успешной реализации цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и провести анализ научно-методических источников по проблеме формирования звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи.
2. Экспериментальным путем выявить состояние звукового анализа и синтеза у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать и апробировать программу логопедической работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
4. Провести сравнительный анализ результатов состояния звукового анализа и синтеза у старших дошкольников с ОНР до и после коррекционного воздействия.
Теоретико - методологическая основа исследования:
- Концепция речевой деятельности как сложного фундаментального системного единства (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Р.Е. Левина);
- Учение об онтогенезе речевой деятельности (В.И. Бельтюков, А.Н. Гвоздев и др.);
- Основные положения теории о единстве законов развития нормальных и аномальных детей (Т.А. Власова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.С. Певзнер);
- Концепция Л.С. Выготского о соотношении первичных и вторичных нарушений;
- Принципы единства диагностики и коррекции развития (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина);
- Концепция о культурно-историческом происхождении психики и формировании высших психических функций (ВПФ) Л.С. Выготского;
- Концепция о закономерностях психического развития в норме и патологии Л.С. Выготского;
- Концепция о ведущей роли обучения в развитии Л.С. Выготского;
- Педагогическая система К.Д. Ушинского (звуковой метод);
- Теория учебной деятельности, разработанная Д. Б. Элькониным и В. В, Давыдовым;
- Концепция общего недоразвития речи Р.Е.Левиной;
- Научная концепция Р.Е. Левиной в становлении основ логопсихологии;
- Концепция о внутренней картине речевого дефекта (ВКД) В.А. Калягина.
Методы исследования:
- теоретические: анализ научных источников по проблеме исследования, обобщение, систематизация;
- эмпирические: наблюдение, беседа, эксперимент;
-статистические: количественная и качественная обработка результатов.
Методики исследования:
- методика обследования звукового анализа и синтеза Н.В. Нищевой;
-методика обследования звукового анализа и синтеза Г. Г. Голубевой,
- методика, сформированная на основе таких авторов, как Г.В. Бабина, Н.А. Грассе, В. И. Городилова, Г.Г. Голубева, Д. Б. Эльконин и т.д.
База исследования: Исследование будет проводиться с 1 сентября 2021 года по 1 мая 2022 года на базе МБДОУ «Детский сад «Солнышко» ЗАТО поселок Свободный. Обследованием будет охвачено 12 детей из старшей логопедической группы в возрасте 5 лет, среди них 7 девочек и 5 мальчиков. У 3 детей - ОНР 2 уровня, у остальных – ОНР 3 уровня.
На первом этапе предполагается осуществить анализ психолого-педагогических источников по изучаемой проблеме, разработать теоретико-методологические подходы к проведению эксперимента.
На втором этапе планируется провести констатирующий эксперимент, направленный на выявление сформированности звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, провести качественный и количественный анализ и сделать вывод.
На третьем этапе предполагается разработка и апробирование логопедической программы, направленной на преодоление недоразвития звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, далее планируется провести сравнительный анализ результатов до и после коррекционного воздействия и сделать вывод.
Разработанную программу можно будет успешно использовать учителями-логопедами, воспитателями, родителями при развитии звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Дети данной категории будут успешными в школе при обучении грамоте и у них не возникнут трудности в освоении программы.
Список литературы
- Бастан, У. Н. Проявление нарушений фонетического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня / У. Н. Бастан. – Текст: непосредственный // Логопедия: науч. - метод. журн. – 2015. – № 3. – С. 69-74.
- Болдинова, О. Г. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза у дошкольников с ОВЗ на занятиях по обучению грамоте / О. Г. Болдинова, Е.Н. Андреева. – Текст: электронный // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 68-1. – С. 41-44. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44207553 (дата обращения: 08.06.2021). – Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.
- Васильева, Е. Е. Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи III уровня / Е. Е. Васильева. – Текст: непосредственный // Логопед в детском саду: науч. - метод. журн. – 2017. – № 1. – С. 9-18.
- Верютина, Л. И. К вопросу о формировании звуко-буквенного анализа у старших дошкольников с ОНР / Л. И. Верютина, Т. П. Ларкина. – Текст: электронный // Интегративные тенденции в медицине и образовании. – 2018. – Т. 1. – С. 21-24. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32756855 (дата обращения: 08.06.2021). – Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.
- Имамова, З. Х. Существующие подходы к фонетическому разбору / З. Х. Имамова. – Текст: непосредственный // Начальная школа. – 2003. – № 9. – С. 35-38.
- Лагутина, С. А. Технология воспитания звуковой культуры речи у старших дошкольников с ФФН и ОНР / С. А. Лагутина, Е. А. Пономаренко. – Текст: непосредственный // Логопед : науч. - метод. журн. – 2014. – № 7. – С. 93-104.
- Макарова, Т. Г. Сравнительный анализ сформированности операций фонематического анализа и синтеза у школьников с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи / Т. Г. Макарова. -–Текст: непосредственный // Логопед в детском саду: науч. - метод. журн. – 2017. – № 1. – С. 3-8.
- Марамыгина, Е. Л. Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Е. Л. Марамыгина. – Текст: непосредственный // Психолого-педагогические инновационные технологии в развитии личности на разных возрастных этапах: материалы науч.-практ. конф. (28 нояб. 2014 г.; Шадринск) / сост. С. В. Истомина. – Шадринск: Шадринский Дом Печати, 2015. – Ч. 2. – С. 162-166.
- Филичева, Т. Б. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – Текст: непосредственный // Логопедия. – 2013. – № 1. – С. 43-49.