Проблема произвольного внимания сегодня очень актуальна, так как внимание играет очень важную функцию в жизни человека. Внимание часто рассматривают лишь в связи с другими психическими процессами – мышлением, восприятием, памятью, воображением. Сегодня, по мнению ученых, это одна из главных или же одна из основных способностей человека. Именно внимание является главным психическим процессом в процессе учебной работы младшего школьника и оказывает влияние на успешность обучения юных учеников.
В настоящий момент внимание характеризуется как направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других [3]. Не стоит забывать, что внимание является одной из важнейших психических функций, но не самостоятельной формой отражения и познания. Как правило, оно относится именно к процессу восприятия, который характеризуется как направленность на конкретный объект, а также динамикой протекания психических процессов [1].
Пик развития внимания проявляется в школьные годы, что обеспечивает процесс обучения. Несмотря на то, что младшие школьники могут длительное время сосредотачивать свое внимание на неинтересной деятельности и переключаться с одной задачи на другую, в этом возрасте, а как в дошкольном возрасте, еще доминирует непроизвольное внимание. Действуя как сильное отвлечение, внешние впечатления мешают ученикам начальной школы сосредоточиться на трудном предмете.
По мнению А.В. Запорожца, непроизвольное внимание сохраняется у детей даже в семилетнем возрасте, когда они начинают овладевать произвольным вниманием [2]. На этой основе, благодаря использованию игр и решению эмоционально окрашенной задачи, дети способны длительное время удерживать свое внимание. Наоборот, малопривлекательные и однообразные занятия даются с трудом, вследствие чего внимание быстро рассеивается. Соответственно школьное образование не должно состоять только из задач, требующих длительного напряжения произвольного внимания.
Дети школьного возраста обладают всеми видами внимания, которые встречаются в их деятельности. Однако такие свойства внимания как распределение и переключение недостаточно сформированы. По этой причине дети еще отвлекаются на занятиях, возникают трудности в сосредоточенности на малоинтересном или неважном.
Развитие произвольного внимания в младшем школьном возрасте является важнейшим компонентом личности, позволяющим развивать волевые качества и умение планировать деятельность. Как уже говорилось, незрелость произвольного внимания характерна для детей 6—7 лет. Поэтому для успешного обучения необходимо использовать различные методы привлечения ребенка к деятельности, тем самым повышая интерес к самой деятельности.
Младшие школьники начинают регулировать произвольность своих действий и осваивают навыки самоконтроля, тем самым развивая процесс внимания. Тем не менее, следует также отметить, что в этом возрасте преобладают и индивидуальные особенности произвольного внимания ребенка, что приводит к неодинаковой степени развития самого внимания. Однако если у детей нормы этот процесс протекает неравномерно, что уж говорить о детях с речевыми нарушениями, особенно с общим недоразвитием речи.
Прежде всего, хотелось бы отметить, что Л.С. Волкова определяет общее недоразвитие речи как «различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне» [5]. У таких детей скудный словарный запас, недостаточный звукобуквенный синтез и анализ, нарушение звукопроизношения. Что же касается внимания, то оно обладает особыми свойствами, так как не только внимание служит языку, но и сам язык служит средством регуляции контроля.
Изучением особенностей произвольного внимания у детей, имеющих речевые нарушения, занимались следующие исследователи: В.А. Калягин, С.И. Кайданова, А.Д. Ковалева, В.А. Ковшикова, Э.М. Кулиев, Р.Е. Левина, Т.С Овчинникова, В.И. Селиверстов, В.А Флоренская и др.
У детей с речевыми нарушениями затруднена концентрация внимания при поиске и решении задач, недоразвито зрительное и слуховое внимание, в результате чего выделяются стереотипные повторения в деятельности и трудности ориентировки в пространстве. Так, в зависимости от вида раздражителя (зрительный или слуховой) детям с нарушением речи труднее сосредоточиться при выполнении заданий со словесными инструкциями, чем со зрительными. В первом случае наблюдаются грубые нарушения дифференциации по форме, окраске и расположению фигур [6].
Нарушение развития речи приводит к ограничению навыков конструктивной деятельности, а также к снижению устойчивости и возможности ее распространения. Недостаток внимания у таких детей выражается в нарушении перцептивных процессов [4].
Анализируя особенности внимания, выясняется, что дети не способны удерживать в сфере внимания несколько объектов. В процессе обучения проявляется отвлекаемость, общая интеллектуальная пассивность, которая выражается в невнимательности в разговоре с учителем. Учебная деятельность осложнена, поскольку интерес к обучению и познавательные потребности снижены.
Таким образом, установлено, что внимание и речь взаимосвязаны, так что у детей с общим недоразвитием речи снижены различные аспекты внимания: переключения, распределения, объема, устойчивости и концентрации.
Список литературы
- Дмитриева Н.Ю. Общая психология. Конспект лекций. - М.: 2007. - 128 с.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды /А.В. Запородец. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. - 1287 с.
- Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. - М.: Академия, 2006. - 320 с.
- Ковалева Л.Д. Развитие внимания у детей с общим недоразвитием речи. «Дошкольное образование». №11. 2008.
- Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Л69 заведений / под ред. Л.С. Волковой - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 703 с.
- Твардовская А.А. Логопсихология. Конспект лекций; Каз.федер.ун-т. - Казань, 2014. - 72 с.