Коммуникативные навыки оказывают огромное влияние на жизнь дошкольника. Общение очень важно для развития ребенка. Поскольку в процессе общения дети усваивают социально-исторический опыт, накопленный предыдущими поколениями человечества, взаимодействие (вербальное и невербальное) со взрослыми помогает детям усвоить опыт предыдущих поколений, является важным источником приобретения [2].
Однако для дошкольников с ОНР характерны измененные способы общения, проявляющиеся в том, что у многих нарушена вербальная коммуникация. Общение затруднено. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР происходит в процессе общения с коллективом, семьей, сверстниками. Дети с нарушениями речи плохо узнают обращенную к ним речь, у них низкая самостоятельность, они с трудом вступают в общение. Характеризуются недоразвитием многих психических процессов и функций (памяти, внимания, восприятия, речи, мышления и др.).
Поэтому необходимо создавать условия, соответствующие их характеру, способствующие развитию психических процессов и коммуникативных навыков [3].
Логопеды и психологи в настоящее время ищут способы увеличить потребности в вербальном общении и общении у детей с ОНР.
Современные исследователи установили, что игровые упражнения, ролевые игры, элементы обучения, умственной гимнастики, занятия с логопедами и воспитателями являются эффективными средствами развития коммуникативных навыков и речи у дошкольников.
В процессе игры дети объединяются в группы и берут имеющиеся знания друг у друга. Потребность в общении со сверстниками стимулирует развитие связной речи, особенно диалогической. Педагог (логопед), организующий игру, направляет процесс общения детей и, как следствие, стимулирует их речевое общение. Это означает, что игры могут служить средством развития коммуникативных навыков и показателем уровня развития общения и речи [4].
Также с целью изучения коммуникативных навыков детей организуются наблюдения за их свободным общением. В процессе наблюдения обращают внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его, слушать и понимать собеседника, четко выражать свои мысли.
В логопедии используются различные практические, визуальные и вербальные методы.
Практические методы включают упражнения, игры и симуляции. Основной деятельностью дошкольников являются игры. Неотъемлемой частью игры являются игрушки. Игрушки являются наиболее подходящим инструментом в процессе развития коммуникативных навыков. Содержание самого материала и методика его преподавания детям должны основываться на потребностях детей в общении, игре, движении и продуктивной деятельности.
Упражнения практического характера (дыхание, вокализация, артикуляция, развитие общей ручной моторики) занимают большое место в логопедической работе. Различные типы конструирования также используются в логопедической работе [1].
Упражнения творческого характера предполагают использование изученных приемов в новых условиях, на новом речевом материале. Речевая практика используется и в логопедической работе. Примером тому может служить повторение установленных звуковых слов при коррекции нарушений звукопроизношения. Использование игровых упражнений (например, имитация действий: дрова, деревья, имитация ходьбы медведя, лисы) вызывает у детей эмоционально-положительный настрой и снимает напряжение.
Игровые методы включают использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами, такими как изложение, объяснение, инструктаж, анкетирование. Одним из основных компонентов метода является вымышленная ситуация в развернутом виде (сюжет, роль, игровое действие).
Предлагается большое количество игр для развития двигательной активности детей. Эти игры провоцируют пассивную активность ребенка, учат его соблюдать определенные правила, формируют стремление к лидерству, способствуют развитию ловкости и реакции и так далее [2].
Присутствие ребенка в детском саду создает благоприятные условия для систематической работы по формированию правильной речи. Работа по формированию коммуникативных навыков может проводиться как на специально организованных занятиях, так и вне их (на прогулках, во время режимных процессов и т д.).
Важно организовать положительный эмоциональный фон, чтобы вызвать у детей интерес к занятию, поэтому оно должно проводиться в игровой форме. Задания должны быть доступны для детей и располагаться в порядке возрастания сложности.
Большое значение имеет этичное поведение логопеда, его правильная реакция на ошибки ребенка. Он учит детей, что нельзя смеяться над недостатками речи, что исправление недостатков удается постепенно и зависит, прежде всего, от собственного усердия ребенка и помощи окружающих. В процессе работы с детьми логопеды должны объективно и умело оценивать успехи каждого ребенка.
Список литературы
- Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи / Г.А. Волкова. - СПб.: Детство-пресс, 2017. - 144 с.
- Гриншпун, В. М., Селиверстов, В. И. Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью. - М.: Просвещение, – 2018. – 110 с.
- Жукова, Н. С. , Мастюкова, Е. М., Филичева, Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: Просвещение, - 2020. – 301 с.
- Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания/ А. В. Мудрик. – М.: Педагогическое общество России, 2021.- 122 с.