Анализ изучения фонематических процессов у дошкольников с речевой патологией

Анализ изучения фонематических процессов у дошкольников с речевой патологией

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 1 (99), Январь ‘23

Дата публикации 16.01.2023

Поделиться

В работе изучены проблемы развития фонематических процессов у дошкольников с нарушениями развития речи. Выявлены особенности и уровень сформированности фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. А так же проведен анализ научной литературы.

Современная статистика указывает на тенденцию роста кoличества детей дошкольного возраста с фонематическими расстройствами речи. Отсюда, как результат, появляются проблемы в коммуникации, неадаптивное поведение, изменение в индивидуальном развитии детей. Для детей, имеющих общее недоразвитие речи III уровня, вопросы формирования фонематических процессов приобретают особую актуальность. Это с одной стороны связано с тем, что уровень сформированности фонематических процессов играет значительную роль для дальнейшей успешности oбучения в школе детей старшего дoшкольного возраста, а с другой стороны особенности развития речи и психики детей с общим недоразвитием речи ограничивают возможность развития данного вида процессов без специального обучения.

Рoза Евгеньевна Левина к общему недоразвитию речи относит разнообразные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование абсолютно всех компонентов речевой системы, это значит что при ОНР III уровня нарушается смысловая и звуковая сторона речи при сохранном слухе и иннервации. [1].

Характерные черты фонематических процессов у ребенка с OНР в первый раз были представлены в рабoте исследователя Р.Е. Левиной . Согласно суждению Розы Евгеньевны Левиной, для ребенка с III уровнем речевого развития свойственно недифференцированное произнесение звуков, когда один звук замещает одновременно два или более звуков этой или же близкой фонетической группы . В таком случае фонематическое недоразвитие ребенка данной группы выражается в нарушении формирования процессов различения фонем . При выполнении простых действий звукового анализа замечается недоразвитие фонематического восприятия (при узнавании звука, придумывании слова на заданный звук )[ 1]

Р.Е. Левина на основе психологического изучения речи детей сделала вывод что важным значением фонематического анализа структуры слова для полного усвоения звуковой стороны речи. Роза Евгеньевна Левина подчеркивает, что нарушение фонематического восприятия может быть иметь вторичный характер, "такое явление наблюдается при нарушении речевых кинестезий, имеющих место при морфологических и двигательных поражениях органов речи" .[1]

Следует отметить что восприятие звучаний у ребенка с ОНР отличается незаконченностью процессов развития восприятия фонем,которые отличаются тонкими акустико-артикуляционными свойствами. Состояние фонематического формирования ребенка оказывает большое влияние на овладение звуковым анализом. В устной речи недифференцированность фонем ведет к смешению и заменам. Согласно акустико-артикуляционному однообразию смешиваются как правило следующие фонемы:

1) парные звонкие и глухие согласные;

2) лабиализованные гласные; сонорные;

3)свистящие также шипящие;

4)аффрикаты смешиваются как между собой, так и с любым из своих компонентов. Подобное состояние формирования звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава фразы и зачастую приводит к вторичному дефекту, патологиям чтения и письма.

Овладение фонематической организации языка совершается в близкой взаимосвязи двух ключевых процессов: восприятия фонем и их воспроизведения. М.Ф. Фомичева акцентирует внимание, на том что восприятие и воспроизводство звуков родного языка – это слаженная деятельность речеслухового и речедвигательного анализаторов, где хорошо сформированный фонематический слух дает возможность сформировать отчетливую дикцию – подвижность и тонкую дифференцированную работу артикуляционных органов, которые обеспечивают правильное произношение любого звука. [2]

В работах Лалаевой Р.И. и Серебряковой Н.В. говорится о там, что у детей с ОНР наблюдается недоразвитие фонематических процессов. Их нечеткая речь не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля. Это еще более усугубляет нарушение фонематического анализа структуры слова, так как неразличение собственного неправильного произношения и произношения окружающих затормаживает процесс фонематического восприятия речи в целом [3].

По мнению Т.А. Ткаченко в случае нарушения фонематической стороны речи у детей с общим недоразвития речи, выявляетсянесколько состояний:

Во-первых недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. (наиболее легкая степень недоразвития);

Во-вторых нарушение звукового анализа, недостаточное различение большого количества звуков, относимых к разным фонетическим группам при сформированной их артикуляции в устной речи;

В-третьих трудность дифференциации звуков в слове, неспособность выделить их из состава слова и определить последовательность (тяжелая степень недоразвития).

Отмеченные oшибки оцениваются по-разному: одни касаются только оттенка фонем и не нарушают значения выражения, прочие ведут к смешению фонем, к их неразличению. Последние - наиболее грубые, так как усложняют понимание высказывания [3].

Исследование психолого – педагогической литературы позволило обнаружить тот факт, что особенности фонематического анализа и синтеза у ребенка с общим недоразвитием речи заключаются в последующем: способность выделять и вычленять звук зависит от положения его в слове, а также от произносительных отличительных черт звукового ряда; нарушенное звукопроизношение оказывает большое влияние на развитие функций фонематического анализа и синтеза также препятствует овладению основами грамоты.

Подводя итоги, можно сделать выводы, что многие ученые считают, что недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда.

Список литературы

  1. Основы теории и практики логопедии. Под ред. Левиной Р.Е. – М.: Просвещение, 1968. – 367с.
  2. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание»-с 14
  3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя)-40с
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary