ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО САДА

ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО САДА

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

105

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 18 (219), Май ‘25

Поделиться

В статье рассматривается театрализованная деятельность как эффективное средство музыкального развития детей младшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования. Раскрываются психолого-педагогические особенности восприятия музыки детьми 3-5 лет, обосновываются возможности театрализации как метода формирования музыкальной культуры, а также подчеркивается значение цифровых технологий в образовательной среде.

Современное общество, находящееся под влиянием медиакультуры, все чаще сталкивается с проблемой утраты интереса к классическим формам искусства и снижением уровня духовно-нравственного развития подрастающего поколения. Особенно это касается детей младшего дошкольного возраста, для которых период от 3 до 5 лет является сенситивным этапом в развитии эмоциональной сферы, художественного восприятия и творческих способностей. Музыкальное искусство, играющее ключевую роль в формировании внутреннего мира ребенка, в условиях доминирования цифровых технологий постепенно утрачивает свою значимость в повседневной жизни, что требует поиска новых форм педагогического воздействия. Одним из эффективных средств, способствующих музыкальному развитию, является театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность как форма художественного самовыражения позволяет объединить музыку, движение, речь и игру в единую педагогическую систему. Ребенок не просто воспринимает музыкальное произведение, а проживает его через тело, голос, эмоции и взаимодействие с другими детьми. Это делает театрализованную деятельность особенно эффективной в условиях дополнительного образования, где важны гибкость, вариативность, творческое самовыражение и учет индивидуальных интересов.

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой эмоциональной чувствительностью и стремлением к подражанию. Согласно работам Е.В. Назайкинского, восприятие музыки у детей этого возраста носит преимущественно эмоциональный характер и требует активной педагогической поддержки. Музыка воспринимается через движение, интонацию, ритм и мимику, а такие реакции легко интегрируются в театральную игру. Театрализованная деятельность формирует устойчивые навыки слушания, способствует развитию музыкального слуха, чувства ритма, образного мышления и эмоциональной отзывчивости. Через исполнение ролей, импровизацию и взаимодействие с музыкальным материалом дети не только узнают произведения, но и начинают осмысленно к ним относиться.

Психолого-педагогическая значимость театра в музыкальном развитии заключается в возможности активизировать когнитивные и эмоциональные процессы ребенка. Разучивание песен, инсценировки музыкальных сказок, пластическое интонирование и игры-драматизации способствуют формированию внутреннего художественного опыта. Музыкальное восприятие при этом превращается в осмысленное действие, где важны не только звуки, но и образы, возникающие в воображении. Влияние театрализованной деятельности на личность ребенка проявляется также в развитии уверенности в себе, умении работать в коллективе, способности к сопереживанию, интериоризации социальных норм.

Важную роль в театрализации играет воспитатель или педагог дополнительного образования. От его способности направлять и поддерживать детскую инициативу зависит качество музыкально-художественного воспитания. Использование в образовательной практике таких элементов, как маски, костюмы, куклы, декорации, а также собственное участие педагога в игре, повышает вовлеченность детей и способствует созданию эмоционально насыщенной образовательной среды. Чтобы сохранить искренность и творческую свободу процесса, важно избегать авторитарности, поощрять импровизацию, принимать любое проявление творческого выражения ребенка как ценное и значимое.

Особое место в современном образовательном процессе занимает цифровизация. Внедрение интерактивных технологий, мультимедийных ресурсов и аудиовизуального контента в театрализованную деятельность существенно расширяет ее возможности. Использование презентаций, музыкальных видеоклипов, проекторов, а также запись и просмотр постановок позволяют обогатить художественное восприятие ребенка, снять страх сцены и сформировать устойчивый интерес к театру. Цифровая среда может не только сопровождать театральные постановки, но и служить источником вдохновения, средством самопознания и самовыражения.

Таким образом, театрализованная деятельность выступает как интегративная форма музыкального, эстетического и личностного развития дошкольников. Она позволяет формировать у ребенка не только музыкальные способности, но и такие важные качества, как эмоциональная отзывчивость, креативность, социальная активность и внутренняя мотивация к познанию искусства. Театрализованная деятельность не только служит эффективным педагогическим инструментом, но и способствует гармонизации образовательной среды, делая её более эмоционально насыщенной, интересной и развивающей. В системе дополнительного образования театрализация открывает широкие возможности для педагогического воздействия, позволяя строить индивидуализированную, насыщенную и гуманную образовательную среду. Развитие музыкальной культуры посредством театра у младших дошкольников возможно лишь при условии целенаправленного педагогического сопровождения, включающего как традиционные формы работы, так и современные цифровые инструменты.

Театр в жизни дошкольника — это не просто игра. Это способ научиться слышать и чувствовать, видеть прекрасное, понимать другого, выражать свои мысли и переживания в художественной форме. Воспитание через театр — это путь к формированию целостной, развитой, чувствительной и творческой личности, открытой к миру искусства и культуры.

Список литературы

  1. Александрова, Е. С. Детский сад будущего: лучшие практики дошкольного образования в эпоху цифровизации: сборник научных статей. Вып. 8 / Е. С. Александрова, Е. А. Бурова. – Санкт-Петербург: Изд-во СПб АППО, 2020. – 18 с.
  2. Жукова, А. М., Прокофьева, И. В. Особенности организации музыкально-театральной деятельности дошкольников // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – №67-1. – С. 9395
  3. Колесникова, О. А. Театрализованная деятельность как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста / О. А. Колесникова // Актуальные вопросы современного образования: региональный аспект: материалы I региональной научно-практической конференции. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2022. – С. 10-12
  4. Ланцова, Т. Н. Особенности организации музыкально-театральной деятельности дошкольников / Т. Н. Ланцова // Интеллектуальный потенциал России – 2025: материалы Международной научно-практической конференции. – Москва, 2025. – С. 229
  5. Никонова, М. А. Театральная деятельность дошкольников как составляющая музыкального воспитания в дошкольной организации / М. А. Никонова // Актуальные проблемы начального, дошкольного и специального образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Т. Ю. Макашиной. – Коломна: Гос. соц.-гум. ун-т, 2022. – С. 6669
  6. Трофимова, Е. Д., Хафизова, К. А. Формирование творческих проявлений дошкольников в музыкально-театральной деятельности // Обществознание и социальная психология. – 2022. – №3-2 (33). – С. 5-9
  7. Трофимова, Е. И. Влияние цифровизации на развитие личности современных детей / Е. И. Трофимова // Молодой учёный. – 2021. – №10 (376). – С. 170. – Текст: электронный. – URL: https://moluch.ru/archive/376/83699/ (дата обращения: 28.04.2025)
  8. Васенина, С. И., Асатрян, О. Ф., Кокорева, К. В. Организация развития творческого воображения у старших дошкольников средствами театрального искусства в условиях дополнительного образования // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – №66-2. – С. 76-78
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее